В Государственной Думе РФ обсудили законопроект о допуске иностранных пилотов на работу

24.02.2014 00:00

Автор: Игорь Дельдюжов

Источник: www.ktr.su

Территория: Москва

11 февраля 2014 года в комитете по транспорту Государственной думы прошло обсуждение проекта закона, допускающего иностранных пилотов в российское небо. В случае если законопроект будет принят, то будет разрешено принимать по 200 иностранных пилотов в год в течение 5 лет.

11 февраля в комитете по транспорту Государственной думы прошло обсуждение проекта закона, допускающего иностранных пилотов в российское небо. В случае принятия законопроекта будет разрешено принимать по 200 иностранных пилотов в год в течение 5 лет. Лоббисты законопроекта забывают, что более 1500 выпускников лётных училищ ищут работу, но не могут трудоустроиться в российские компании, руководство которых не желает переучивать их на эксплуатирующиеся самолёты. Доучивать российских курсантов и вводить командирами авиакомпании не намерены, делая ставку на готовый небесный интернационал. Профсоюзы выступают категорически против данной инициативы, так как привлечение иностранных пилотов поставит крест на российской летной школе. Именно профсоюзы (ШПЛС, ПЛС, КТР, ФНПР и ОПАР) разъясняют возможные последствия законопроекта и Минтрансу, и правительству, и депутатам Госдумы, и авиакомпаниям. Владимир Путин уже призвал авторов не торопиться и решить вопрос о судьбе документа с профсоюзами. Так как проект закона имеет важное социально-политическое значение, то обсуждение было вынесено на Трехстороннюю комиссию по социально-трудовым отношениям при правительстве. Идею о приеме иностранцев на работу генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев озвучивал еще в апреле 2011 года, не скрывая своего намерения ухудшить условия для своих же российских пилотов. В своем обращении к президенту он указал на необходимость внести поправки в Воздушный кодекс, разрешающие привлекать пилотов-нерезидентов. Основной целью этих поправок является уменьшение оплаты летного труда отечественным специалистам. Если не будет дефицита рабочей силы, то можно регулировать условия и зарплаты, что якобы способно серьезно снизить цену на билеты. Но известно, что в цене билета зарплата пилотов составляет всего 3—3,5 %, остальное это топливо — 30%, аэропортовые сборы — 20%, лизинговые платежи за самолет — 10—12%, еще 10% — техобслуживание лайнера, 20% — «прочие расходы» и 8% — зарплата экипажа, из которых 3—3,5% — это зарплаты летчиков. Предположим, что средняя цена билета 10 000 рублей, то из этой суммы только 300-350 рублей идут на зарплату пилотам. Если сократить расходы на пилотов в 2 раза, то цена билета в 2 раза никак не уменьшится. В настоящее время увеличилось финансирование летных училищ: закупаются тренажеры и новые воздушные суда для обучения. Тратятся огромные бюджетные деньги, отдачи от которых не будет, если выпускники не смогут найти себя в российских авиакомпаниях. Сложности с трудоустройством выпускников приведут к оттоку желающих обучаться на пилота и закрытию летных училищ. Так построена наша система образования, что училища готовят вторых пилотов, а командиров из них уже готовит авиакомпания. По мнению руководства авиакомпаний, незачем переучивать курсантов, тратя при этом свои деньги, если можно набрать пилотов на мировом рынке труда. Поэтому вчерашние выпускники российских летных училищ, граждане нашей страны, остаются не у дел. Лоббируя данный законопроект, его сторонники забывают, что наши авиакомпании не готовы к приему не владеющих русским языком иностранцев, так как весь внутренний документооборот осуществляется только на русском языке. Существует 6 уровней русского. В какой степени должен владеть им иностранец? Ответа нет. В кабине могут оказаться два «неносителя» русского языка, что в нормальной ситуации не является препятствием для полета, но в усложнённой или аварийной обстановке станет угрозой безопасности, так как каждый будет кричать на своем языке — это психология! А значит, взаимных действий не получится. Как иностранцы будут летать по России? Аэропортовые службы, кроме управления воздушным движением, не владеют английским языком. А если они будут летать только за рубеж, то это дискриминация пилотов по национальности и неравномерность планирования, поскольку полеты по РФ в основном ночные и, соответственно, более тяжёлые. Аспект безопасности очень важен. Не выработаны процедуры, по которым должны осуществляться проверка подлинности пилотских свидетельств, состояние здоровья, а также тестирование на законопослушность и лояльность. Приглашенные на работу в РФ иностранные пилоты будут иметь доступ на объекты с особым режимом — аэропорты, самолеты. Проверку иностранных летчиков должны осуществлять уполномоченные органы — ФСБ, МВД. Но Минтранс не предложил механизма, кем будет осуществляться проверка профессиональных знаний и умений иностранных пилотов, учитывая, что это задача государства, а не отдельно взятых авиакомпаний. Как решать вопрос с миграционной службой, учитывая, что каждый раз, пересекая границу, иностранец должен вставать на учет и сниматься с учета? Кроме того, наши пилоты являются офицерами запаса и призываются в случае военных действий, чтобы выполнять перевозки в нуждах страны. Что будут делать в этом случае иностранцы? При приеме иностранного пилота, с большой долей вероятности, будет использоваться следующая схема: трудовой договор (контакт) заключается между ним и рекрутинговой компанией, сдающей фактически пилота «в аренду» (в лизинг) авиакомпании. А это заемный труд. Между авиакомпанией и рекрутинговым агентством заключается договор оказания услуг, на основании которого и будут перечисляться денежные средства. Из них уже самим агентством будет выплачиваться вознаграждение пилотам. В этой схеме не предусмотрена уплата налогов в казну РФ — подоходного, страховых выплат на пенсию и отчислений в ПФР по ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Мимо госказны «утекут» огромные деньги. Кроме этого, недополучат летную надбавку и пенсионеры летного труда согласно тому же ФЗ № 155. Чем больше будет иностранных пилотов, тем более существенными окажутся потери бюджета. Вполне возможно, сами же руководители авиакомпаний и чиновники Минтранса создадут рекрутинговые компании в оффшорах, через которые и будут набираться пилоты. В данный момент фактически остановлен отток нашего летного состава в зарубежные авиакомпании, но эти непопулярные меры могут его возобновить — таково общее мнение летных профсоюзов. В частности, Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) выступил с рядом предложений по урегулированию вопросов в этой стратегической для страны отрасли. Во-первых, авиакомпаниям необходимо брать выпускников сверх штатного расписания (перерасхода фонда заработной платы можно избежать, отрегулировав оплату труда). Из большего количества вторых пилотов появится возможность отбора более талантливых для их скорейшего продвижения. Авиакомпаниям следует изменить подходы по вводу соответствующих по налету вторых пилотов в качестве командиров воздушного судна (КВС). Необходима не только проверка знаний и умений, сколько помощь и поддержка со стороны инструкторского командно-летного состава. Во-вторых, продолжать переподготовку пенсионеров ВВС на гражданских пилотов. В-третьих, предоставлять гражданство РФ в ускоренном порядке пилотам бывшего СССР по ходатайству авиакомпаний. Мы предлагали это еще 1,5 года назад, но услышаны не были. Дефицит пилотов может быть восполнен со временем через более эффективную систему подготовки кадров. Просто авиакомпаниям необходимо активней вносить предложения в Минтранс и Росавиацию с целью изменения программ летного обучения, активнее взаимодействовать с летными училищами путем предоставления своих преподавателей и инструкторского состава для чтения лекций курсантам и выполнения учебных полетов.

Карта конфликтов

В стране и за рубежом >>