Работники Ивановского автокранового завода провели митинг

Работники Ивановского автокранового завода провели митинг

07.10.2015 10:45

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Ивановская область

Населенные пункт(ы): Иваново

2 октября 2015 года перед проходной Ивановского автокранового завода (ОАО “Автокран”) собралось более сотни работников. Завод не первый месяц балансирует на грани банкротства, накоплен многомиллионный долг по зарплатам. В ивановской прессе появились слухи, что "Северсталь" не собирается покупать предприятие с его долгами. В администрации города эту информацию не подтверждают. Если к 9 октября 2015 года ответ дан не будет, на самом предприятии готовятся сливать воду из отопительных труб и консервировать оборудование.

Работники и профактивисты Ивановского автокранового завода вышли на улицы - отстаивать крупнейшее предприятие своего профиля на территории России. Главный донор местного бюджета и рабочих мест на городском рынке труда уже не первый месяц балансирует на грани банкротства, накоплен многомиллионный долг по зарплатам. На митинге работников предприятия побывал корреспондент “Солидарности”. Флагман тонет. Утром 2 октября перед проходной Ивановского автокранового завода (ОАО “Автокран”) собралось более сотни работников - даром что утро в городе случилось промозглое и дождливое. Да и на работу идти было некуда - завод с начала года живет в режиме приостановки, с мая за долги прекращена подача газа в цеха. - Через неделю - Покров. Это Иваново, это не Монте-Карло и не Рио-де-Жанейро, - выступила перед собравшейся толпой председатель профкома Надежда Кашина. - Наступают холода, нет отопления, завод в приостановке. Мы можем лишиться дорогостоящей линии овоидных стрел, если не решится вопрос с собственником. Или пусть федералы берут нас в свою собственность! Вот уже больше года жители области наблюдают абсурдную, в сущности, картину: самое крупное и традиционно успешное предприятие бывшего “города рабочей славы”, чьи автомобильные краны “Ивановец” знакомы любому уроженцу бывшего СССР, рискует закрыться. Несмотря на гособоронзаказ и модернизированные производственные линии. А также на то, что на сегодня именно “Автокран”, по признанию руководства администрации города, является крупнейшим налогоплательщиком не только города, но и области. Кредитные беды. Первые приостановки работы начались на заводе еще в августе прошлого года (см. “Солидарность” №№ 31, 37, 2014). Областной комитет профсоюза машиностроителей пояснил нашей газете, что ситуация возникла из-за срыва заказов: заказчики продукции, внеся предоплату, позже не смогли выплатить предприятию полную сумму. Представители Сбербанка, который является основным займодавцем “Автокрана”, в свою очередь, говорят о “рискованной кредитно-инвестиционной политике”, которую в последние годы проводил менеджмент завода. В 2014 году банки, с которыми работал “Автокран”, отказались перекредитовывать предприятие и потребовали погасить ранее выданные кредиты. На фоне прошлогоднего финансово-политического кризиса резко выросла ставка по кредитам. В итоге из-за дефицита оборотных средств в четвертом квартале прошлого года завод встал. Спасти предприятие решили, заложив Сбербанку недвижимость и оборудование, а взамен попросив кредит, достаточный для того, чтобы продолжить работу: руководство “Автокрана” оценило необходимую сумму в 1 млрд рублей. Однако от Сбербанка на счет предприятия поступило лишь 400 млн. Этого хватило на пару месяцев, и с февраля предприятие снова простаивает. - За март еще полностью с нами не рассчитались. Да и то переводят деньги странно, по пятьсот - тысяче рублей. Раньше хоть что-то приходило... - говорит работник предприятия Елена Андреевна в тот момент, когда на митинге председателя профкома сменяет директор предприятия Василий Белов. За ним слово взял активист одной из левых партий. Впрочем, хмурые работники “Автокрана”, похоже, пришли сюда не за левой риторикой - всех прежде всего интересует дальнейшая судьба завода. - В августе на заработную плату были перечислены 17 млн рублей, в сентябре - 20 млн рублей, - отчитывался перед рабочими директор Василий Белов. - Это практически все средства, которые поступали на “Автокран”. Небольшие средства тратились на поддержание жизнедеятельности предприятия. Однако долг продолжает расти, несмотря на все усилия, и уже дорос до астрономических 144 млн. - Наше предприятие взяло на себя ответственность и стало избавляться от незавершенного производства. Постарались продать невостребованный металл, чтобы частично гасить долги по заработной плате, - рассказала мне позже Надежда Кашина. - Но каждый месяц без выпуска продукции прибавляет нам долгов на 20 млн. Это только по заработной плате... Если для многих работников вопрос сохранения завода все же в приоритете, и далеко не все готовы выбивать из предприятия положенные деньги любой ценой, то другие кредиторы чувствительностью не отличаются: в арбитражном производстве находится ряд исков, которые могут повлечь за собой банкротство ОАО “Автокран”. Выход из ситуации вроде бы был найден в июле - выступить “спасательным кругом” для “Автокрана” было предложено “Северстали”, вернее, группе компаний “Севергрупп” Алексея Мордашева. Этот вариант предполагал передачу “Северстали” контрольного пакета акций “Автокрана” в обмен на вливание в предприятие 1,8 млрд рублей и покупку долгов с дисконтом. “Северсталь” как инвестор была выбрана Сбербанком, который, являясь ныне главным кредитором “Автокрана”, фактически контролирует дальнейшую судьбу предприятия. Однако после этого наступило молчание. 25 сентября профком “Автокрана” пикетировал региональный офис Сбербанка, требуя ускорить заключение сделки о передаче долгов и активов “Автокрана” инвестору. Сбербанк в ответ устами своих представителей в комментариях ивановским СМИ никаких обещаний давать не стал, лишь напомнив, что он остался единственной организацией, которая пока воздержалась от взыскания долгов с “Автокрана” через суд. Перспективы. На самом деле что-то похожее “Автокран” уже проходил - в 1998 году на предприятии была запущена процедура банкротства, начались сокращения штатов - а с ними и митинги. Сейчас, что интересно, несмотря на патовую ситуацию, до сокращений (а на заводе более 2000 рабочих мест) пока не дошло. Городские власти, в свою очередь, пытаются тянуть время, чтобы найти инвестора до того, как предприятие все же обанкротят. - В нашей компетенции немного сдержать контрольные органы и совсем немного воздействовать на прокуратуру, - говорит замглавы городской администрации Светлана Давлетова. На директора Василия Белова заведено уголовное дело о сокрытии денежных средств, за счет которых должно осуществляться взыскание налогов. Впрочем, как напоминают на предприятии и в профкоме, реально финансами на “Автокране” всегда распоряжался не директор, а руководство из Москвы (Независимая ассоциация машиностроителей России). Между тем в ивановской прессе появились слухи, что “Северсталь” на самом деле не собирается покупать предприятие с его долгами. В администрации города эту информацию не подтверждают, но признают, что переговоры идут непросто: - Представители “Северстали” и Центрального офиса Сбербанка договорились, что до 9 октября будет представлена исчерпывающая информация о том, с каким дисконтом “Северсталь” могла бы приобрести долг “Автокрана”, - комментирует Давлетова. - Дисконтирование было предложено в размере около 50% от общей суммы долга. Видимо, “Северсталь” это не вполне устраивает. Впрочем, замглавы предпочла отметить, что “ситуация пока не зашла в тупик” и существует “возможность положительного решения” проблемы, а у Сбербанка на примете есть альтернативные инвесторы. А пока, если к 9 октября ответ дан не будет, на самом предприятии готовятся сливать воду из отопительных труб и консервировать оборудование. Комментарий. Николай Шатохин, председатель профсоюза машиностроителей РФ: - Комментировать эту ситуацию сложно. В деле как будто бы задействованы и госорганы, и местные власти, но вопрос стоит на месте. Переговоры ведутся давно, подключен Минпромторг, но сроки затягиваются и предприятие испытывает все больше негативных последствий. Все с тревогой ждут, что будет дальше, потому что если переговоры ни к чему не приведут, начнутся серьезные сокращения. Мы помогали “Автокрану” с кредитом в Сбербанке, сейчас мы пытаемся поддержать предприятие морально, наша организация направляет обращения по этому поводу на многие адреса - от госструктур и местных властей до того же Сбербанка. У нас складывается впечатление, что сейчас нет государственной политики по поддержке отечественного товаропроизводства. Крупные предприятия - те же автопроизводители - хоть что-то получают, а вот машиностроение, где больше доля средних и малых предприятий, какой-то серьезной поддержки со стороны государства, откровенно говоря, не имеет. “А”-Справка. ОАО “Автокран” (Ивановский автокрановый завод) основан в 1954 году; сейчас предприятие входит в Независимую ассоциацию машиностроителей России, контролируемую из Москвы (в эту структуру входят также Камышинский краностроительный завод “Газпром-кран”, производитель дорожно-строительной техники “Раскат” (г. Рыбинск) и Брянский автомобильный завод. На сегодня “Автокран” остается крупнейшим в России производитель автомобильных кранов и кранов на специальном шасси грузоподъемностью от 16 до 100 тонн. Предприятие также является единственным поставщиком автокрановой техники для нужд Министерства обороны РФ. ОАО “Автокран” включено в Федеральный перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>