В Москве обсудили способы повышения заработной платы работникам ОАО "Российские железные дороги"

26.11.2014 14:14

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

20 ноября 2014 года в Москве состоялась научно-практическая конференция "Достойная и справедливая оплата труда - залог роста благосостояния работников и основа эффективности производства".

Зарплаты сотрудников ОАО “РЖД” трудно назвать высокими. 22 - 23 тыс. рублей в месяц получают железнодорожники в большинстве регионов России. А по причине высоких темпов инфляции эти деньги стремительно тают, ведь на 2014 - 2015 годы правительством снова установлены ограничения на их индексацию. Добиваться отмены ограничений договорились участники конференции, состоявшейся в Москве 20 ноября. Ниже средней по стране. “Если вы требуете от кого-либо, чтобы он отдал свою энергию для дела, позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых трудностей”, - эти слова Генри Форда процитировал в начале своего выступления председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров. Российские железнодорожники финансовые трудности испытывают. А потому им зачастую приходится идти на сверхурочные работы и даже, как отметил профлидер, подрабатывать в свободное от работы время на стороне - например, в службах такси. По статистике, средняя зарплата на российских железных дорогах составляет 40 тыс. руб. Однако реально представители массовых железнодорожных профессий получают намного меньше. - За средней зарплатой скрывается неприглядная картина, - говорит председатель профсоюза. - Работник путей на Юго-Восточной железной дороге получает 23 тыс. руб., то же - на Приволжской, Северо-Кавказской. Электромонтеры получают 24 тыс. руб. Еще хуже ситуация в отраслевых учреждениях здравоохранения, где зарплата младшего медицинского персонала составляет 15 тыс. руб., а среднего - 23 тыс. руб. При средней по стране зарплате в 31 тыс. руб. работа в отрасли становится малопривлекательной, в ряде регионов отмечается дефицит кадров. Особенно острый - в Подмосковье. - В 2014 году средняя зарплата по столице дошла до 60 тыс. руб., средняя зарплата электромонтера составляет 47 тыс. руб. - рассказывает старший механик Внуковской дистанции электроснабжения Московской железной дороги Тимофей Ивакин. - А на нашей дистанции средняя зарплата 38 тыс. руб., в результате многие сотрудники хотят поменять место работы. Сейчас у нас 36 вакансий, и нам довольно сложно выполнять полный объем работ. Ускорение оттока кадров, если положение останется прежним, прогнозирует председатель дорожной территориальной организации Роспрофжел на Московской железной дороге Николай Синицын: - Уровень зарплат на Московской железной дороге сейчас уже на 8,1% ниже, чем в среднем по Москве, - говорит председатель. - С локомотивщиками тяжело разговаривать - они не понимают, почему в метро или в “Аэроэкспрессе”, который ходит по тем же путям, зарплаты на 50% выше. Текучесть кадров на железной дороге никогда раньше не превышала 4%, а сейчас дошла до 7,2%. Скоро Московский метрополитен открывает четыре новых депо. Откуда они будут набирать машинистов - уже понятно. Дело не в производительности. На уровень зарплат в таких государственных компаниях, как ОАО “РЖД”, существенно влияет заниженный уровень минимального размера оплаты труда. - Российский МРОТ должен быть не меньше 15 700 рублей, - считает Николай Никифоров. - По данным Всемирного банка, величина российского МРОТ ниже, чем во всех странах ЕС. При этом ВВП на душу населения в России выше, чем в ряде стран ЕС. Россия отстала по минимальному размеру оплаты труда даже от Китая, где ВВП на душу населения в 2,5 раза ниже, чем в России. Устранение этого недостатка необходимо для приведения российского законодательства к международным стандартам. Этой позиции придерживается не только профсоюз железнодорожников, но и вся Федерация независимых профсоюзов России. - Российский МРОТ сейчас не достигает 63% прожиточного минимума, - отмечает заместитель заведующего отделом социально-трудовых отношений ФНПР Елена Косаковская. - Но и установленный размер прожиточного минимума также не соответствует реальным расходам трудящихся. Честно подсчитанный по разработанной ФНПР методике минимальный потребительский бюджет составляет сейчас 24 тыс. руб., и это при отсутствии расходов на ипотеку, коммерческую аренду жилья, приобретение мебели. Весьма распространенное мнение, согласно которому низкий уровень российских зарплат обусловлен низким уровнем производительности труда, совершенно неприменим к железнодорожной отрасли. По словам заведующей кафедрой экономики управления на транспорте Московского государственного университета путей сообщения Натальи Терешиной, на российских железных дорогах в грузовых перевозках производительность труда выше, чем в странах ЕС. - Как видно из статистики Еврокомиссии, по показателю “тоннокилометр” на работника Россия опережает все страны ЕС. Приближаются к нам только Латвия, Литва и Эстония. В России этот показатель - 4300,7, а, например, в Германии - 731,7. Рост зарплат на российских железных дорогах тормозится действиями правительства. - Государство “помогло” железнодорожникам, решив не индексировать зарплаты, - говорит Николай Никифоров. - В 2015 году тоже будут действовать ограничительные меры. Профсоюз и руководство компании договорились и провели с 1 октября индексацию на уровне инфляции за первый квартал, т.е. на 2,3%. При этом профсоюз настаивает на доиндексации. Кроме того, Роспрофжел выступил с инициативой внести в трудовое законодательство норму об обязательной ежегодной индексации зарплат в размере инфляции и проводит кампанию по сбору подписей под этой инициативой на сайте госуслуг. Для официального рассмотрения органами власти ей необходимо собрать 100 тыс. голосов. Агитация голосовать за профсоюзную инициативу в первичках уже ведется, и, по словам Тимофея Ивакина, работники ее поддерживают. Еще одним обстоятельством, негативно влияющим на зарплаты железнодорожников, является ежегодно проводимое правительством сокращение расходной части бюджета ОАО “РЖД”. - В 2013 году бюджет компании сократили на 98,8 млрд рублей, но из фонда оплаты труда мы не сократили ни рубля, - говорит начальник департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО “РЖД” Сергей Саратов. В 2014 году бюджет компании снизили еще на 84,9 млрд руб., в результате фонд оплаты труда пришлось сократить на 17,4 млрд руб. При этом доля оплаты труда в структуре расходов компании составляет 40%. Вопросами производительности труда компания занимается давно. С 2008 года объем перевозок вырос на 20%, а численность работников сократилась на 30%. И это почти предел. Невозможно снижать расходы путем дальнейшей оптимизации численности. Эффективно ли расходуется ФОТ. Ряд участников конференции высказали сомнения по поводу эффективности и справедливости распределения фонда оплаты труда в ОАО “РЖД”. - Зарплаты топ-менеджеров компании за последние годы стремительно повышаются, - отметил профессор Академии труда и социальных отношений Анатолий Жуков. - Но это финансы, потраченные впустую. Эти деньги идут на покупку зарубежных товаров, зарубежной недвижимости, оседают на счетах в заграничных банках. Это - искусственно завышенные зарплаты, которые не соответствуют реальному вкладу руководителей в результаты работы компании. Вклад мастеров, наладчиков, путейщиков, получающих 23 тыс. руб., не меньше. Повышение зарплат низкооплачиваемым и среднеоплачиваемым категориям работников повышает спрос на отечественную продукцию и, кроме того, мотивирует работодателя внедрять новые технологии. - За первое полугодие 23 члена правления ОАО “РЖД” получили 764 млн руб., - подчеркнула заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов Наталья Подшибякина. - При этом десятки тысяч сотрудников компании работают в режиме неполной рабочей недели, уходят в неоплачиваемые отпуска, не получают премий. Генеральным соглашением предусмотрено раскрытие информации о зарплатах менеджмента государственных компаний. В РЖД это условие не выполняется и раскрытия такой информации нужно добиваться. Данные высказывания вызвали большое одобрение среди работников отрасли, присутствовавших на конференции дистанционно. Помимо почти сотни человек, собравшихся в конференц-зале Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, доклады транслировались на 50 студий по всей сети железных дорог России, слушатели оставляли свои отзывы в чате, транслируемом на экранах в студиях и зале. Помимо открытия информации о доходах менеджмента профсоюз решил также “добиваться возможности участия работников в распределении и получении части прибыли, как результата взаимосвязи трудового вклада каждого работника и финансового результата работы организации”. По мнению Сергея Саратова, единственным способом добиться этого является приобретение профсоюзом части акций компании, но у профсоюза на сей счет своя точка зрения.

Карта конфликтов

В стране и за рубежом >>