В сфере робототехники не хватает 60 тыс. специалистов
Автор: Николай Козин
Источник: www.pnp.ru
Территория: Москва
60 тысяч — именно столько специалистов не хватает сегодня России в сфере робототехники. К такому выводу пришли специалисты отрасли, депутаты и представители бизнеса на круглом столе «Кадры для роботизации: как подготовить инженеров будущего?», который прошел в 6 декабря в Государственной Думе под эгидой партии «Новые люди».
Привлекать в перспективную сферу планируют уже со школьной скамьи. 60 тысяч — именно столько специалистов не хватает сегодня России в сфере робототехники. К такому выводу пришли специалисты отрасли, депутаты и представители бизнеса на круглом столе «Кадры для роботизации: как подготовить инженеров будущего?», который прошел в пятницу, 6 декабря, в Государственной Думе под эгидой партии «Новые люди». Готовить будущих робототехников предлагают со школьной скамьи, однако это начинание сталкивается с препятствиями: от нехватки оборудования, особенно в небольших школах в отдаленных регионах, до отсутствия мотивации у самих школьников, системы ЕГЭ и компетентных преподавателей. Как планируется завлекать в робототехнику будущих гениев — рассказывает «Парламентская газета». «Раздел есть, а базы нет». Круглому столу предшествовала длившаяся полтора месяца аналитическая работа, в ходе которой его участников попросили оценить дефицит кадров в отечественной робототехнике. В итоге получилась цифра в 60 тысяч человек — и это только на текущий момент.«Если говорить о промышленности в целом, то сегодня дефицит кадров там оценивается в 700 тысяч человек, — констатировал председатель правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления Евгений Дудоров. — И есть прогнозы, что к 2030 году потребность может вырасти до трех миллионов». При этом львиную долю задач, стоящих перед дефицитными специалистами, по словам Евгения Дудорова, можно роботизировать. И не только в промышленности, но и, например, в сервисе и доставке, в том числе чтобы высвободить ценные рабочие руки, которые сегодня вместо того, чтобы трудиться в цехах и на стройках, развозят заказы.«Если говорить предметно, то, например, потребность в специалистах по роботизации производства составляет порядка 30-40 тысяч человек, — подчеркнул Дудоров. — Порядка 12-15 тысяч — потребность в специалистах, которые разрабатывают и конструируют роботов. Порядка 20 тысяч — в специалистах по интеграции». Как быть? Основной кадровый ресурс, по мнению участников круглого стола, — молодежь. Но и тут все не так просто. Так, если ориентироваться лишь на студентов и предполагать их обучение различным аспектам робототехники с нуля, то первые достаточно компетентные специалисты — и то без реального опыта работы — появятся лишь в 2029-2030 годах. А к тому времени Россия, по данным Минпромторга, уже должна войти в топ-25 стран по уровню промышленной роботизации, нарастив парк робототехники почти в восемь раз — до 100 тысяч единиц против имеющихся сегодня 12 800.«На наш взгляд, программы обучения необходимо расширять на уже существующие специальности, — отметил Дудоров. — Если, например, человек учится на сварщика — чтобы он сразу выходил сварщиком-робототехником. Если на пищевика — пищевиком-робототехником и так далее. Чтобы по крайней мере закладывалось понимание, что такое робот, зачем он нужен и как с ним обращаться». Если говорить о школах, то там возникает другая серьезная проблема: острая нехватка материально-технической базы. Чтобы научить ребенка основам программирования, достаточно одного лишь компьютера с выходом в Сеть. Но робототехника программированием не ограничивается — это еще и разработка, конструирование, отладка и множество операций и опций, связанных с дефицитным «железом». «С 1 сентября 2025 года у нас в рамках дисциплины «Труд» появился отдельный раздел, посвященный робототехнике, — отметил генеральный директор компании Promobot Максим Чугунов. — И получается парадокс: раздел есть, образовательный план есть, а материально-технической базы нет. Мы готовы выйти с инициативой — бесплатно разослать в учебные организации наше обучающее ПО. Оно симуляционное, то есть непосредственно железо для него не нужно, все процедуры конструирования и отладки можно проводить в рамках виртуальной симуляции». Робототехников будут воспитывать с детского сада Еще один вариант решения проблемы, по мнению участников круглого стола, — прибегнуть к помощи так называемых open source технологий, технологий с открытым исходным кодом.«Следует объединиться, отказаться от патентов и закрытых технологий, предоставить доступ к нашим спецификациям оборудования и софта и начать делиться, причем не только среди компаний по России, но и среди компаний по крайней мере стран БРИКС, — отметил основатель проекта «Роббо», занимающегося созданием детских обучающих робототехнических наборов, Павел Фролов. — Технологии с открытым кодом означают, что любого робота можно разобрать до последнего винтика, а софт — до последнего байтика, посмотреть, как они работают, и собрать обратно. А потом на базе этих уже освоенных решений попытаться создать что-то свое».По словам Павла Фролова, использование такого подхода позволит выстроить непрерывную образовательную «лесенку»: когда в детском саду ребенок играет в технологии, в школе — изучает, как они работают, а дальше разрабатывает новые.«Как правило, у нас сейчас все стопорится как раз на этапе изучения, — подчеркнул Фролов. — То есть детям говорят: «Хорошо, вот вы освоили технологию - теперь идите ее обслуживать». На наш взгляд, этот подход необходимо расширять. «Вы изучили технологию — теперь попробуйте ее скопировать. Скопировали — попробуйте улучшить» и так далее. Только так мы сможем создать полноценный задел на будущее». Впрочем, есть и куда более фундаментальная проблема. Так, основатель и президент агрегатора вакансий SuperJob Алексей Захаров напомнил участникам круглого стола о недавней статистике, которую приводил в прошлом году ректор МГУ Виктор Садовничий.«По его словам, за последние два года физику и математику на ЕГЭ стали выбирать на 25 и 30 процентов меньше ребят соответственно, — отметил Захаров. — А физика и математика — это, по сути, основные дисциплины, которые необходимы для дальнейшего обучения в сфере робототехники. Следовательно, у нас воронка специалистов, которые выйдут на рынок труда в относительно недалеком будущем, уже сократилась на 25-30 процентов. И будет сокращаться дальше».Чтобы этого избежать, по словам Захарова, необходимо принимать комплексные меры. И не только к детям, но и, например, к учителям начальных классов, включая повышение зарплат «хотя бы до уровня курьерских», чтобы у них было больше мотивации.Также по итогам круглого стола его участники составили проект резолюции, где сформулировали основные проблемы и пути их решения. К первым, помимо прочего, отнесли недостаточное взаимодействие предприятий с учебными учреждениями, дефицит российских роботов для установки в школах, отсутствие единых стандартов оснащения, недостаток стартапов и центров компетенций. «Преодоление этих вызовов требует комплексной стратегии, включающей массовость на уровне школ и дошкольных учреждений (каждый школьник должен «потрогать» тему и российские решения), сквозной подход к роботизации (от школы через СПО и вузы на заводы), формирование отраслевых треков для обучения прикладным решениям, стимулирование сотрудничества между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, активную популяризацию робототехники для детей и подростков, родителей, преподавателей, руководителей и сотрудников промышленных предприятий», — говорится в документе (есть в распоряжении «Парламентской газеты»). Участники круглого стола предложили также разработать и утвердить единый стандарт оснащения учебных заведений, типовые рекомендации для школ по организации кружков (в том числе платных) по робототехнике и единую федеральную базу знаний, обновить профстандарты, создать программы экспресс-обучения роботизации в дополнение к основной профессии.
Карта конфликтов
Последние сообщения >>
-
09.06.2025 07:30
Газета "Солидарность" публикует новые данные Центра мониторинга СПбГУП о СТК в мае -
09.06.2025 07:22
Временные вакансии доступны для школьников в Иркутской области -
09.06.2025 06:23
В школах Удмуртии не хватает учителей -
09.06.2025 00:00
Дефицит кадров в Иркутской области наблюдается в госуправлении и соцобеспечении -
07.06.2025 17:01
Зафиксирован рост заработной платы работников в Башкортостане -
07.06.2025 12:35
Президент РФ В.Путин подписал закон о снижении размеров премий работникам с дисциплинарными взысканиями -
06.06.2025 20:45
Специальную комиссию по противодействию формированию задолженности по зарплате создадут в Салехарде -
06.06.2025 15:40
Представлен отчет по ситуации на рынке труда в США -
06.06.2025 15:00
Центробанк отмечает снижение спроса на рабочую силу в отдельных отраслях -
06.06.2025 14:48
Центробанк РФ: безработица находится на исторических минимумах
В стране и за рубежом >>
-
07.06.2025 12:35
Президент РФ В.Путин подписал закон о снижении размеров премий работникам с дисциплинарными взысканиями -
03.06.2025 17:17
Правительственная межведомственная рабочая группа обсудила ситуацию на рынке труда -
09.06.2025 07:30
Газета "Солидарность" публикует новые данные Центра мониторинга СПбГУП о СТК в мае -
05.06.2025 16:41
Межрегиональный форум по развитию соцпартнерства состоялся в Великом Новгороде -
04.06.2025 14:47
Совет Федерации рекомендует Правительству РФ укрепить кадровый потенциал атомной отрасли -
03.06.2025 14:33
Профсоюзы предлагают ввести уроки трудовой грамотности в школах -
05.06.2025 12:13
Citigroup уволит около 3 500 сотрудников IT-подразделений в Китае -
27.05.2025 12:54
На профсоюзном форуме обсудили тренды рынков труда стран СНГ -
30.05.2025 00:00
В июне состоится Международная конференция труда под эгидой МОТ -
03.06.2025 09:15
Microsoft продолжает сокращение рабочих мест
Сайт «Социально-трудовые конфликты» - информационный и коммуникационный ресурс основной целью которого является предоставление государственным и общественным институтам, организациям, учёным и специалистам, а также частным лицам актуальной и достоверной информации о социально-трудовых конфликтах.
С помощью современных технологий мы анализируем объективную и точную информацию.
Все права на сайт защищены и охраняются законодательством РФ.
При использовании оригинальных материалов сайта гиперссылка на сайт "Социально-трудовые конфликты" обязательна.