Интервью с председателем профсоюзной организации "Единство" ОАО "АвтоВАЗ"

Интервью с председателем профсоюзной организации "Единство" ОАО "АвтоВАЗ"

19.05.2014 00:00

Автор:

Источник: rborba.ru

Территория: Самарская область

Населенные пункт(ы): Тольятти (*2)

Интервью с председателем профсоюза "Единство" (МПРА) П.Золотаревым о ситуации на ОАО "АвтоВАЗ".

Непосвященный человек считает, что сегодня АВТОВАЗ – это крупнейшее предприятие автопрома в России, находящееся под управлением европейских топ-менеджеров. Председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев утверждает, что ни смена собственников, ни смена руководства не приблизила завод к европейским стандартам организации труда. «Пока руководство платит себе миллионные зарплаты, рабочие получают копейки, умирают в цехах от жары, работают на не аттестованных рабочих местах и подвергаются репрессиям за вступление в профсоюз «Единство», – разводит руками очередной собеседник «ПН». – Раньше профсоюз «Единство» был достаточно серьезной силой, с помощью которой можно было влиять на политику завода и выборные процессы в городе. Что сегодня представляет собой «Единство»? – В первую очередь хочу сразу сказать спасибо за то, что обратили внимание на положение дел рабочих. В последнее время о простом работнике как-то подзабыли. У нас главное – это капитал, соответственно, интерес вызывают те, кто создает рабочие места, кто добывает прибыль, олигархи. А те, кто действительно создает материальные ценности, каждый день жертвуя и рискуя своим здоровьем, остаются в стороне. Все изменения, которые происходят на АВТОВАЗе, в том числе смена собственника и руководства, абсолютно ничего не изменили в трудовых отношениях. Руководство завода по-прежнему не желает выстраивать конструктивный диалог с «Единством», потому что мы защищаем интересы рабочих и пытаемся улучшить их условия труда и оплату. Каждый день члены профсоюза подвергаются репрессиям. Начальники дают команду, и мастера понуждают рабочих выходить из профсоюза. Сегодня мы даже не знаем точное количество членов нашего профсоюза. Раньше нам давали табуляграмму, кто платит взносы. Потом перестали. По нашим подсчетам, сейчас в профсоюзе «Единство» состоит около 300 человек. Конечно, профсоюз потерял былую силу, но произошло это в результате ежедневной травли членов «Единства» со стороны руководства. Есть случаи, когда с членов профсоюза без их согласия перестают удерживать взносы. Говорят, что работник собственноручно написал заявление, но подлинник не предъявляют. Вместо него показывают ксерокопию отпечатанного на компьютере бланка о выходе. Мы обращаемся в полицию, они проводят экспертизу этой ксерокопии, подтверждают, что подпись подлинная, но оригинал так и не предъявляется. Работник же утверждает, что не подписывал такого заявления. Значит, его подпись наложили на нужный бланк и отксерокопировали. И сейчас мы будем обращаться в суд, чтобы доказать факт наличия бесправных действий руководящего состава завода. Вместо того чтобы вести с нами конструктивный диалог, руководство тратит огромное количество времени и сил на борьбу с нами. – Слушайте, ну в это очень сложно поверить. Им что, больше делать нечего? – Я сам удивляюсь. Вот вам недавний случай. Не успели в МСП создать профком, как на людей обрушился шквал критики, началось давление. Активистов стали ставить из одной смены в другую, из одной бригады в другую, с одного рабочего места на другое. Постоянные претензии, особое внимание. Один из заместителей председателя профкома под угрозами увольнения вышел из профсоюза, председателя профкома Вячеслава Шепелева уволили, так как он отказался от работы из-за того, что в цехе не сделана карта аттестации рабочих мест. Государство уже поменяло систему замера условий труда, а они еще старые не сделали. И никто не знает, опасные там условия труда или нет. Мы требуем, чтобы все рабочие места были аттестованы. Сейчас люди работают, не зная, насколько опасна их работа. А потом, как в цехе В0 – один в реанимации, другой умер. В0 – это самое тяжелое производство, там высокая интенсивность труда, люди оттуда бегут. Сейчас начнется жара, а условия там не изменились, и никто не вкладывает туда деньги, чтобы сделать нормальную систему вентиляции и поставить современные кондиционеры. – Профсоюз АСМ не способствует этому? – Коллективный договор, который существует на АВТОВАЗе, – это пародия на колдоговор. Многим рабочим непонятно, за что они платят профсоюзные взносы и что для них делает профсоюз, помимо того, что и без них гарантировано государством. – На ваш взгляд, какие инициативы нынешнего руководства завода пойдут на благо, а какие – во вред? – Не будет никакого блага. Андерссон уже сказал – нужно оптимизировать производство и бороться с издержками производства. А издержки – это заработная плата, условия труда, расходы на содержание рабочего персонала и так далее. Наше руководство не понимает, что когда создаешь благоприятные условия для работника, когда проявляешь к нему уважительное отношение, он работает лучше, качественнее. Один из членов нашего профсоюза в прессовом производстве на протяжении двух лет получал взыскания. Он никак не мог выполнить норму, несмотря на то, что уже и в обед стал работать, причем работал в ужасных условиях. В итоге обратился к нам за помощью. Мы создали комиссию, проверили его рабочее место. Оказалось, что на этом участке должны работать два человека, а он работал один и с него требовали двойную норму. – Последние достижения «Единства», ради которых стоит состоять в профсоюзе? – Вопрос предусматривает рассказ о каких-то глобальных достижениях, а людям нужно другое. Защитили человека, не дали в обиду, помогли улучшить рабочее место, добиться доплат за вредные условия труда – это уже вызывает уважение. Люди хотят знать, что, если на них начнутся гонения со стороны руководства, будет куда обратиться. Некоторые считают, что мы требуем невыполнимого. Это не так, мы знаем экономическую ситуацию. Даже Путин говорит, что если на предприятии производительность труда растет, то есть все основания для повышения заработной платы. Рост производительности труда на АВТОВАЗе ошеломляющий: выручка предприятия за 2012 год за счет показателя «рост производительности труда» выросла на 21 млрд рублей. Ежемесячная заработная плата всего коллектива – около 1,8 млрд рублей. Каждый работник приносил предприятию 1,7 млн рублей в 2011 году, а в 2012 году стал приносить 2,1 млн рублей. По этому показателю зарплата должна быть увеличена на 19%, но ее повысили на официальную инфляцию. Люди не понимают, что деятельность профсоюзов повышает продуктивность работы. В 80-е годы у японцев спросили, как стране удалось за несколько лет подняться, они ответили – за счет профсоюзов. Пример из Голландии. Рабочие автомобильного предприятия стали жаловаться на то, что выполнение операции по закручиванию гаек на днище автомобиля плохо сказывалось на здоровье – у людей болели спины. Сама же операция была лимитирующей – приводила к задержке конвейера. Под угрозой забастовки профсоюзу удалось заставить руководство применять устройство, поворачивавшее автомобиль, чтобы работникам не приходилось лезть под днище и вслепую закручивать гайки. В итоге это привело к тому, что рабочие довольны – у них не болят спины, конвейер пошел быстрее, выросла производительность труда – все затраты на усовершенствование рабочего места для собственников не только окупились, но еще и прибыль принесли. Вот почему в странах, где с профсоюзами считаются, понимают их функцию и задачу, экономика неизменно растет. – Вы неоднократно принимали участие в городских выборах. Почему так ни разу и не победили? Вы анализировали причины своих поражений? – Трудно сказать. Считаю, что на мэрских выборах в 2004 году моя кампания прошла удачно. Меня поддержало большое количество горожан, но проблема тогда была в команде, которая участвовала в предвыборной кампании. Не все прошло гладко, имели место проблемы с наблюдателями. Опять же было много вбросов. Выборы в 2008 году, когда я опять стал вторым, проходили при использовании мощнейшего административного ресурса. Победить тогда было невозможно. – Существует ли в каком-то виде диалог между профсоюзами и властями города? – Раньше у нас были хорошие отношения с мэром Андреевым. После того как в прошлом году мы обратились к нему с просьбой решить проблему водителей АТП-3, они прекратились. Профсоюз вскрыл факты злоупотребления полномочиями со стороны руководства, коррупцию, воровство. Мы написали заявление, встретились с мэром, попросили его навести порядок на предприятии. Он пообещал. В итоге всех тех, кто писал заявление, уволили. С тех пор мы в мэрию не обращаемся. К кому еще обращаться? К депутатам, избранным от АВТОВАЗа и получающим зарплаты на заводе?

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>