Министр труда и социальной защиты РФ М.Топилин представил отчёт о деятельности министерства в 2013 году

01.04.2014 09:43

Автор:

Источник: git26.rostrud.ru

Территория: Москва

28 марта 2014 года на заседании расширенной Коллегии Министерства труда и социальной защиты РФ Министр М.Топилин представил отчёт о деятельности министерства в 2013 году и планы работы на 2014 год.

28 марта на заседании расширенной Коллегии Минтруда России Министр Максим Топилин представил отчет о деятельности министерства в 2013 году и планы работы на 2014 год. Тезисы выступления Министра Максима Топилина: В прошедшем 2013 году органами исполнительной власти, занимающимися вопросами труда, занятости и социальной защиты населения была проведена серьезная работа. Действия федеральных и региональных органов государственной власти по исполнению поручений, данных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, позволили обеспечить положительные результаты по большинству базовых показателей социального развития. Улучшилась демографическая ситуация. Повысились реальные денежные доходы населения. Ситуация на рынке труда остается стабильной. В прошлом году мы достигли высоких демографических показателей. Численность населения России возросла за год на 320 тыс. человек. Этот показатель учитывает миграционный прирост. Но самое важное – в прошлом году впервые с 1991 года зафиксирован естественный прирост населения, который составил почти 23 тыс. человек. В стране родились 1 млн 901 тыс. детей. Суммарный коэффициент рождаемости составил по предварительной оценке 1,73 на одну женщину репродуктивного возраста. По данному показателю Россия обогнала многие страны Европы. В 2013 году реальные располагаемые денежные доходы на душу населения выросли на 3,3%, в том числе реальная заработная плата увеличилась на 5,2%, реальный размер начисленных пенсий – на 2,8%. Это стало следствием последовательных действий по повышению размеров всех основных составляющих денежных доходов – минимального размера оплаты труда, заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий и социальных пособий. Особенно значительные результаты удалось достигнуть по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений. В результате мер, реализуемых в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, в течение 2013 года существенно изменились соотношения заработных плат в образовании, здравоохранения и социальной сфере. Соотношение между зарплатой в социальной сфере и средней по экономике увеличилось – в здравоохранении с 78% до 82%, в образовании – с 71% до 78%, в социальном обслуживании с 58% до 64%. До 1 мая вся работа по изменению "дорожных карт", их корректировке, должна быть завершена. Со следующей недели Минтруд России начинает работу с каждым регионом по согласованию изменений. В сфере трудовых отношений ключевым событием прошлого года и на ближайшую перспективу является выполнение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы во взаимосвязи с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Первый этап реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях завершен. Сформирована нормативная правовая база для реализации Программы, организовано федеральное статистическое наблюдение, введен прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений. По результатам первого этапа предстоит во II квартале этого года провести корректировку планов мероприятий («дорожных карт»)  изменений в отраслях социальной сферы в части мероприятий по реструктуризации сети, внедрению подушевого финансирования, проведению аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт. В 2013 году сформирована необходимая нормативная правовая база для перехода на профессиональные стандарты. На основе предложений федеральных органов исполнительной власти объединений работодателей, ведущих профессиональных ассоциаций, профессиональных союзов сформирован перечень из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработке, в том числе по приоритетным направлениям развития экономики. За прошедший год в Минтруд России представлено 346 проектов профессиональных стандартов. Экспертным советом по профессиональным стандартам при Минтруде России одобрены 286 профстандартов. Подготовлены предложения по организации разработки профессиональных стандартов объединениями работодателей, на эти цели из федерального бюджета планируется выделить 140 млн рублей. Подготовлен проект федерального закона, предусматривающий обязательность применения профессиональных стандартов работодателями – государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Совместно с общероссийскими объединениями работодателей и профессиональными сообществами будут подготовлены предложения по формированию сети независимых центров сертификации квалификаций, в том числе по определению механизмов аккредитации таких центров и установлению процедуры подтверждения квалификации работников. Мы исходим из того, что центр тяжести по признанию квалификаций должен перейти от образовательных учреждений в соответствующие  независимые структуры, которые формируются с участием представителей работодателей. Это должна быть действительно независимая оценка. В рамках развития системы трудовых отношений осуществляется совершенствование трудового законодательства применительно к современным экономическим условиям; совершенствование законодательства в части обеспечения права работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы; устранение избыточных процедур в кадровом делопроизводстве, в частности в сфере малого предпринимательства, работы у физических лиц. Важно с помощью совершенствования трудового законодательства, с одной стороны, защитить права работников, с другой стороны, обеспечить легализацию трудовых отношений. В этом году должен быть решен вопрос, связанный с приближением минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. И эта работа сейчас активно ведется в Министерстве с нашими социальными партнерами. В 2013 году сформирован новый механизм определения состояния и оценки условий труда на рабочих местах. Принятые в конце прошлого года федеральные законы решают ряд принципиальных задач в сфере охраны труда. Создан законодательный механизм стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах и созданию рабочих мест с безопасными условиями труда.  Снижена административная и финансовая нагрузка на работодателей через введение декларирования соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда и упразднение дорогостоящей и малоэффективной сертификации организации работ по охране труда.  Это позволит высвободить ресурсы предприятий, чтобы направить их не на проведение формальных мероприятий, а мероприятий, направленных на улучшение условий труда.  Создан законодательный механизм дифференцированного подхода к предоставлению гарантий и компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах. В 2014 году формирование системы специальной оценки условий труда будет завершено. Будет определен общий порядок проведения специальной оценки условий труда, установлены единые требования к организациям, проводящим специальную оценку, создан независимый институт экспертов в области специальной оценки условий труда. Также будет создан механизм оценки влияния безопасных и высокоэффективных средств индивидуальной защиты работников на условия труда, сформирован современный механизм надзора за условиями труда, обеспечивающий своевременный учет и применение административного наказания.  Ключевой документ – Методика проведения специальной оценки условий труда – приобрел юридический статус: он зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, и мы эту работу уже можем организовывать на рабочих местах.  Важнейшей задачей на 2014 год является организация мониторинга результатов специальной оценки условий труда с выделением рабочих мест, на которых обеспечено улучшение условий труда и устранение воздействия вредных (опасных) производственных факторов. Реализация процедуры мониторинга должна быть включена в региональные программы улучшения условий труда субъектов Российской Федерации. В течение 2014 – 2016 гг. должна быть создана Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда. В 2013 году завершен первый этап реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Результатом этой работы стало принятие федеральных законов по новому пенсионному законодательству. Новая пенсионная формула позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить роль страхового стажа. В формуле заложен механизм увеличения пенсионных прав при длительном трудовом стаже, а также повышения размера пенсии за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией. Важно отметить, что пенсионный возраст повышаться не будет. С 1 января 2015 года граждане смогут наблюдать и контролировать формирование своих пенсионных прав через «личный кабинет» застрахованного лица на портале госуслуг. Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые вступят в трудовую жизнь в 2015 году. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и будут гарантированно исполняться. Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены или будут назначены до 1 января 2015 года, будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере. Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними. Накопительная часть трудовой пенсии с 1 января 2015 года выводится из состава страховой пенсии по старости и преобразуется в самостоятельный вид пенсии – накопительную пенсию. Соответствующим Федеральным законом устанавливаются основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию. Накопительная пенсия устанавливается при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, а также застрахованным лицам, являющимся получателями страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии. По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста. В 2013 году вступили в силу федеральные законы, направленные на защиту прав граждан на получение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Застрахованные лица получили право обратиться за пособием в случае, когда невозможно установить местонахождение работодателя и его имущества и у гражданина «на руках» есть решение суда об установлении факта невыплаты ему работодателем пособий, непосредственно в территориальный орган Фонда социального страхования. В результате  в 2013 году более чем в 4 раза снизилось количество невыплат пособий. В 2014 году министерство планирует принять дальнейшие меры по развитию законодательной базы социального страхования. Будут приняты законы об обеспечении права женщин на получение от страховщика  бесплатной юридической помощи, о минимальном уровне социальной защиты трудящимся-мигрантам в случае заболевания. Минтруд России также готовит законопроект, в котором будут установлены основания и условия предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды сроком на 1 год. Эта мера направлена на сохранение платежеспособности плательщика. В планах Министерства – подготовка Концепции совершенствования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предлагается поэтапно ввести новые механизмы профилактики профессиональных заболеваний, а также систему восстановления и поддержания трудоспособности пострадавших на производстве. Мы должны переформатировать систему страхования от несчастных случаев на превентивное выявление влияния вредных факторов на состояние здоровья и организацию реабилитационных мер до наступления несчастного случая. Мы должны перестроить систему таким образом, чтобы она работала на сохранение здоровья работников на производстве, а не постфактум выплачивать различные виды пособий. Ситуация на рынке труда остается благоприятной. По показателям общей безработицы практически не отличалась от результатов 2012 года. Численность безработных по методике МОТ составила в среднем за год 4,1 млн человек, или 5,5% экономически активного населения. Но хотел бы обратить внимание служб занятости на то, что требуется более активная работа по выявлению различных ситуаций, связанных с предстоящими увольнениями работников. В этом году мы должны переформатировать работу наших органов, которые занимаются формированием банков вакансий. Необходимо своевременно и полноценно информировать население о возможностях трудоустройства как внутри субъекта Российской Федерации, так и в других регионах. Потенциальные инвесторы должны быть проинформированы о трудовом потенциале региона и отдельных населенных пунктов. Мы сейчас готовим предложения по совершенствованию интернет-портала «Работа в России». В его информационном наполнении будут задействованы региональные и федеральные органы власти, потенциальные работодатели, образовательные организации и сами  трудоспособные граждане. В конце 2013 года был принят закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 января 2015 года. Нормы этого закона существенно меняют нынешнюю систему. Социальное обслуживание должно стать открытым для всех нуждающихся,  качественным и эффективным. Предусматривается развитие негосударственных услуг в этом секторе, проведение независимой оценки качества предоставления услуг. Во исполнение Федерального закона должно быть принято 49 нормативных правовых актов, в том числе 5 постановлений Правительства Российской Федерации. Система социальной защиты функционирует на региональном уровне. Поэтому основная роль в ее модернизации отрасли принадлежит субъектам Российской Федерации. Необходимо в короткие сроки привести действующее региональное законодательство в соответствие с полномочиями, отнесенными законом к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также с  принятыми на федеральном уровне нормативными актами. Эта работа должна быть скоординирована с работой по повышению заработной платы социальных работников и поиску новых форм по привлечению различных негосударственных организаций к сфере оказания социальных услуг. Минтруд России готовит закон, который предоставит преференции таким организациям. В 2013 году проведена работа по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в мае 2012 года. Были приняты федеральные законы, направленные на создание условий доступности для инвалидов при организации воздушных перевозок, установлены полномочия по определению основных требований к оснащению рабочих мест для инвалидов с учетом нарушенных функций. Правительством Российской Федерации 27 марта одобрен законопроект о внесении системных изменений в 25 законодательных актов. После принятия законопроекта предстоит разработать более 30 нормативных правовых актов федерального уровня. Обращаю внимание представителей регионов, что принятие данного законопроекта потребует внесения значительных изменений в законодательные акты субъектов  Российской Федерации. Прошу своевременно организовать эту работу. В прошлом году в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» приняли участие 12 регионов, в которых проведены мероприятия по обеспечению доступности наиболее важных объектов для инвалидов. В 2013 году для рассмотрения на заседании Координационного совета поступил 81 проект региональных программ. Из них 67 были одобрены Координационным Советом и включены для участия в Государственной программе в 2014 году. В 2013 году продолжена реализация Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Подготовлены и проходят согласование новые классификации и критерии установления инвалидности. Их принятие позволит более объективно и прозрачно определять степень имеющихся нарушений функций организма. В 2013 году наметились серьезные сдвиги в работе по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Сформирована нормативная база по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. На софинансирование этого мероприятия из федерального бюджета выделены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. В 2013 году было создано 14,7 тыс. рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. Это на 500 рабочих мест больше запланированного показателя. Уровень занятости инвалидов надо увеличивать, и при этом не забывать о закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах. Прошу регионы организовать взаимодействие органов службы занятости с работодателями при формировании перечня квотируемых рабочих мест с учетом профессионально-квалификационной структуры и ограничений жизнедеятельности инвалидов, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска работы. Необходимо наладить частно-государственное партнерство в создании инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалидов к специально оборудованным рабочим местам. Нужно расширить практику сопровождения инвалидов при трудоустройстве и осуществлении трудовой деятельности, развивать институт наставничества для адаптации на рабочих места, обеспечить равную доступность для инвалидов услуг по сопровождаемой занятости вне зависимости от места проживания. В 2013 году осуществлены практические шаги по внедрению современных кадровых технологий в работу кадровых служб федеральных государственных органов. Обеспечено правовое оформление кадрового резерва на гражданской службе, организована единая точка доступа в сети «Интернет» к информации о потребности в кадрах на гражданской службе. В 2013 году обеспечена возможность участия представителей гражданского общества в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, оценивающих, в том числе эффективность деятельности гражданских служащих. Следующим этапом должна стать модернизация системы квалификационных требований. Особую роль также имеет направление деятельности, связанное с реализацией мер по профилактике и противодействию коррупции в органах государственной власти и отдельных организациях. В рамках указанной деятельности в 2013 году решены задачи, связанные с введением механизма ротации государственных гражданских служащих, обеспечением систематического проведения федеральными государственными органами оценок коррупционных рисков, возникающих при реализации ими своих функций, а также внедрением системы оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В 2014 году деятельность развитию гражданской службы будет продолжена. Будут внедряться новые формы и эффективные методы кадровой работы на гражданской службе, направленные на обеспечение ее профессионализма и открытости обществу. Запланировано уточнить квалификационные требования к должностям гражданской службы в зависимости от направлений деятельности, а также внедрить комплексную оценку государственных гражданских служащих. В подготовленном к утверждению проекте Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы предусмотрены мероприятия по повышению уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, совершенствованию правового регулирования юридической защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, мониторингу реализации антикоррупционных мероприятий федеральными государственными органами и иными организациями с государственным участием.

Карта конфликтов

В стране и за рубежом >>