В США зашли в тупик переговоры по повышению зарплат рабочих автопрома
Фото: ru.wikipedia.org

В США зашли в тупик переговоры по повышению зарплат рабочих автопрома

23.08.2023 08:25

Автор: Камиль Айсин

Источник: www.solidarnost.org

Территория: США

В США переговоры между Объединенным профсоюзом рабочих автопрома и тремя крупнейшими компаниями - производителями автомобилей зашли в тупик.

Переговоры между Объединенным профсоюзом рабочих автопрома и тремя крупнейшими компаниями - производителями автомобилей зашли в тупик. То, что могут дать работодатели, не устраивает профсоюз, а требования работников… вообще-то посильны для этих компаний, но существенно сократят прибыль и снизят интерес инвесторов. В свою очередь президент США, которому не нужна забастовка, ищет выход, чтобы и голоса рабочих получить, и переход на автомобили с нулевым выбросом продолжить. На фото - президент профсоюза UAW Шон Фейн ОЦЕНИВАЯ ПОТЕРИ Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности (UAW) намерен объявить забастовку “большой тройке” автопроизводителей. Стачка может оказаться самой дорогостоящей за последние годы. Согласно отчету, недавно опубликованному консалтинговой фирмой Anderson Economic Group, забастовка 143 тыс. членов UAW на предприятиях General Motors, Ford Motor Co. и Stellantis после первых 10 дней приведет к экономическим потерям свыше 5 млрд долларов. Это не стоимость забастовки для “большой тройки” - это в широком смысле экономические потери и автопроизводителей, и рабочих. При этом AEG не считала потери бюджетов штатов и федерального бюджета в результате недополученных налогов и не включила в отчет убыль забастовочного фонда UAW. А этот фонд, кстати, составляет 825 млн долларов и предполагает еженедельные выплаты по 500 долларов участникам забастовки, начиная со второй ее недели. Если обратиться к потерям автопроизводителей в результате возможной стачки, то после первых 10 дней забастовки GM потеряет 380 млн долларов, 325 млн долларов потеряет Ford и 285 млн - Stellantis. Если пытаться отодвинуть горизонт расчетов дальше, ситуация становится менее определенной. Так, если десятидневного перебоя в работе производителей автодилеры почти не заметят, то чем дольше длится забастовка, тем сильнее воздействие, которое она оказывает на цепочку поставок от конвейера до покупателя, и тем выше долгосрочный эффект от просадки реализации новых автомобилей. Есть повод полагать, что UAW не блефует, когда говорит, что, если “большая тройка” не согласится с условиями рабочих, забастовка неминуема: в 2019 году сорвались переговоры между профсоюзом и компанией General Motors. Забастовка продолжалась 40 дней и, по заявлению GM, стоила компании 3,6 млрд долларов - компания недопроизвела 300 тыс. автомобилей. С тех пор изменилось руководство UAW - с 26 марта 2023 года президентом профсоюза является Шон Фейн. Он принял решение отказаться от предыдущей тактики (нацеливаться на самого сильного из тройки, вести переговоры с выбранной компанией и уже на ее примере показывать двум другим, что их ждет). Забастовка еще не началась, а “большая тройка” уже теряет деньги: акции GM сейчас в районе самой низкой отметки за последнюю пару лет. Как недавно стало известно, компания Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway решила сократить свою долю в автопроме США и уже продала половину своих акций GM. ПЕРЕЧИСЛЯЯ ТРЕБОВАНИЯ Требования Фейна и рабочих автопрома весьма смелые - настолько, что это похоже на позицию в начале торгов, когда каждый участник знает, что с этой позиции придется двигаться в сторону компромисса. В первую очередь UAW требует повысить зарплаты на 46%. С одной стороны, это смело и много, с другой - инфляция в США в прошлом году составила 8%, и только в июне этого года ее удалось вернуть к “здоровым” 3%. Стоимость жизни стремительно росла в отличие от зарплат, и рабочие после пандемии, уже нанесшей им серьезный удар, стремительно беднеют. Но это не единственная мотивация: за истекшие четыре года с момента подписания прошлого контракта компенсации генеральным директорам и высшему руководству компаний выросли примерно на 40%, и Фейн считает, что рабочие вправе требовать аналогичной прибавки. И GM даже согласился сделать это, но все остальные требования счел угрожающими бизнесу и его долгосрочным планам. Профсоюз также требует увеличения пенсионных пособий для нынешних пенсионеров и обеспечения того, чтобы все работники получали пенсии с установленными выплатами. Фейн еще потребовал восстановить льготы на медицинское обслуживание пенсионеров и проводить регулярную корректировку выплат в связи с повышением стоимости жизни. Помимо этого требования к “большой тройке” включают перевод всех временных работников на постоянную основу и установление новых строгих ограничений на использование временных работников. Вспоминая недавний успех профсоюза “Братство возчиков” (Teamsters) в переговорах с UPS, Фейн сказал, что неправильно делать рабочих второсортными, и предложил отменить двухуровневую систему оплаты труда. Наконец, предлагается сократить рабочую неделю с 40 до 32 часов и увеличить оплачиваемый отпуск. Информационное агентство Bloomberg подсчитало, что удовлетворение всех требований UAW будет стоить каждому автопроизводителю из “большой тройки” примерно 80 млрд долларов дополнительных затрат на персонал в течение следующих четырех лет, то есть срока действия контракта. ПРИВЛЕКАЯ АДМИНИСТРАЦИЮ Переговоры между профсоюзом работников автопрома и “большой тройкой” привлекли внимание Белого дома вероятными экономическими последствиями и своей бескомпромиссностью. Кроме того, это та политическая карта, которую Байдену хочется разыграть: АФТ-КПП уже поддержал переизбрание действующего президента на второй срок, произнеся заклинание из его предвыборной кампании 2020 года о том, что он “самый поддерживающий профсоюзы президент в нашей жизни”. Но UAW пока не торопится высказать слова поддержки. По мере развития ситуации, а точнее - того, как переговоры между профсоюзом и “большой тройкой” заходили в тупик, Байден 19 июля встретился с Шоном Фейном в Белом доме. Руководство UAW приехало в Белый дом на встречу с сотрудниками президентской администрации для краткого брифинга по поводу переговоров. И когда Байден узнал о встрече, он выказал желание лично поговорить с президентом UAW, с глазу на глаз. Байдену важно подчеркнуть рост количества рабочих мест, рост зарплат и тем самым показать, что опасения по поводу рецессии не более чем выдумка. Так что он предложил своему давнему соратнику Джиму Стерлингу выступить в качестве координатора администрации президента на переговорах и работать в тесном сотрудничестве с Джули Су, которая исполняет обязанности министра труда. О чем говорили Фейн и Байден 19 июля, неизвестно: ни тот, ни другой не комментировали личную встречу. Говоря о визите в Белый дом вообще, лидер UAW сказал, что его цель была - рассказать о текущем положении, о проблемах членов профсоюза и о том, какие стратегические шаги должны быть сделаны исходя из того, что автопром развивается. Фейн имел в виду переход к электродвигателям в ближайшие десятилетия и неизбежное в связи с этим сокращение рабочих часов, поскольку на производство одного автомобиля с электродвигателем требуется примерно на треть меньше трудозатрат. Политически Байден - одно из самых заинтересованных лиц в переходе на электрический личный транспорт, это ядро его климатической и экономической стратегии. Но одновременно он максимально заинтересован в профсоюзах. Вместе с тем, несмотря на поддержку, которую оказывают Байдену лидеры профсоюзного движения США (напомним, Фейн пока поддержку ему не оказал), рядовые члены профсоюзов помнят, как Байден административным давлением прекратил забастовку железнодорожников в конце прошлого года. В ходе встречи Фейн мог бы пытаться склонить Байдена к выступлению на стороне профсоюзов, чтобы тот надавил на “большую тройку” в обмен на благодарность и голоса членов UAW. Такой торг представляется вполне уместным. Вряд ли “профсоюзный Джо” будет снова использовать свою власть и запрещать забастовку, мотивируя это соображениями экономической безопасности: не за горами президентская кампания, а такой трюк с запретом забастовки можно проделать лишь раз, чтобы он не стал политическим самоубийством. Можно смело делать ставки, что так или иначе, но дело до забастовки не дойдет - слишком много будет проигравших при таком исходе. Вопрос только в том, какое решение будет найдено.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>