Аудитор Счётной палаты отчитался перед комитетом Государственной Думы по труду
Фото: ach.gov.ru

Аудитор Счётной палаты отчитался перед комитетом Государственной Думы по труду

26.03.2021 09:00

Автор: Павел Осипов

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

Счетная палата на заседании комитета Госдумы по труду представила отчет о выполнении национальных проектов в социальной сфере.

Счетная палата на заседании комитета Госдумы по труду представила отчет о выполнении национальных проектов в социальной сфере. Бюджет недосчитался миллиарда, пенсионеры - десятков миллионов рублей, сироты стоят в очередях за обещанными квартирами, а майские указы невыполнимы в принципе. Радует только то, что аудиторы СП мыслят вполне в профсоюзном ключе. “Солидарность” представляет конспект отчета. О ДЕНЬГАХ. В комитет Госдумы по труду на днях пришел с отчетом аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. Он курирует в СП социальную сферу, его команда “шерстит” всевозможные отчеты, приказы и бухгалтерию уровня от федерального министерства до муниципальной администрации. Формально его доклад на заседании комитета касался итогов работы за прошлый год. Однако информация остается актуальной и звучит как собранная буквально вчера. Потому что, например, майские указы президента как год назад не выполнялись, так и вчера тоже. - Мы выявили нарушений почти на миллиард рублей. В основном они связаны с учетом бюджетных средств - прежде всего это было связано в Минтруде с субсидиями, - сообщил Штогрин. - Сказать, что нанесен какой-то большой ущерб бюджету, - нет. Хотя было выявлено и нецелевое использование средств в подведомственных Минтруду учебных заведениях. Когда, например, доплаты к стипендиям делались за счет бюджетных средств, а следовало - за счет прибыльной деятельности. После того как СП заметила недостачу, деньги в бюджет вернули, к ответственности никого привлекать не стали. О ДЕТЯХ. Много внимания палата уделила проблеме детей-сирот, которым после 18 лет по закону положена квартира от государства. Но когда принимали этот закон, финансирование легло на регионы, в абсолютном большинстве которых, по классику, “денег нет”. Несмотря на то, что каждый год на программу обеспечения сирот жильем выделяется около 40 млрд рублей (от 7 до 10 млрд из них - все же из федерального бюджета), за квартирами выстроилась немалая очередь. И для того, чтобы, скажем, в течение одного года решить проблему полностью, нужно 265 млрд рублей. Проблемы, правда, не только в деньгах: - Например, многие годы в Тыве вообще ни один ребенок не обеспечивался жильем, потому что там строительство не велось, на вторичном рынке жилье не приобретали, и все это там мертвым образом стояло, - рассказал Сергей Штогрин. - Правда, в этом году они уже исправились и начали реализовывать эту программу. Мы поставили перед собой задачу, чтобы к 2025 году очередь, которая накопилась, ликвидировать. О ЗАРПЛАТАХ. - Мы провели анализ выполнения указа президента по повышению заработной платы в бюджетной сфере. С самого начала что-то пошло не так, - констатировал аудитор. Речь идет о майских указах президента 2012 года: несколько пунктов привязали зарплаты бюджетников социальной сферы к средним показателям по экономике региона проживания. И если федеральные учреждения в основном вышли на соответствующие размеры зарплат, то с региональными и муниципальными - беда. Так, в прошлом году только 15 регионов достигли заданных показателей по всем двенадцати категориям бюджетников. В 14 регионах это не выполнено вообще по учреждениям общего образования, в 21 регионе - по врачам, в 23 регионах - по социальным работникам. При этом аудиторам, как и еще много лет назад профсоюзам, не понравились методы достижения плановых показателей: резкое увеличение внутреннего совместительства, рост нагрузки на работников, учет нескольких ставок на одного человека в победоносной статистике. - Проблема еще в чем: в 2006 году была отменена единая тарифная сетка, - добавил Штогрин. - Все полномочия по установлению зарплаты в бюджетной сфере передали на уровень субъектов, муниципалитетов и самих учреждений. И тут началась свистопляска. Мы вот проверяли, например: в двух субъектах в Центральном федеральном округе базовая ставка у врачей различалась в три раза. Среди предложений СП правительству - установить базовые оклады бюджетников на уровне не ниже 70 - 75% всей зарплаты. А также определить стандартную нагрузку на одну ставку. Но поможет ли это с выполнением указов, неясно. Потому что аудиторы внезапно пришли к интересному выводу: - Выбран был критерий - средняя заработная плата по экономике региона. А достигнуть ее - это как догнать уходящий горизонт. Поднимается у бюджетников - поднимается и в субъекте, и поднимается в целом по экономике. И вот когда мы достигаем этого результата, то он от нас, так сказать, уходит, - поделился наблюдениями представитель СП. - Поэтому мы сейчас думаем над тем, чтобы взять другой критерий. Может быть, взять МРОТ и от него считать. И тогда этого “убегающего горизонта” не будет, и каждый сотрудник в бюджетной сфере будет четко понимать, какая у него должна быть зарплата. О ПЕНСИЯХ. Проверки не избежал и Пенсионный фонд: аудиторов интересовало, как он организовывает персонифицированный учет пенсионеров и ведет их лицевые счета. От этого зависит и размер пенсии: учтены ли все периоды, вся ли зарплата, все ли взносы и так далее. Команда Сергея Штогрина взяла для выборочной проверки больше тысячи личных дел в Москве и Московской области и сверилась с базами налоговой службы и МВД. И выявилось, что нарушения в назначении пенсий есть у 16% проверенных лиц. - Для меня это было ударом: мы думали - два, ну три процента, - делится впечатлениями аудитор. - По итогам проверки только этим пенсионерам было доплачено 5 млн рублей. А правительство поручило Минтруду разработать план мероприятий по выявлению всех этих искажений. Было проверено больше 9 млн дел. Во Владимирской области, например, было выявлено нарушение пенсионных прав у 24% проверенных. Есть еще такая категория пенсионеров, у которых несколько пенсионных счетов - по разным причинам (Штогрин не стал вдаваться в подробности). И когда взялись за проверку дел именно таких пенсионеров, история повторилась. Так, по итогам проверки 150 тысяч дел было выплачено 70 млн рублей недополученных пенсий. Были пенсионеры, кому доплачивали от 142 рублей, а одному, говорит Сергей Штогрин, выплатили 590 тысяч. И чиновники перед подобными крупными выплатами сами предварительно звонили пожилому человеку, чтобы того не хватил инфаркт от внезапно свалившегося на банковский счет полумиллиона. - Вынуждены были даже заранее звонить тем, у кого были такие большие суммы, чтобы их там не хватил удар: мы проверили, вам будет доплачена пенсия, получите такую-то сумму. Не удивляйтесь, не ходите по инстанциям, это просто были ваши права ущемлены, - пояснял представитель СП. К слову, сказано вполне по Фрейду: ущемить чьи-то права в нашей стране действительно “просто”. Также по поручению Счетной палаты Пенсионный фонд сверил 150 млн учетных записей пенсионеров с базами налоговой службы и МВД. - Я просто поразился результатам: было выявлено несколько десятков тысяч пенсионеров, которых нет в базе данных МВД вообще. Нет таких граждан, паспортов таких нет... - удивлялся Сергей Штогрин. - А если говорить про налоговую службу, то из 150 млн у 50 млн все данные налоговой и Пенсионного фонда полностью сошлись. У остальных были какие-то [расхождения]… О ПЕРЕДВИЖНИКАХ Напоследок - показательная история. Проверяя успехи регионов в выполнении нацпроекта “Культура”, аудиторы натолкнулись на настоящую аномалию. Показатели, в принципе, у всех регионов были неплохие. Но в одном из них посещаемость культурных учреждений за год повысилась аж в 25 раз! Когда стали проверять отчетность, оказалось, что местный музей устроил передвижную выставку на вокзальной площади. И всех, кто проходил мимо, посчитали как посетителей. Так что “важно, как посчитают” - это не только про выборы. Комментарий Елена Косаковская, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений ФНПР: - Майские указы большинство регионов выполнили, но таким образом: просто-напросто уволили часть людей из бюджетного сектора. А те, кто остался, выполняют за уволенных их обязанности - работают на двух ставках, и за счет этого произошел рост зарплат. Но я не знаю, на основании чего в СП сделали выводы, что указы невыполнимы. Значит, изначально президент ошибся, что он эту задачу поставил? Тогда вопрос у Счетной палаты должен быть к президенту. В чем невыполнимость указов, “недостижение” показателей? Другое дело, если бы все было честно. А так просто уволили “лишних” людей и заставили других работать на две ставки. А зарплату к МРОТ привязывать нельзя, с нашей точки зрения. Проблему нужно решать в комплексе. Нужно смотреть на экономику страны в целом, и на что бюджет тратит деньги.

Карта конфликтов

В стране и за рубежом >>