Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает сравнять минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум

Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает сравнять минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум

24.06.2015 10:19

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

Министерство труда и социальной защиты РФ выступило с инициативой сравнять минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум, но лишь формально и только через пять лет.

Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум должны сравняться, но лишь формально и только через пять лет. С этой инициативой выступает Министерство труда и социальной защиты РФ. Подготовленный ведомством законопроект обсудили участники круглого стола в Государственной думе. Формула роста. Лишь к 2018 году правительство прогнозирует восстановление реальных зарплат в стране до прошлогоднего уровня. А пока Минэкономразвития фиксирует только спад. Так, с весны 2014 до весны 2015 года российские наемные работники стали беднее в среднем на 13,2%. Бороться с этой тенденцией в Министерстве труда предлагают путем повышения МРОТ. 17 июня инициатива министерства была рассмотрена на круглом столе в Госдуме. Концепцию законопроекта представила собравшимся заместитель министра труда Любовь Ельцова. По ее словам, текущая динамика зарплат - одна из тем, которые волнуют ведомство в первую очередь. - Доля работников с зарплатой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, по нашей оценке, возрастет с 3,5 миллиона человек в 2013 году до 5,6 миллиона человек в 2015 году, - сообщила замминистра. В настоящее время установленный на федеральном уровне МРОТ составляет 5965 рублей. Это 59% от прожиточного минимума (далее - ПМ), или 18% от средней зарплаты. В связи с этим Ельцова отметила, что в международной практике минимальную зарплату принято устанавливать в пределах 25 - 50% от средней. Повысить МРОТ до прожиточного минимума министерство предлагает к 2020 году. С 1 января 2016 года МРОТ должен составить 7189 рублей, а далее устанавливаться в соответствии с изменением прожиточного минимума по следующей формуле: в 2017 году - 65%, в 2018-м - 75%, в 2019-м - 85%, в 2020-м - 100%. Впрочем, согласно предложенной схеме минимальная зарплата будет лишь вечно догонять прожиточный минимум, но никогда его не догонит. В абсолютных цифрах МРОТ на следующий год должен устанавливаться на уровне прожиточного минимума на первый квартал текущего года, так что разрыв все равно сохранится, пусть и не столь значительный, как сейчас. В каждом регионе - свой МРОТ. Исходя из сложившейся в России значительной дифференциации уровня жизни, ключевым показателем, согласно законопроекту, станет не федеральный, а региональный МРОТ. Соотношения между этим показателем и прожиточным минимумом трудоспособного населения в регионе будут меняться по той же формуле. Особо оговорено, что региональный МРОТ не может быть меньше 7189 рублей. Руководитель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина данную инициативу поддерживает. - Для России установление в каждом регионе самостоятельного МРОТ представляется справедливым решением, - считает депутат, - сегодня один МРОТ и для Магаданской области, где ПМ почти 19 тысяч рублей, и для Ингушетии, где он менее 9 тысяч рублей. Баталина напомнила, что данный подход соответствует рекомендациям Международной организации труда. Государствам с федеративным устройством МОТ рекомендует устанавливать различные минимальные зарплаты для районов или зон с различным уровнем жизни. Одним из регионов, где разрыв между федеральным МРОТ и ПМ оказался намного выше, чем в среднем по стране, является Мурманская область. По данным министра труда этого региона Сергея Мякишева, сейчас федеральный МРОТ составляет лишь 39,7% от прожиточного минимума по региону. - Принятие законопроекта позволит сделать минимальный размер оплаты труда реальной величиной, способной изменяться в зависимости от роста цен на продукты питания и услуги, обеспечит учет региональных различий, - считает министр. Замминистра экономического развития Красноярского края Дмитрий Маслодулов предложил еще более детальную дифференциацию: дать регионам возможность устанавливать не один, а несколько местных МРОТ. - Красноярский край имеет большую протяженность с севера на юг и, как следствие, большие различия в ценах, напрямую влияющие на прожиточный минимум, - отметил спикер. Спор о сроках. Представители Российского союза промышленников и предпринимателей и Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” считают идею Минтруда несвоевременной и советуют не спешить с ее осуществлением. Поддерживая идею регионализации МРОТ, в РСПП критически отнеслись к предложению поднять его в 2016 году сразу на 21%. - В нынешней экономической ситуации далеко не все предприятия смогут обеспечить выполнение этого норматива, - заметила директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина. Эксперты ВШЭ связывают с повышением МРОТ неизбежный скачок безработицы: - Многие региональные бюджеты находятся в состоянии, которое мы образно называем дефолтным, и если межбюджетные трансферты не увеличатся, регионам ничего не останется, как увольнять работников, - полагает директор по социальным исследованиям университета Лилия Овчарова. Представители профсоюзов убеждены в обратном: повышать минимальные зарплаты нужно как можно скорей, и желательно до уровня выше прожиточного минимума. Так, Валерий Трапезников, член комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов, предложил приравнять к ПМ не минимальную зарплату, а минимальный оклад, не включающий премий, надбавок и стимулирующих выплат. - Сегодня есть требование законодательства - зарплата гражданина не может быть ниже МРОТ. Но бывают ситуации, когда человеку назначают оклад в 2700 рублей, и чтобы выполнить требование закона и довести зарплату до минимального порога, работодатель вкладывает туда премии, региональный коэффициент - и таким образом доводит ее примерно до 6 тысяч рублей, - отметил депутат. Кроме того, Трапезников призвал законодателей обратить внимание на неравенство зарплат на предприятиях: - Когда у нас на заводе было 11 тысяч работающих, управленческий аппарат составлял всего 15 человек. - В настоящее время при пяти тысячах работников только управляющий директор имеет 15 замов, и на 20 человек приходится 25% фонда оплаты труда. Первый зампред этого же комитета Госдумы Михаил Тарасенко также не согласился с предложенными министерством сроками. По мнению Тарасенко, нельзя переносить решение проблемы МРОТ на 2020 год - повышать минимальную зарплату следует незамедлительно. - Безнравственно говорить человеку: чтобы выжить, ты будешь получать только половину, а вторую половину укради, - подчеркнул парламентарий, подводя итоги встречи. “А” - Справка. В РФ обязательства государства по увеличению “минималки” определяются в Трудовом кодексе и законе “О минимальном размере оплаты труда”. Статья 133 ТК РФ устанавливает, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума (ПМ), а месячная зарплата работника не может быть ниже МРОТ. А ст. 421 ТК определяет порядок и сроки поэтапного повышения минимальной зарплаты. Они устанавливаются законом “О МРОТ”. Точнее, ежегодно принимаемыми к нему поправками: осенью правительство РФ вносит в парламент закон о повышении МРОТ на очередной год. На практике норма ТК об “уравнивании” МРОТ и ПМ остается неработающей: правительство отказывается ее выполнять, ссылаясь на гигантские бюджетные расходы и нехватку денег в казне. Позиция профсоюзов - скорейшее повышение МРОТ в соответствии с ростом ПМ трудоспособного человека. Профсоюзы требуют от Минтруда четкого графика поэтапного и существенного повышения МРОТ, чтобы в ближайшие два-три года дотянуть “минималку” до ПМ. Различные ведомства, политические силы и экспертные институты выдвигают схожие предложения по темпам роста и “содержанию” МРОТ. Минфин предлагает повышать МРОТ медленно - перспективы уравнивания его с прожиточным минимумом фискальное ведомство не заботят. Близкой позиции придерживаются и в Минэкономики: предполагают “дотягивать” МРОТ до ПМ и в следующем десятилетии. Большинство влиятельных экспертных площадок либерального направления выступают за статус-кво - сохранение нынешнего МРОТ как формальной величины, оторванной от реальных доходов и покупательной способности населения. Были и более оригинальные инициативы. Так, в 2013 году депутаты ЛДПР внесли в Думу законопроект об упразднении МРОТ даже в его нынешнем виде и переходе на минимальную почасовую оплату труда. Дискуссия вокруг МРОТ между властью, бизнесом и профсоюзами отразилась и на парламенте. За последнее десятилетие в Госдуму внесли более 20 законопроектов с поправками к закону о МРОТ; из них всего четыре проекта внесли региональные парламенты, а остальные - депутаты и правительство. “Эпохальным” был закон, принятый парламентом осенью 2003 года, о поэтапном доведении МРОТ до уровня ПМ к 2007 году. Предполагалось, что с 2004-го “минималка” достигнет 40% прожиточного минимума, еще через год - 60%, с 2006-го - 80%. В итоге закон не был выполнен - к 2007 году МРОТ до прожиточного минимума не дотянул. Следующая попытка последовала весной 2007-го. Чтобы ускорить доведение МРОТ до ПМ, приняли решение о значительном едино-временном повышении “минималки” с 1 сентября 2007 года (с 1100 до 2000 руб.). Этот закон разработала группа единороссов во главе с Андреем Исаевым. Еще через год (летом 2008-го) парламент принял другой закон - о повышении МРОТ с января 2009 года до 4330 руб.; таким образом, “минималка” достигала бы 96% тогдашнего прожиточного минимума. Помешал экономический кризис 2008 года... Примечательно, что правительство все три раза выступало против и предлагало МРОТ по-прежнему “индексировать на инфляцию” - официальную. (В 2008 году вмешался даже Владимир Путин, который призвал принять закон об ускоренном повышении МРОТ и отметил настойчивость профсоюзов, поддержавших эту инициативу). Де-факто после кризиса 2008 - 2009 годов возобладала именно точка зрения правительства. Тактика простая: правительство обещает учесть мнение соцпартнеров и РТК, но в сентябре “выкатывает” свою ставку МРОТ, чтобы ее побыстрее утвердили в рамках “бюджетного пакета” законов. Так как на МРОТ “завязано” множество социальных пособий, расчетов и платежей, правительство ставит общество перед фактом: или парламент утверждает предложенное, или “бюджета не будет”. Величина прожиточного минимума в целом по РФ за первый квартал 2015 года на душу населения определена Росстатом в размере 9662 руб. Федеральный МРОТ - почти вдвое меньше: с января этого года - 5965 руб. в месяц, или 61,7% от ПМ. Для сравнения: в 2009 году МРОТ достигал 78,7% от ПМ, в 2011-м - менее 71%, а в 2014-м - 69%. Согласно исследованиям Всероссийского центра уровня жизни под руководством Вячеслава Бобкова, прожиточный минимум в РФ должен составлять почти 19 тыс. руб. - и приближать МРОТ надо именно к этому показателю.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>