В Учебном центре профсоюзов Подмосковья состоялась встреча по обмену опытом в сфере наставничества
Фото: pxhere.com

В Учебном центре профсоюзов Подмосковья состоялась встреча по обмену опытом в сфере наставничества

05.11.2025 07:30

Автор: Ирина Середкина

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Московская область

В Учебном центре профсоюзов Подмосковья состоялась встреча, посвященная обмену опытом в сфере наставничества. Мероприятие собрало около 50 представителей профсоюзных организаций столицы и области. В центре дискуссии оказалась не просто актуальная тема наставничества, а вопросы распространения лучших практик, выработки новых идей, трансляции профсоюзных ценностей и, как выяснилось, особая роль женщин в этом процессе.

В Учебном центре профсоюзов Подмосковья состоялась встреча, посвященная обмену опытом в сфере наставничества. Мероприятие собрало около 50 представителей профсоюзных организаций столицы и области. В центре дискуссии оказалась не просто актуальная тема наставничества, а вопросы распространения лучших практик, выработки новых идей, трансляции профсоюзных ценностей и, как выяснилось, особая роль женщин в этом процессе. Инициатором встречи выступил Комитет по защите прав трудящихся женщин Московской Федерации профсоюзов - и об этом можно было догадаться, даже не глядя в программу мероприятия. Почему? Потому что в зале Учебного центра МОООП сидели в основном дамы, а процессом с присущим ей энтузиазмом руководила глава “женского” комитета МФП, председатель Московского профсоюза работников физической культуры, спорта и туризма Юлия Дедкова. Открыли же форум лидеры профсоюзов столицы - Юрий Павлов - и области - Валентина Кабанова, каждый из которых напутствовал коллег, настраивая на плодотворное решение задач, связанных с развитием наставничества. Инициативы профсоюзов в сфере наставничества выходят далеко за рамки разовых акций. Так, Юлия Дедкова рассказала о намерении создать и передать в ФНПР для тиражирования специальный сборник лучших практик наставничества. Это позволит систематизировать успешные практики и методики, сформулировать единые подходы к организации наставничества. Думается, такие универсальные методические рекомендации от профсоюзов Москвы и Подмосковья будут очень востребованы коллегами по всей стране. Какие именно практики, методики и подходы? Некоторые идеи на этот счет здесь же и прозвучали. Как были названы и проблемы, которые надлежит еще решить. В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Парадокс современного наставничества в том, что, несмотря на преобладание женщин в этой роли, в массовом сознании “наставник” - все еще фигура мужская. На это обратила внимание опять же Юлия Дедкова, и коллеги ее поддержали. Реальность такова, что во многих сферах, прежде всего в образовании и здравоохранении, именно женщины становятся лидерами и учителями, на которых равняется молодежь, которые готовы учить и передавать опыт. Так, несколько лет назад Московская городская организация профсоюза образования учредила нагрудный знак “Профсоюзный наставник”. Однако за время проведения конкурса среди его победителей не было ни одного мужчины, - отметила председатель Южной территориальной организации МГО Общероссийского профсоюза образования Ольга Соболева. Вообще же система образования и профсоюз глубоко включены в систему наставничества - это естественно и логично, учитывая специфику отрасли. Московская городская организация профсоюза образования реализует проекты, направленные на поддержку наставников, помощь молодым специалистам, создание благоприятного климата в коллективах, предотвращение выгорания. Нельзя не упомянуть и о профсоюзе работников здравоохранения Москвы, в котором прямо считают наставничество одним из приоритетных направлений в сфере трудовых отношений. Несмотря на то, что документов, четко регулирующих все нюансы этой темы, еще толком нет, работа уже кипит, и профсоюзы в ней - и заводилы, и промоутеры, и регуляторы. Так, председатель Мособлспортпрофсоюза Елена Осташова с гордостью называла имена тренеров-наставников, которые много делают сегодня для воспитания молодых спортсменов. И то, что их признают и чествуют, - уже хорошо. Хотя и явно недостаточно, на что указывали все участники встречи. Задача номер один сегодня - отработать механизмы, стимулирующие работу наставников, прежде всего оплату их труда. Но и это еще не все. “Главная проблема наставничества в школе - не столько оплата, сколько катастрофическая нехватка времени”, - отметила в своем выступлении еще одна участница встречи, тоже представитель профсоюза образования. Эта добровольная нагрузка ложится на одних и тех же сотрудников - наиболее ответственных и квалифицированных специалистов, которые уже выполняют основные обязанности на высоком уровне и имеют множество дополнительных функций. Поэтому ключевой вопрос заключается уже не в том, как оплатить эту работу, а в том, кому и когда ее выполнять. И здесь особую важность приобретает проблема, поднятая Ириной Герман, председателем подмосковной организации профсоюза работников лесных отраслей и руководителем постоянной комиссии Совета МОООП по социальному равенству женщин: - Есть опасность, что наставничество станет дополнительной, не всегда оплачиваемой нагрузкой для наших женщин, которые помимо домашних хлопот выполняют на рабочем месте сложные и разноплановые профессиональные функции. Пока нет четких механизмов регулирования ни нагрузки наставников, ни оплаты за эту дополнительную нагрузку, - указала Ирина Герман, призвав обратить на это пристальное внимание. НА ПРОИЗВОДСТВЕ Наставничество давно и успешно применяется и на промышленных предприятиях. Более того: производство и наставничество - классическая спайка, без которой немыслим нормальный рабочий процесс. - С введением в Трудовой кодекс понятия наставничества важно подчеркнуть: хотя это дело добровольное и нельзя заставить человека быть наставником, сама эта деятельность теперь признается работой. А за выполнение любой работы, согласно кодексу, положена доплата. Таким образом, наставничество становится частью трудовой функции, - говорила, в свою очередь, председатель подмосковной организации Роспрофпрома Мария Буртасова. - Ключевой вопрос - установление размера этой доплаты. Он должен фиксироваться в локальных нормативных актах, соглашениях и в трудовом договоре работника. Наша общая задача - обязательно прописывать эти нормы в коллективных договорах. Понимая, что на местах это бывает сложно, мы считаем большим подспорьем внесение хотя бы ориентировочных показателей в отраслевые и региональные соглашения. Это даст профсоюзным активистам на предприятиях надежную основу для переговоров. Звучали на встрече и идеи нестандартных, нематериальных путей мотивации наставников. Так, например, в условиях непростой экономической ситуации предприятия могут предоставлять дополнительные дни к отпуску наставникам. - В качестве перспективной инициативы рассматривается введение в штатное расписание отдельной оплачиваемой должности наставника, - рассказала председатель МГО профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Светлана Сафронова. - Кроме того, существует запрос на системное признание труда наставников - не только через доплаты, но и через награды, знаки отличия и присвоение почетных званий, что подчеркнет общественную значимость этой работы. Поскольку собрались на встречу представители профсоюзов, то в диалоге неизбежно возникала еще одна тема. Мы бы определили ее как супернаставничество, “наставничество плюс” - потому как важно, чтобы новичкам не только преподавали секреты профессионального мастерства, но и знакомили их с профсоюзной защитой как с неотъемлемым элементом корпоративной культуры и подлинного профессионализма. Это можно реализовать, например, через профсоюзные уроки, которые уже успешно проводятся в Москве, или через классическую схему работы с наставником-профактивистом. В завершение встречи ее участники сошлись во мнении, что наставничество - это не просто передача навыков, но и инструмент воспитания новых поколений в духе корпоративной и профсоюзной солидарности. А задача профсоюзов - не только поддерживать эту традицию, но и создавать для нее прочную правовую и материальную основу, чтобы опытные специалисты могли и хотели делиться своими знаниями, а молодые - находили себя в профессии и оставались верны ей на долгие годы

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>