О текущей ситуации в "Псковпассажиравтотрансе"
Фото: pixabay.com

О текущей ситуации в "Псковпассажиравтотрансе"

30.07.2020 00:05

Автор: Елена Мелик-Шахназарова

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Псковская область

Населенные пункт(ы): Псков

Несколько лет “Солидарность” внимательно следит за развитием событий вокруг “Псковпассажиравтотранса” - крупнейшего транспортного предприятия Псковской области. Коллектив предприятия неоднократно выступал в защиту своих прав, добиваясь своевременной выплаты зарплаты, соблюдения соцгарантий, сохранения рабочих мест. Пытаясь урегулировать конфликт и наладить связи между коллективом и руководством, представители ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства встретились с вице-губернатором региона. Еще одной причиной визита профлидеров в область послужила непростая ситуация в профсоюзной среде. На предприятии уже несколько месяцев действуют две организации отраслевого профсоюза. Корреспондент газеты "Солидарность" побывала на месте событий и собрала аргументы сторон.

Несколько лет “Солидарность” внимательно следит за развитием событий вокруг “Псковпассажиравтотранса” - крупнейшего транспортного предприятия Псковской области. Коллектив предприятия неоднократно выступал в защиту своих прав, добиваясь своевременной выплаты зарплаты, соблюдения соцгарантий, сохранения рабочих мест. Пытаясь урегулировать конфликт и наладить связи между коллективом и руководством, представители ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства встретились с вице-губернатором региона. Еще одной причиной визита профлидеров в область послужила непростая ситуация в профсоюзной среде. На предприятии уже несколько месяцев действуют две организации отраслевого профсоюза. Корреспондент издания побывала на месте событий и собрала аргументы сторон. ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И без того тяжелая экономическая ситуация на ГП ПО “Псковпассажиравтотранс” еще и усугубилась за время пандемии. Крупнейший пассажироперевозчик области, коллектив которого во главе с профкомом несколько лет боролся за сохранение рабочих мест и против нарушения прав работников, оказался в непростом положении. Материально-техническая база - в плачевном состоянии, вновь зазвучали разговоры о возможном банкротстве. Развеять слухи было решено 21 июля, на встрече зампредседателя Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Евгения Калинкина и вице-губернатора региона Василия Осипова. Представитель власти рассказал о мерах по стабилизации финансово-хозяйственной деятельности транспортного предприятия. В совещании также участвовали глава Псковского облсовпрофа Игорь Иванов и председатель обкома профсоюза Василий Дворниченко. Контекст проблем, о которых шла речь на встрече, а также возможные пути выхода из сложного положения описаны словами самих работников предприятия и профлидеров. Василий Дворниченко, председатель Псковского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства: - Сейчас собираемость очень низкая. Если до марта собирали, допустим, миллион рублей в день, сейчас собирают 300 тысяч. Люди из-за пандемии ездят меньше, а транспорт ходит, расход топлива, запчастей. Но предприятие получит новые автобусы, 50 штук на газомоторном топливе, которое к тому же дешевле на 50%. Татьяна Иванова, заместитель председателя первичной профорганизации ГП ПО “Псковпассажиравтотранс”: - Машины все изношенные, сейчас, в связи с пандемией, намного меньше единиц техники выходит на маршруты. Но даже в июле при сокращенном режиме линии не все закрывались, потому что машины ломались, не хватало топлива, с одного маршрута его перекидывали на другой. Водителей также не хватает. Из-за низких зарплат очень многие водители уехали работать в Санкт-Петербург и Таллин. Причем уезжают в основном работники до 40 лет, у которых есть семьи, кредиты, ипотека. Средняя зарплата за июнь на предприятии составила 17 - 20 тысяч рублей. Водитель первого класса получает 23 - 25 тысяч рублей “чистыми” за работу по 12 часов с графиком “два через два”. Остаются работники пенсионного возраста. У нас, например, работает 72-летний кондуктор. Евгений Калинкин, заместитель председателя профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства РФ: - Я говорил вице-губернатору по поводу реформирования системы контроля - нужно переходить на безналичную форму оплаты. Осипов заявил, что “Псковпассажиравтотранс” остается как базовое предприятие, трудовой коллектив сохраняется, они на базе этого хотят получить кредит под 2% на ведение деятельности и оплату труда. Игорь Иванов, председатель Псковского облсовпрофа: - Предприятие было сильно закредитовано, стоял вопрос о его банкротстве. Только оно вышло на нормальный уровень - наступила пандемия, и выручка упала. Вице-губернатор нас заверил, что сегодня ни в коем случае не стоит вопрос о ликвидации предприятия. Минтранс привлекает дополнительные деньги на модернизацию автопарка. В Псковскую область поступит порядка 200 новых автобусов. Рабочие места тоже по возможности максимально будут сохраняться. По поводу индексации заработной платы мы будем говорить и настаивать. Но нужно смотреть, насколько предприятие сейчас сможет эту индексацию провести в том объеме, который бы устроил профсоюзную сторону. Самое главное - сохранить рабочие места, потому что в регионе тенденция к оттоку квалифицированных кадров существует не только на предприятиях автотранспорта. ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ Очередной виток конфликта между профкомом “Псковпассажиравтотранса” и руководством предприятия, о котором “Солидарность” писала в марте этого года, возник после открытого письма на имя президента Путина; в письме первичка рассказала о нарушениях колдоговора. В итоге произошел разлад внутри профсоюзной ячейки, и на предприятии была создана вторая первичная организация профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Попытки обкома и облсовпрофа как-то разрешить ситуацию пока что не увенчались успехом. Неразбериха с документами привела к тому, что председателя первички Раису Куприненко, которой “Солидарность” в 2019 году вручила премию “Профсоюзный Авангард” за активную борьбу за трудовые права и сохранение предприятия, исключили из профсоюза за неуплату членских взносов; кабинет и имущество первой первички передали другой - под председательством Игоря Кузьмина. Василий Дворниченко, председатель обкома: - Де-юре сейчас у нас две профорганизации. Но с руководством первой первички директор предприятия работать не намерен. Мы предложили первичной профсоюзной организации сократить должность освобожденного председателя, потому что она “съедает” почти весь их бюджет. Раиса Куприненко, когда была уволена с предприятия как кондуктор и принята в профорганизацию как председатель, не написала заявления о перечислении профсоюзных взносов. Я вынес вопрос на заседание пленума, и ее исключили из профсоюза. Попытки внести взносы задним числом - не вариант. В соответствии с уставом заново вступить в профсоюз можно через год. А прежде чем писать письмо президенту от 23 декабря, надо было обратиться к руководителю предприятия, затем к председателю комитета по транспорту, потом к губернатору области, а потом уже, если вопрос не решается, писать президенту. В течение полугода, вместо того чтобы нормально работать, мы только письма друг другу пишем. По поводу лишения Куприненко кабинета. В течение полугода там не было никакой работы, все покрылось пылью. Сама она заявляет, что работает на удаленке. А второй первичке нужен кабинет, профсоюзное имущество было передано им по акту. Раиса Куприненко, председатель первичной профсоюзной организации ГП ПО “Псковпассажиравтотранс”: - Всю технику забрали, меня об этом даже не оповестили. Я прихожу на работу, на моем месте сидит Кузьмин, председатель другой профорганизации. Он сказал, что с согласия Василия Дворниченко мы составили опись. Мне даже не сообщили об этом. Компьютер и ноутбук были куплены на деньги нашей первичной профсоюзной организации, но их передали другой профорганизации. Всем подразделениям и филиалам приказано говорить, что есть только одна профорганизация под руководством Кузьмина. По поводу профсоюзных взносов. Бухгалтер с меня профсоюзные взносы не брала, расчетных листков мне не выдавали. Мое заявление на перечисление якобы потерялось, я написала повторные заявления, но профвзносы опять не удерживали. Я пыталась внести профвзносы через приходно-расходные ордера, но их у меня уже не приняли. В любом случае сразу человека не исключают из профсоюза, должны разобраться, по какой причине это произошло, чья тут ошибка. Мне рассказали, что сейчас представители второй первички поехали в филиалы. В Порхове водителей не выпускали на линию без заявления о вступлении в первичку Кузьмина. Сейчас должны прийти новые автобусы. На предприятии говорят так: кто в нашем профсоюзе - автобус не получит, кто в том профсоюзе - дадут новый автобус. Но водители пока что не ведутся на это и готовы работать даже на старых автобусах. Игорь Иванов, председатель облсовпрофа: - Не получилось у Куприненко, существует конфликт с работодателем. Если ты болеешь за профсоюзную организацию - отойди в сторону, будь в составе профкома, изберите того председателя, который сможет наладить мосты. Все равно председатель первичной профсоюзной организации, хотим мы того или не хотим, должен работать с работодателем напрямую, представлять интересы работника, находить общий язык. А говорить, что нет профсоюзной организации на предприятии, я никому не позволю, все слухи и домыслы буду рубить на корню. Обе первички - наши, но надо приходить к общему знаменателю, к единой профорганизации. Потому что это опасный прецедент. Если на предприятии будет десять, двадцать первичек, эффективного решения поставленных задач не будет. Я хочу донести до каждой членской организации, что профсоюз - это семья. И на предприятии этом - это одна профсоюзная семья, в которой есть конфликт. Одно на другое наложилось: интересы профлидеров, попытки на непростом предприятии расшатать ситуацию, сделать из себя жертв режима. Сегодня все это купируем, забываем, сегодня просто работаем. Надо забыть обиды для того, чтобы семья воссоединилась. У меня была встреча и с одной первичкой, и с другой, неоднократно я встречался с руководителем предприятия. Но даже за пять, за десять встреч за один месяц это все не решить. За три-четыре месяца надо все разложить по полочкам, чтобы все немножко выдохнули, успокоились, стали друг с другом разговаривать как равные партнеры. Надо делать одно дело. Опять же - здоровая конкуренция, у кого-то это получится лучше, у кого-то хуже. Я разговариваю со всеми, у меня есть товарищи из одной и другой профорганизации. Владимир Ломакин, председатель Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства РФ: - ЦК выступает за то, чтобы была первичка, у которой есть контакт с работодателем, потому что большинство всех конфликтов решаются на предприятии именно через этот контакт. Может быть, эта практика будет отходить с развитием малого бизнеса, когда все будет решаться только с помощью акций и требований. Хотя я не отвергаю их как инструмент. Но сейчас 90% конфликтов решаются именно путем взаимодействия. Его надо находить. Конечно, мы за то, чтобы профорганизация была сильной. Говорят, что новая первичка - “карманная”. Но даже если кажется, что председатель зависим от директора, он все равно будет выполнять волю тех людей, которые в эту первичку входят. Никуда ему не деться: люди в рабочих коллективах не стесняются говорить правду. В “Псковпассажиравтотрансе” всегда была очень активная и авторитетная первичка. Поэтому очень обидно, что именно на этом предприятии возникают такие распри внутри одной организации, между равными товарищами. Я считаю, что это неправильно. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Ситуация противостояния между двумя первичками уже привела к негативным последствиям. Профчленство снижается. Люди, не понимая, что происходит, выходят из одной первички, но не вступают в другую. При увольнении члена одной профорганизации руководство почему-то запрашивает мотивированное мнение у председателя другой. Так, уволенная с согласия председателя второй первички член профкома первой Ольга Павлова сейчас судится за восстановление на работе. Ольга Павлова, бывшая старшая медсестра “Псковпассажиравтотранса”: - 10 июня 2020 года я официально уволена по статье 81 ТК, пункту 5, части 1, за ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей. 31 января этого года я получила дисциплинарное взыскание в виде выговора, 15 мая этого же года я получила второе дисциплинарное взыскание, и потом идет уже сам факт увольнения. Меня уволили одним днем, до сих пор я не могу войти в кабинет, чтобы забрать личные вещи, и не подписан обходной лист. Суд по отмене первого взыскания призвал сторону работодателя к мировому соглашению, но они принципиально отказались. В августе должен начаться суд по поводу моего восстановления на работе. Сейчас я не работаю, потому что с увольнением по такой статье я вряд ли куда-то устроюсь, а у меня двое несовершеннолетних детей. Но самое главное, что профсоюзная сторона в лице председателя второй первички Кузьмина дала согласие на мое увольнение буквально за час. Однако я состояла и была членом профкома другой первички, у председателя которой Куприненко мотивированного мнения не запросили. Раиса Куприненко, председатель первички: - В марте у нас было 30 заявлений на вступление в профсоюз. Сейчас много сотрудников уволилось, идут сокращения, и из-за этого падает численность членов профсоюза. На сегодня в нашей первичке - 467 человек, в профорганизации Кузьмина - 100. Люди пока что ждут, что будет дальше, и готовы подавать заявления на выход из профсоюза, так как их активно призывают вступать в новую первичку. Но они из нашей могут выйти, а туда не войти. В итоге можно вообще потерять профорганизацию. Василий Дворниченко, председатель обкома: - Нужно все делать по уставу, а не шашку наголо, потому что нам ни к чему связываться с судами. Ну а численность не растет, а падает… Татьяна Иванова, зампред первички: - На встрече у председателя облсовпрофа, куда он пригласил нас и другую первичку, мы говорили, что готовы работать на благо предприятия и работников, пусть даже будет две профсоюзные организации. Но представители другой первички сказали: вместе работать не будем, наша задача - как можно больше людей привлечь к себе. В ПОИСКАХ ВЫХОДА Все понимают, что наличие на одном предприятии двух первичек одного профсоюза, да еще в состоянии конфликта, - явление ненормальное. Руководители обкома, облсовпрофа и ЦК Роспрофтрансдора ищут выход, который устроит все заинтересованные стороны и не навредит профсоюзному движению. Василий Дворниченко, председатель обкома: - В перспективе нужно, чтобы была одна профорганизация, потому что так работать невозможно. Мы соберем общую конференцию рабочего коллектива: как люди скажут - так и будет. Игорь Иванов, председатель облсовпрофа: - Через три-четыре месяца можно прийти к созданию единой профорганизации. Но для этого должны созреть и одни, и другие и понять, что вместе мы сильнее. Я вижу этот процесс так: профсоюзные комитеты обеих организаций принимают решение об объединении, и мы проводим общую конференцию. Но прежде юристы посмотрят, как это правильнее сделать. Я думаю, что все это реально, потому что профсоюз сохранять надо. Очень нестандартная ситуация, и до конца непонятно, к чему в итоге это может привести. Я даже думал прибегнуть к помощи медиаторов для разрешения этого конфликта. Владимир Ломакин, председатель профсоюза: - Будем стараться выходить из этого положения, находить общий язык, чтобы было уважение руководителя предприятия ко всем профорганизациям, которые сегодня действуют. Совершенно справедливо, что ни одна первичка не должна быть обделенной. Постепенно мы найдем выход. Две первички должны объединиться. Но так как они - юрлица, то, чтобы не проходить через Минюст и не плодить бумажную волокиту, хорошо было бы договориться и оставить одну первичку, а весь состав другой организованно перевести в нее. Однако минус этого пути в том, что возникает вопрос, какую первичку ликвидировать. Каждая будет считать себя обиженной. Здесь необходимо взять на себя политическую смелость, чтобы принять решение.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>