Профсоюз "Автодорхоз" обратился к министру транспорта за содействием в решении проблем на "Северавтодоре"

Профсоюз "Автодорхоз" обратился к министру транспорта за содействием в решении проблем на "Северавтодоре"

30.10.2019 10:20

Автор: Полина Самойлова

Источник: www.solidarnost.org

Территория: ХМАО

Населенные пункт(ы): Сургут

В ответ на заявление работников "Северавтодора" о готовности к акции протеста руководство предприятия сообщило, что проблем у коллектива нет, средняя зарплата - 60 тысяч рублей, а подписавшие заявление получают от 36 до 90 тысяч. Тогда работники показали свои расчетные листки с зарплатами 17 тысяч, 26 тысяч рублей. И это с учетом "северных". Чтобы получать больше, приходится работать без выходных более чем по 10 часов в день. ЦК профсоюза "Автодорхоз" попросил министра транспорта содействовать в решении проблемы.

В ответ на заявление работников “Северавтодора” о готовности к акции протеста руководство предприятия сообщило, что проблем у коллектива нет, средняя зарплата - 60 тысяч рублей, а подписавшие заявление получают от 36 до 90 тысяч. Тогда работники показали свои расчетные листки с зарплатами 17 тысяч, 26 тысяч рублей. И это с учетом “северных”. Чтобы получать больше, приходится работать без выходных более чем по 10 часов в день. ЦК профсоюза “Автодорхоз” попросил министра транспорта содействовать в решении проблемы. В позапрошлом номере газеты мы приводили обращение работников АО “ГК “Северавтодор” (ХМАО), в котором они сообщали о готовности приступить к акциям протеста. Дело в том, что люди получают зарплаты гораздо ниже предусмотренных федеральным отраслевым соглашением. Кроме того, работодатель игнорирует первички, отказывается вступать в коллективные переговоры и создал свой, “желтый”, профсоюз ( см. “Солидарность” №№ 26, 28, 34, 38, 2019 ). Власти отреагировали на заявление работников, но посредством местных СМИ. По словам чиновников - никаких проблем нет. Директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Константин Гребешок сказал, что изложенная в опубликованном письме информация о зарплатах в 20 - 30 тысяч рублей недостоверна: “Мы погружены в работу этой организации и уверено можем сказать: средняя зарплата в компании составляет около 60 тысяч рублей”. Обосновал он свой ответ тем, что “надзорные ведомства при проведении проверок не выявили никаких нарушение по оплате труда”. Гендиректор АО “ГК “Северавтодор” Валерий Фомагин говорит то же, что и глава департамента, - приводит среднюю зарплату рабочих компании за 2018 год (58,9 тысячи рублей) и за восемь месяцев 2019 года (57,2 тысячи). Те, кто подписал коллективное соглашение, получают 36 - 95 тысяч в месяц по данным за 2018 - 2019 годы. Также Фомагин заявил, что “сейчас силами профсоюза “Северавтодора” ведется подготовка нового коллективного договора” на предприятии. Зарплаты от 36 тысяч? Все бы хорошо, но редакция “Солидарности” располагает фотографиями расчетных листков работников “Северавтодора” и может сделать выводы о доходах “от 36 тысяч рублей”. Что касается средней зарплаты, то полных данных о заработках на предприятии нет. Не исключено, что это действительно 60 тысяч рублей. Но нельзя забывать - в среднюю заработную плату включаются доходы как руководства (как правило, солидные),так и тех работников, которые пашут за двоих. Среди присланных расчетных листков есть даже такой, где указана зарплата под 130 тысяч рублей. Но это - за 275 рабочих часов (за 26 рабочих дней), плюс 23 часа, которые работник провел на ремонте. Итого - 298 рабочих часов при норме в 168 за 21 рабочий день. Что это значит? Получается, четыре дня, как указано в расчете, человек провел на ремонте, а остальные (без единого выходного) ежедневно работал по 10,5 часа в день. Без нормального отдыха. За рулем тяжелой техники. - По 270 - 280 часов в месяц нарабатывать - “норма” на нашем предприятии, я и сам так раньше трудился, - говорит председатель первички из Сургута Виктор Кучеренко. - У некоторых и под 320 часов бывало. Между тем, статья 99 ТК РФ говорит: “Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год”. А тут каждый месяц по 100 часов переработок. Нет нарушений? Контролирующие органы никаких нарушений “не находят”. Между тем первичка филиала в Белоярском запрашивала документы о нормировании труда. На это руководство ответило, что таких документов в организации не существует. “Положение о нормировании труда и положения премировании в филиале отсутствуют. Имеются только положения об оплате труда работников филиала и положение о КТУ”. В филиале в Сургуте на подобный вопрос первичке вовсе не ответили. Между тем если кто-то действительно работал по 320 часов в месяц, то он за один этот месяц вышел за годовую норму, разрешенную Трудовым кодексом. Вопрос с колдоговором, подготовка которого “ведется силами профсоюза “Северавтодора”, тоже вызывает недоумение. В статье 37 ТК “Порядок ведения коллективных переговоров” четко говорится: “Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа”. Первички профсоюза “Автодорхоз” никто не уведомлял о начале коллективных переговоров. Более того, в предыдущих статьях мы писали, что на предложения первичек “Автодорхоза” вступить в коллективные переговоры работодатель отвечал отказом. В Сургуте первичка даже подала в суд, чтобы оспорить отказы. Относительно нарушений законодательства в филиале в Белоярском от прокуратуры в терком профсоюза “Автодорхоз” поступил ответ, что “предложений о проведении переговоров по вопросу заключения коллективного договора, согласно информации филиала № 10 АО ГК “Северавтодор”, не поступало, в связи с чем обязанности извещения первичных профсоюзных организаций о начале коллективных переговоров не возникало”. То есть директор Фомагин говорит, что коллективные переговоры ведутся, а прокуратура - что не ведутся. Все в порядке, нарушений “нет”. Не обнаружили контролирующие органы нарушений и при проведении спецоценки условий труда на предприятии. А вот первичка в Лангепасе дошла до суда и там оспорила результаты - СОУТ (стоимостью в 800 рублей за каждое из 1250 рабочих мест, между прочим) признали незаконной, вернули 4-процентную доплату за вредность и выходные дни. 22 октября апелляционная инстанция подтвердила решение суда первой инстанции. Возникает вопрос: не связана ли такая слепота к нарушениям на предприятии с тем, что учредитель “Северавтодора” - сама администрация региона? Недофинансирование предприятия. Администрация округа пыталась снять “Северавтодор” со своего баланса несколько раз. Первая попытка продажи была в 2016 году, до этого предприятие несколько раз попадало в планы приватизации, но потом исключалось из них. Причем начальная цена акций компании (2,1 млрд рублей) определена в размере значительно меньшем, чем уставный капитал (3,288 млрд). Торги не состоялись, ни один из участников не набрал денег на обеспечение заявки (420 млн рублей). К тому же администрация региона не собирается отказываться от контроля над тарифами, по которым платит за обслуживание дорог, - то есть ожидаемо будет экономить. Видимо, с той же целью, чтобы сберечь средства, администрация региона пыталась привлечь частные компании к обслуживанию дорог. Такой негативный опыт был в 2011 году, когда выигравшие тендер тобольские и тюменские фирмы не справились с обслуживанием “зимников” (дорог, существующих только зимой). Некоторые поселения могли остаться отрезанными от мира, и пришлось обращаться к “Северавтодору” для решения проблемы. В 2017 году компанию повторно выставили на торги. И снова предприятие не желают покупать. В прошлом году губернатор Югры Наталья Комарова на пресс-конференции заявила, что решение о целесообразности передачи предприятия в частные руки уже принято. Но вот желающих не находится: - По заниженным нормативам учредитель, правительство автономного округа, выстраивало отношения с предприятием. И покупатель не представляет, как при таких условиях он будет выстраивать отношения. Если по таким заниженным тарифам, то вряд ли для бизнеса это будет интересно. В целом складывается следующая картина. Администрация региона расплачивается с “Северавтодором” по заниженным тарифам. А руководство предприятия по пониженным тарифам расплачивается и с работниками. То есть власти выполняют свои социальные обязательства, следят за дорогами, но платят за это ниже себестоимости, используя административный ресурс. Отчасти это подтверждает информация, опубликованная 17 октября на местном Telegram-канале “Доктор Комаровский”. Там привели слова одного из подрядчиков “Северавтодора”: “Являюсь подрядчиком “Северавтодора” филиал 1 город Нижневартовск. Данная компания убыточная, по итогам 2018 года по моим данным - 25 млн рублей. Не так давно поставили нового директора Койфман Дмитрий Иосифович. Он как умный менеджер хотел показать свою эффективность и снизил зарплаты вдвое, коллектив побежал, толковые водители и машинисты. Также он привел своего главного инженера Дресвянникова Тимофея Александровича, который вообще управлять не умеет. По итогу данные топы завалили строительство дорог в Вартовске, так как все сроки прошли, скоро снег, а улица 60 лет Октября за государственные деньги государственной компанией так и не сделана. Будут по старой традиции класть асфальт на снег. Ждем! <…> Коллектив из последних сил бьется и пытается хоть что-то решить, так сказать, расплачиваются своей зарплатой за бестолковую работу топ-менеджеров. Ставить нужно эффективных, выводить предприятие в прибыль и вернуть зарплаты, а так за деньги налогоплательщиков дальше будет еще хуже”. К тому же, согласно данным портала “За честный бизнес”, только в 2019 году АО “ГК “Северавтодор” подало иски в отношении нескольких подрядчиков на общую сумму более 4 млн рублей. Госзаказы - только социально ответственным! Профактивисты на этом предприятии сейчас переживают тяжкие времена. - Профсоюз наш полностью игнорируют, пытаются выдавить людей из него, - рассказывает председатель первички в Белоярском Сергей Прокофьев. - Тем, кто работает по временным договорам, условие ставят: “или ты уходишь из неправильного профсоюза, или мы контракт с тобой не продлеваем”. Председатель первички из Сургута Виктор Кучеренко был отправлен в простой: - У меня был работающий грейдер. Когда я вышел из отпуска, мне дали нерабочую технику. Каждый день я приходил на работу и писал заявление о том, чтобы технику мне выдали. В итоге меня официально отправили в простой “из-за отсутствия возможности предоставить исправный автогрейдер” с выплатой в две трети среднего заработка. На работу я при этом обязан ходить, естественно. На следующий же день за 15 минут до окончания рабочего дня меня вызывали к начальству. Там меня ждала комиссия с участием юриста, механика и начальника участка. Сначала от меня требовали, чтобы я сам ремонтировал грейдер. Причем находясь официально в простое. А потом составили акт об отказе принимать технику. Что характерно, на предприятии есть ремонтные службы, задача которых и состоит в том, чтобы возвращать в строй технику. И чинить грейдер - их работа, а не машиниста. Сложившаяся ситуация неправильная, выполнять государственные и муниципальные заказы должны только социально ответственные предприятия, уверен Владимир Ломакин, председатель профсоюза “Автодорхоз”: - Наверное, надо ставить вопрос о том, что в жизнь не претворяется то, о чем говорил Путин на X Съезде ФНПР. У нас руководители предприятий не хотят работать с профсоюзом и пытаются всеми правдами и неправдами сделать так, чтобы активный профсоюз исчез. Чтобы оппонентов было меньше. Недавно, 21 октября, я встречался с министром транспорта РФ. И просил министерство оказать содействие в решении проблемы “Северавтодора”, в установлении взаимопонимания и социального партнерства. Кроме того, наш профсоюз на всех площадках предлагает, чтобы государственные и муниципальные заказы распределялись только среди предприятий, которые имеют социальную направленность бизнеса. Которые входят в объединение работодателей, имеют представительные органы работников и, конечно, выполняют отраслевое соглашение. Что характерно, работодатели - законопослушные профессионалы поддерживают это предложение аплодисментами. Что касается просьбы работников рассмотреть этот вопрос на заседании РТК, то я сделаю такое предложение профсоюзной стороне. И там будут решать, стоит ли это предложение принять.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>