Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который защищает право госслужащих на создание профорганизации

Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который защищает право госслужащих на создание профорганизации

25.06.2014 10:19

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект о ратификации Конвенции МОТ № 151 (о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на госслужбе). Как сообщила депутатам замминистра труда РФ Татьяна Блинова, документ защищает право госслужащих на создание профорганизаций, а также устанавливает процедуры определения условий занятости на госслужбе.

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект о ратификации Конвенции МОТ № 151 (о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на госслужбе). Права госслужащих РФ на стачку сам факт принятия конвенции не устанавливает. Комитет ГД по труду считает, что она послужит важным “страховочным механизмом” от появления законов, нарушающих “баланс интересов” в этой области. Как сообщила депутатам замминистра труда РФ Татьяна Блинова, документ защищает право госслужащих на создание профорганизаций, а также устанавливает процедуры определения условий занятости на госслужбе. По данным ведомства, отечественное законодательство в полной мере соответствует главным положениям и требованиям конвенции. А разработка законопроекта обусловлена стремлением соответствовать нормам международного права, поскольку закон “О международных договорах” обязывает ратифицировать все международные соглашения РФ, касающиеся базовых гражданских прав и свобод. Конвенция содержит норму о том, что госслужащие имеют все “гражданские” права на объединение - с условием, что соблюдают обязательства, вытекающие из статуса служащих и характера выполняемых функций. Так, чиновники вправе создавать профобъединения, защищаться от дискриминации и ущемления права на объединение, вести коллективные переговоры с органами власти, заключать колдоговоры, вносить предложения по совершенствованию работы госоргана. При этом необходимости в “изменении действующего законодательства и дополнительных ассигнованиях” из госбюджета нет. “Ну а на военной службе и в правоохранительных органах институт социального партнерства может работать с теми особенностями, которые закреплены в “отраслевых” законах”, - напомнила депутатам Блинова. Положения Конвенции № 151 распространяются на госслужащих, если к ним не применяются более благоприятные положения других международных конвенций. Под термином “госслужащие” понимаются все лица, нанятые госорганами. Национальное законодательство может дополнительно определить, в какой мере гарантии применяются к людям, проходящим госслужбу в Вооруженных силах и силовых ведомствах, прежде всего в полиции, и к некоторым категориям госслужащих (к занимающим посты на высоком “политическом” уровне; к чиновникам, чьи обязанности носят строго конфиденциальный характер). Профильный комитет ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов (см. справку) считает, что вытекающие из положений конвенции принципы уже учтены в отечественных законах и работают. Так, ст. 11 ТК предусматривает распространение норм трудового права на большинство категорий госслужащих. По заключению комитета, практически все нормы и требования Конвенции № 151 “имеют большую детализацию с учетом особенностей нашего государства”. (В этом комитет солидарен с экспертами Минтруда, по мнению которых институт социального партнерства “вполне урегулирован” в трудовом законодательстве и в законодательстве о госслужбе.) Конвенция № 151 содержит комплекс норм, защищающих права госслужащих: 1) на них распространяется свобода объединения, защита от дискриминации, от ущемления этой свободы (нельзя ставить условием приема на госслужбу вступление в профсоюз или выход из него; не допускается увольнение или наказание госслужащего за то, что он член профорганизации или участвует в ее деятельности); 2) организация госслужащих полностью независима от госорганов и защищена от их вмешательства в ее создание, деятельность, управление (защита против создания “корпоративных”, “внутренних”, ручных профсоюзов); 3) госслужащие имеют все гражданские и политические права, необходимые для реализации свободы объединения (единственный ограничитель - соблюдение обязательств, вытекающих из статуса служащего и характера выполняемых функций). “А”-СПРАВКА. Возможности образовывать в госорганах профорганизации и право госслужащих вступать в них, право устанавливать отдельные условия прохождения госслужбы на основании принятого колдоговора предусмотрены ФЗ “О государственной гражданской службе”. Закон об общественных объединениях вводит запрет на дискриминацию граждан по признаку принадлежности (непринадлежности) к профсоюзам - она не должна приводить к ограничениям социально-трудовых, политических и иных прав и свобод. Конвенция № 151 предусматривает, что организации госслужащих независимы от госорганов и пользуются надлежащей защитой против любого вмешательства госорганов в их создание, деятельность или управление ими. Это тоже учтено: попытки учредить организацию госслужащих под господством госоргана (или поддерживать организации госслужащих путем финансирования или другим путем, дабы поставить их под контроль госоргана) рассматриваются как нарушение законодательства. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и их ассоциаций, партий и других общественных объединений; они не подотчетны и неподконтрольны всем этим организациям. Законом о профсоюзах прямо запрещается вмешательство госорганов, местного самоуправления, чиновников в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать осуществлению их уставной деятельности. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти (местного самоуправления, работодателями и их ассоциациями, другими общественными объединениями) и гарантии их деятельности определяются Конституцией, Законом о профсоюзах, другими ФЗ, а также законами субъектов РФ (не имеющими права ограничивать гарантированную независимость). По Конвенции № 151 госслужащие имеют право объединяться в профсоюзы, вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими госорганами; определены основы для регулирования трудовых отношений на госслужбе с учетом принципа социального партнерства. Все эти нормы реализованы в законодательстве РФ. Россиянам на госслужбе даны, в частности, права на членство в профсоюзе (создание профсоюзов), заключение колдоговоров с определением некоторых условий службы (продолжительность ежегодного дополнительного отпуска служащим, имеющим ненормированный служебный день). А наниматель, приняв решение о возможном расторжении контракта со служащим, должен письменно информировать об этом выборный профорган не позднее чем за два месяца до сокращения данной должности. Профорганизации гражданских служащих, по конвенции, в полной мере используют процедуру ведения коллективных переговоров с госорганами. А урегулирование возникающих споров достигается “согласно национальным условиям” через переговоры между сторонами “или посредством процедур, гарантирующих независимость и беспристрастность” (посредничество, примирение и арбитраж). Нормы, развивающие эти требования конвенции, тоже закреплены в законодательстве РФ. Так, индивидуальные служебные споры рассматриваются соответствующей комиссией госоргана (образуется решением нанимателя из равного числа представителей выборного профоргана и представителей нанимателя) или судом. Порядок рассмотрения служебных споров регулируется законодательством о госслужбе, а рассмотрение дел по служебным спорам в судах - ГПК РФ, без “спецоговорок”. Законодательство РФ запрещает создание в госорганах структур политических партий и других общественных или религиозных объединений (за исключением профсоюзов, “ветеранских и иных органов общественной самодеятельности”) и “способствование созданию” таких структур. Причем право гражданского служащего состоять в партиях, общественных и религиозных объединениях не ограничивается, но закон запрещает госслужащему организовывать деятельность таких структур в госорганах.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>