В декабре 2013 года будут реорганизованы ремонтные предприятия Министерства обороны РФ

02.10.2013 13:33

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

В декабре 2013 года окончательно определится судьба более сотни ремонтных заводов и предприятий Министерства обороны РФ, которые должны быть переданы профильным министерствам и ведомствам.

В декабре этого года окончательно определится судьба более сотни ремонтных заводов и предприятий Министерства обороны РФ, которые должны быть переданы под крыло профильных министерств и ведомств. Корреспондент “Солидарности” выяснял смысл предстоящей реорганизации и вероятность возможных в связи с этим негативных последствий для работников. В начале был Шойгу. Как мы помним, нынешний министр обороны РФ Сергей Шойгу принял предложение президента России возглавить армию в начале ноября прошлого года - в самый разгар коррупционного скандала вокруг ОАО “Оборонсервис”. Почти сразу после назначения Сергей Кужугетович заявил, что с российской армии нужно снять несвойственные ей функции по среднему и капитальному ремонту техники и вооружений на заводах, которыми управляли военные. После того, как в 2011 году началось действие государственной программы вооружений, Минобороны за год недополучило среднем 20% техники, переданной в ремонт. Это при том, что военное министерство проавансировало многомиллионные договоры практически на 100%. И хотя официально инициатива Шойгу была вызвана постоянными срывами сроков, плохим качеством и необоснованным подорожанием ремонтных работ, по сути, Сергей Кужугетович пришел расчистить “авгиевы конюшни” “Оборонсервиса”, оставленные прежним министром обороны Анатолием Сердюковым. В конце мая уже этого года директор Федеральной службы по оборонному заказу Александр Потапов сообщил журналистам, что в военном ведомстве создана специальная рабочая группа, которая и займется проработкой вопросов по передаче ремонтных предприятий от военных - к промышленности. Возглавил группу заместитель министра обороны по вооружению Юрий Борисов. По информации издания “Коммерсант”, он же 26 августа доложил Шойгу о том, что судьба многих предприятий “Оборонсервиса” определена. Так, по данным на 18 сентября, передача 56 заводов уже согласована военными с Минпромторгом и Минэкономразвития, 35 предложений по передаче предприятий находятся на рассмотрении. В чем смысл? ОАО “Оборонсервис” - это колоссальный комплекс из сотен объединенных стратегически важных предприятий РФ, обеспечивающих нужды армии: от научно-производственных военных разработок до поставок продуктов питания военнослужащим. “Оборонсервису” подчинены 9 субхолдингов, разделенных по отраслевому признаку (обслуживание авиа- и наземной техники, снабжение, обеспечение энергобезопасности и так далее), в каждый из которых входят десятки дочерних и зависимых обществ. И вот как раз от большинства заводов трех из девяти субхолдингов - ОАО “Авиаремонт”, ОАО “Ремвооружение” и ОАО “Спецремонт” - Минобороны и собирается избавиться. Уже известно, что получателем активов “Авиаремонта” является Объединенная авиастроительная корпорация. Большую часть предприятий “Спецремонта” отдадут КамАЗу, а “Ремвооружения” - государственной корпорации “Ростех”. Важно то, что всего в трех названных субхолдингах находится 131 предприятие, работают почти 32 тысячи человек. И еще немаловажный штрих: в прошлом году чистая прибыль “Авиаремонта” составила 1,2 млрд рублей, “Ремвооружения” - 17,4 млн рублей, а “Спецремонта” - 12,3 миллиона. Зачем отдавать другим такой жирный кусок оборонного “пирога”? - Минобороны заключает договоры с исполнителями гособоронзаказа на весь срок службы конкретного изделия, - объясняет председатель Рособоронпрофа Андрей Чекменев. - Однако если раньше вопросами капитального ремонта и утилизации занималось Минобороны, то теперь, как они считают, этот вопрос должен решать сам изготовитель. Сейчас эти заводы не просто передаются, а переходят в структуру головных исполнителей гособоронзаказа. Теперь эту инфраструктуру головное предприятие должно оценить и понять: насколько они укомплектованы, нужны ли в таком количестве, может быть, их нужно по-иному перераспределить. Таким образом, министерство как посредник в проведении ремонтных работ самоисключается, а госкорпорации, к которым перейдут ремзаводы и предприятия, априори не должны проводить комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного состояния военной техники по завышенным расценкам и со срывом сроков себе же в убыток. На них ляжет вся ответственность за выполнение заказа “от и до”. В связи с этим снижается и коррупционная составляющая, которая, как мы знаем благодаря “делу Оборонсервиса”, в холдинге была. - С точки зрения экономической оправданности считаю это правильным шагом, - полагает аналитик независимого аналитического агентства “Инвесткафе” Роман Гринченко. - Передача ремонтных заводов и предприятий профильным компаниям положительно повлияет на качество и стоимость работ. И на военном потенциале реорганизация скажется положительно, в связи с тем, что предприятия будут более заинтересованы в качестве своих услуг и их стоимости. Это связано с тем, что, например, тот же “Ростех” - более профильная корпорация, в которой возможна синергия с остальными структурами группы. Тем не менее, военное ведомство не собирается полностью избавляться от своих производственных объектов. В докладе Юрия Борисова говорится, в частности, что “39 предприятий предлагается оставить в ведении Минобороны. Из них 11 сохранят свою основную деятельность в интересах военного ведомства, на остальных 28 заводах и предприятиях будет проведен промышленный аудит, по результатам которого необходимо принять решение о целесообразности их ликвидации”. Согласованные же списки передаваемых объектов от Минпромторга и Минэкономразвития в военном ведомстве ждут в начале октября. Для людей. - Мы уже ведем консультации по этому вопросу, в частности, я был на коллегии при Минобороны, посвященной предстоящей реорганизации, - рассказывает председатель профсоюза гражданского персонала вооруженных сил России Николай Бойко. - Нам сообщили, что решение уже принято, задан определенный вектор реструктуризации оборонного комплекса. Но, во-первых, этот вопрос до конца не решен. С точки зрения министра обороны решение это достаточно правильное. Но как это будет все реализовано практически, мы пока не знаем. Думаю, что все должно определиться до декабря. По словам Андрея Чекменева, очень важно, чтобы новые хозяева предприятий вникали в работу каждого отдельного завода, прежде чем принимать какие-то реорганизационные или оптимизационные решения. Например, на том же Камском автомобильном заводе (“КамАЗ”) давно выстроена четкая структура сервиса: предприятие выполняет заказы Минобороны по производству военных грузовиков разных модификаций, занимается их ремонтом. Теперь важно, чтобы эта система не была нарушена. - Если бы нам передали какие-то заводы, это было бы замечательно, - заместитель председателя профкома ОАО “КамАЗ” Виталий Корсаков был лаконичен. - У нас бы увеличился коллектив, выросли производственные мощности. Но пока мне сложно что-либо комментировать, потому что официального решения по этому вопросу мы не видели. - Давайте начнем с того, что все эти структурные преобразования идут у нас уже 15 лет, - отмечает Владимир Красноруцкий, председатель первички ФГУП “ПО Уралвагонзавод”, которое подпадает под реорганизацию Минобороны в первую очередь. - И, наверное, мы одно из предприятий, которое по своей структуре осталось в социализме. Мы считаем, что эти процессы неизбежны, они будут происходить, но наша задача - сделать так, чтобы они для работников не были особенно острыми или неприятными. В принципе, даже когда и раньше от нас отделялись отдельные структуры, мы с работодателем договаривались, что должны все социальные гарантии для работников сохранить. - Если говорить о проблемах людей, то они, естественно, возникнут, потому что любая перетряска структуры начинается с выявления кого-то лишнего, - констатировал Андрей Чекменев. - Поэтому очень важно, чтобы хотя бы на время реорганизации профсоюзная структура была сохранена, ведь в ближайшем будущем, возможно, могут быть затронуты интересы работников - увольнения, сокращения и так далее. По мнению аналитика Романа Гринченко, сокращения действительно возможны, но большинство специалистов останутся внутри госкорпораций, а в связи с тем, что переход будет осуществлен в профильную структуру с хорошим потенциалом, можно даже ожидать роста заработных плат и улучшения условий труда. Он также подчеркнул, что большинство госкорпораций имеют свою специальную программу по трудоустройству увольняемых сотрудников. Тем не менее массовый переход предприятий к другим собственникам в перспективе коснется сразу нескольких профсоюзов, относящихся к оборонной промышленности, полагает Андрей Чекменев. Именно поэтому сегодня на уровне этих отраслевых ЦК, по его мнению, необходима большая встреча, чтобы “решить принципиальные общие вопросы”. - При общении с коллегами мы будем исходить, прежде всего, из принципа целесообразности преобразований для людей, - подчеркнул председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николай Соловьев. - Да, может быть, не надо “пороть горячку” прямо сейчас. Но в идеале люди должны находиться под защитой своего отраслевого тарифного соглашения, на базе которого принимаются колдоговоры и так далее. Судьба коллективов - вот что для нас самое главное.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>