Лидер независимого профсоюза ОАО "АвтоВАЗ" в интервью рассказал о подготовке к протестной акции работников предприятия

30.10.2014 00:00

Автор: Оксана Емелина

Источник: rborba.ru

Территория: Самарская область

Населенные пункт(ы): Тольятти (*2)

Глава независимого профсоюза "Единство" П.Золотарев рассказал о том, как проходит подготовка протестной акции работников предприятия ОАО "АвтоВАЗ".

Петр Золотарев – о своем профсоюзе, Бу Андерссоне и сокращениях. Руководство АвтоВАЗа пытается успокоить рабочих, которые на днях наблюдали остановку конвейера, а весь год до этого - массовые сокращения. Теперь глава предприятия заявляет о повышении зарплат сотрудникам, а увольнений в следующем году якобы не планируется. «МК в Самаре» обсудил ситуацию на крупнейшем автомобильном заводе с главой независимого профсоюза «Единство» Петром Золотаревым, который сейчас занят подготовкой к первой за довольно долгое время протестной акции вазовцев. «Руководство отказалось сесть с нами за стол переговоров». – Петр Анатольевич, можно ли было, на ваш взгляд, избежать сокращений? – Все проблемы, связанные с сокращениями на АвтоВАЗе, начались только в этом году, после прихода Бу Андерссона. Когда мы узнали о планирующихся массовых сокращениях, профсоюз «Единство» сразу же внес предложение, чтобы работников не сокращали, а сначала урезали расходы на содержание административного аппарата. Если этого недостаточно, можно еще сократить те рабочие места, которые используют заемный труд. Так называемый аутсорсинг. Освободившиеся места можно было предоставить сотрудникам, принятым на работу по трудовому договору. Третье – воспользоваться предложением правительства России о предоставлении субсидий предприятиям автомобильной промышленности для сохранения рабочих мест. АвтоВАЗ как раз попадал под эти условия, т.е. мог бы получить на эти цели 9 млрд рублей. Не знаю, воспользовались работодатели этим предложением или нет. Четвертое – если вышеозначенных мер недостаточно, то мы предлагали сократить рабочий день или рабочую неделю с тем, чтобы сохранить высококвалифицированный трудовой коллектив. Все предложения были оформлены и в письменном виде направлены руководству предприятия. – Как оно на это отреагировало? – Никак. Руководство отказалось сесть за стол переговоров и обсуждать наши предложения. – Чем-то они это мотивировали? – Нам ответили в двух строках о том, что руководство поступает в соответствии с законодательством. И все. – Сколько человек уже уволено в этом году с АвтоВАза? – По итогам первого полугодия, как сказал Андерссон, так или иначе было уволено (в лексике руководства это звучит как оптимизировано) 8600 человек. При этом на встрече с президентом России Владимиром Путиным наш губернатор Николай Меркушкин сообщил, что планируется сократить только 8 тыс. человек. То есть свой план «оптимизации» они уже перевыполнили. – Но это же еще не все? Известно, что до конца года будут новые сокращения. – Совершенно точно. 16 сентября проф-союз «Единство» получил уведомление о том, что в декабре будет уволено еще 700 руководящих специалистов и служащих. Митинг будет все равно. – Какую реакцию вызвали на заводе массовые сокращения? – Я считаю, что последние события достигли точки кипения. Нам постоянно звонят наши сотрудники, присылают по электронной почте требования о проведении каких-то действий против этих сокращений. На что я резонно всем заявляю: «Ребята, большинство из вас состоят в профсоюзе «Автосельхозмаш», который полностью соглашается с работодателем. Почему вы обращаетесь к нам? Нас всего 300 человек, и мы, как спартанцы, должны выдерживать этот прессинг и репрессии». То есть они состоят там, а жалуются почему-то нам. Все это выглядит несколько нелогично. – И все же вы планируете протестную акцию? – Да. Мы договорились с КПРФ. Митинг назначен на 31 октября, начало в 16.30. Он будет проходить в Автозаводском районе Тольятти, в парке Победы, на пересечении улиц Фрунзе и Революционной. – Сколько человек вы ожидаете? – Представитель КПРФ заявил о том, что участников будет 200, но я думаю, что гораздо больше. Разрешения от мэрии пока еще нет. Как только его получим, начнем агитацию. Мы будем приглашать не только работников АвтоВАЗа, но и трудящихся всего города, чтобы выразить свое отношение к политике предприятия. А поскольку оно градообразующее, то все события, которые на заводе происходят, так или иначе, влияют на жизнедеятельность всего города. Например, наш представитель в ООО «ВМЗ» (Волжский механический завод) уведомил нас о том, что на их предприятии также планируется уволить 850 человек. Поэтому приглашать будем всех. В том числе и уволенных. – Какие требования будут выдвигаться на этом митинге? – Основных требований два. Первое – прекратить сокращения работников. Второе – повысить зарплату. У нас на заводе наблюдается колоссальная разница между зарплатами высшего менеджмента и простых рабочих. И даже в условиях кризиса их зарплаты повышались. При том, что у трудящихся зарплаты даже не индексировались. «Темп работы доводит до болезней». – Сокращения, которые идут на ВАЗе, проходят с соблюдением всех формальностей или есть какие-то нарушения? – Нарушения есть. Они бывают разные. Например, у многих нарушено имущественное право. Сам выбор сотрудников, которые будут сокращены, проходит необъективно. Даже моего заместителя, ведущего инженера по охране труда Игоря Витущенко, уволили с нарушением законодательства. Сейчас это увольнение оспаривается в суде. Мы стараемся защитить работников с точки зрения права и требуем, чтобы всю эту процедуру прекратили, поскольку работать просто невозможно. Они же ведь как делают? Объем работы не меняется, он перераспределяется между теми, кто остался. Некоторых работников предпенсионного возраста какими-то запугиваниями просто вынудили написать заявление по собственному желанию. И тут же после увольнения на это место приходит начальник. Выглядит все как сокращение руководящего состава. Начальник официально перешел на место рабочего, но продолжает выполнять свою работу и бегать в халате со своими бумажками. А работа перераспределяется между оставшимися работниками. – При этом говорится о росте производительности труда. – Да, производительность труда растет, но это происходит не за счет новой техники или каких-то новейших технологий, а в результате увеличения нагрузки на тех служащих, что остались на своих местах. Некоторые из-за этого сами увольняются, некоторые падают, не выдерживая такого темпа, повышается заболеваемость, да и сама работа не всегда выполняется качественно. В 2015 году планируется увеличить объем производства до 770 тыс. автомобилей в год. Но при нынешней численности сделать это невыносимо тяжело. «Мы называем его соглашательским». – Каковы ваши прогнозы по увольнениям на следующий год? – Не могу сказать точно. Я уверен только в том, что если сейчас мы не остановим процесс сокращения работников, то аппетит у наших работодателей будет только возрастать. По некоторым данным, у них в планах оставить на АвтоВАЗе всего 25 тыс. сотрудников. – А сейчас сколько? – В начале года было 68 тыс., по итогам полугодия – 62 тыс., но Андерссон говорит, что 58 тыс. К концу года эта цифра, может быть, и подойдет к 50 тыс. – Как вы оцениваете работу официального профсоюза АвтоВАЗа? – Вот мы и создали свой профсоюз по той причине, что они там ничего не делают. Официальный профсоюз имеет право подписывать и коллективный договор, и приказы по увольнению или сокращению, все нормативные акты. Нас при этом не спрашивают. Мы его называем соглашательский. Все то, что у нас для работников плохо, все это с согласия официального профсоюза. – Изменилось ли что-то с уходом с должности руководителя официального профсоюза Николая Карагина, который много лет занимал этот пост? – Ничего не изменилось. Система продолжает работать. Что в советское время, что в условиях рынка, они всегда были приводными ремнями партии и правительства. – Готов ли официальный профсоюз поддержать протестные акции? – Они, конечно же, в курсе, но, очевидно, нас не поддерживают. А вот в ООО «ВМЗ» профсоюз как раз заявил свой протест. Мы никогда не отторгаем того, кто готов вместе с нами бороться за права и интересы трудящихся. Нам необходимо защищаться организованно. – Что изменилось на заводе с приходом Бу Андерссона? – Начались массовые увольнения. Это основное. Но был у него, конечно, ряд ра-зумных предложений. В том числе по сокращению нескольких очень дорогостоящих иностранных специалистов. Мы написали ему письмо, в котором говорилось о том, что наш профсоюз целиком и полностью такие инициативы поддерживает. Но зачем же работников-то сокращать? Кроме того, мы просили допустить нас к контролю за этими декларативными заявлениями, которые предполагали большие перемены на заводе. Но поскольку нам такого права не дали, то это все останется на уровне деклараций и никогда не выльется в реальные действия. – Возможен ли диалог межу проф-комом «Единство» и руководством ОАО «АвтоВАЗ»? – В этом году 3 ноября профсоюзу «Единство» исполняется 24 года. На протяжении всего времени нам не удается установить конструктивный диалог с руководством ВАЗа, на наш взгляд, по вине работодателя. Им не выгодно вести переговоры с профсоюзом, который требует повысить зарплату работникам, установить благоприятные условия труда для трудового коллектива, соблюдать права и человеческое достоинство рабочих и ИТР. Начальству проще договариваться с таким профсоюзом, который будет соглашаться со всем тем, что устраивает и выгодно собственнику ОАО «АвтоВАЗ». По закону профсоюз АСМ (численность больше, чем у «Единства»), с которым начальство любит договариваться, обязан и профсоюз «Единство» приглашать на переговоры при заключении коллективного договора, но они нарушают это наше право. Работники должны понимать, какая профсоюзная организации защищает и действует в их интересах, и вступать в такую организацию, усиливая ее для своей же пользы. Историю творят сами люди. Как они себя ведут – такая и история общества. Надо устраивать ее так, чтобы не было обидно и горько за зря прожитую жизнь. Кстати. По информации пресс-службы завода, в первом полугодии 2014 года выручка от продаж ОАО «АвтоВАЗ» составила 91,1 миллиарда рублей, а чистый убыток - 2,75 миллиарда. Продажи предприятия за шесть месяцев составили 220 тыс. 251 автомобиль LADA. Это на 5% меньше, чем в первой половине прошлого года. Главными факторами, оказавшими влияние на такие результаты, стало падение рынка и снижение курса рубля. На заводе отмечают, что положение на внутреннем рынке остается сложным. Тем не менее, во втором квартале 2014 года ситуацию удалось стабилизировать. Так, в частности, считает президент компании Бу Андерссон.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>