Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов провел парламентские слушания

11.03.2014 00:00

Автор:

Источник: www.ktr.su

Территория: Москва

4 марта 2014 года Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов провел парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение конституционных гарантий по оплате труда". Основной темой стала тема повышения и легализации заработной платы. Одно из следующий заседаний, где снова будет затронут вопрос легализации заработной платы и повышения МРОТ, состоится 19 марта 2014 года в Москве. Там запланирован правительственный час в Госдуме России с участием министра труда и социальной защиты М.Топилина.

Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов 4 марта провел парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение конституционных гарантий по оплате труда». Лейтмотивом обсуждения стала тема повышения и легализации заработной платы. К слову, данный вопрос является одним из основных в плане работы Госдумы и ее профильного комитета в 2014 году. Предметом особого внимания стало обеспечение роста минимального размера оплаты труда (МРОТ). В слушаниях приняли участие представители органов законодательной власти Андрей Исаев, Галина Карелова, Николай Коломийцев, Михаил Тарасенко, Валерий Трапезников. Также во встрече принимали участие министр труда Максим Топилин и другие представители исполнительной власти, представители работодателей в лице РСПП, научных учреждений, профсоюзов, в том числе Конфедерации труда России. От лица КТР в слушаниях приняли участие председатель Федерации профсоюзов работников морского транспорта, председатель Совета КТР Игорь Павлов и первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков, член Совета КТР Игорь Ковальчук. Сегодня МРОТ составляет 5 554 рубля. По официальным данным, из общей численности работников зарплаты ниже МРОТ у 30% трудящихся. В основном эта проблема актуальна для секторов образования и здравоохранения. По данным Росстата на 2013 год, доля работников с заработком ниже МРОТ варьировалась от 0,1% в Москве до 7,1% в Дагестане. Наиболее высокий показатель зафиксирован в Республике Калмыкия — 5,2%. Так как же государство намерено исправлять сложившуюся ситуацию, когда зарплаты россиян не дотягивают ни до МРОТа, ни до минимального прожиточного минимума (МПМ), который в среднем по России составляет 8 014 рублей для трудоспособного населения? Для этого Комитет ГД по труду, социальной политики и делам ветераном проводил заседания экспертного совета, чтобы выслушать мнения сторон по вопросам роста и легализации заработной платы, и затем парламентские слушания, чтобы, возможно, в будущем использовать мнения участников в своей работе. Практически все выступающие, включая депутатов-членов Комитета ГД по труду и социальной политике, высказывали единое мнение о необходимости выполнения законодательства и повышения МРОТа до уровня прожиточного минимума. «Если ранее МРОТ лежал в основе единой тарифной сетки и на нем основывались штрафы, налоги, размер социальных выплат, другими словами МРОТ являлся основой для системы оплаты труда, для налогов, сборов, штрафов, то сегодня средняя заработная плата в России составляет 30 000 рублей, а МРОТ — 5 600 рублей, — отметил Игорь Павлов. — В связи с необоснованно низким размером МРОТ перестал выполнять свою функцию. Теперь система оплаты труда базируется на абсолютных числах. Штрафы, размеры взносов в фонды социальной защиты также находятся в абсолютных цифрах. Нужно повышать МРОТ до размера прожиточного минимума и возвращать ему его изначальную роль — базы для расчета размеров заработной платы, штрафов, налогов и прочего». Кроме того, в каждом регионе существует свой прожиточный минимум, поэтому и МРОТ должен ему как минимум соответствовать, а значит быть разным. Например, на Севере стоимость жизни выше, чем в южных районах. Сегодня там, как и в советские времена, существуют различные надбавки в системе заработной платы: районный коэффициент, полярные надбавки. Во времена Советского Союза эти надбавки играли стимулирующую роль для привлечения рабочей силы на крайний Север и в отдаленные районы. Поэтому, например, заработная плата моряка в Мурманске была в 2,5 раза выше зарплаты коллеги из Новороссийска. Однако на сегодняшний день эти надбавки потеряли всякий смысл и стимулирующую роль. Сегодня новороссиец получает больше северянина, несмотря на наличие двухкратного коэффициента! «Районный коэффициент и полярные надбавки перестали выполнять свою главную функцию, — подчеркнул Игорь Павлов. — На мой взгляд, их необходимо заменить на реальные льготы, например, отменить для работников северных и отдаленных регионов подоходный налог, такая практика существует в Норвегии». Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев отметил, что вопрос включения или не включения в МРОТ стимулирующих надбавок, которые по сути дела являются частью заработной платы – тема, требующая отдельного внимания. «Я скорее склонен поддерживать здесь позицию профсоюзов, но это предложение нуждается в обсуждении», — сказал он. Кроме того, для легализации заработной платы он предложил установить минимальный взнос в Пенсионный фонд, размер которого примерно должен быть равен взносу с заработной платы, равной двум МРОТам. «Приятно было слышать яркие и пламенные выступления депутатов, которые обосновывали необходимость повышения МРОТа до величины минимального прожиточного минимума трудоспособного населения. Но решение этого вопроса зависит от самих депутатов, от решения Комитета ГД по труду и социальной политике. Обладая парламентским большинством, партия «Единая Россия» может принять этот закон уже завтра, если депутаты и Комитет перейдут от «пламенных» речей к делу», — говорит Игорь Павлов. Что касается роста и легализации заработных плат, то для решения этой задачи существует единый общепринятый механизм трудовых отношений — колдоговорные отношения. Если на предприятии заключен коллективный договор не фиктивный, а настоящий, то на предприятии нет проблемы серых зарплат, так как вся заработная плата белая, и профсоюз самостоятельно договаривается с работодателем об уровне заработных платы и ее индексации. Поэтому для решения проблемы роста и легализации зарплаты необходимо развивать колдоговорные отношения, то есть развивать рыночные механизмы в трудовых отношениях. Профсоюз в процессе переговоров с работодателем должен договориться об уровне заработной платы и об условиях труда. Но часто в процессе переговоров профсоюз и работодатель не могут найти консенсус, переговоры заходят в тупик и начинается коллективный трудовой спор. Сегодня силы сторон категорически не равны. У работодателей огромные финансовые ресурсы, юридические службы и отделы, службы безопасности и поддержка властных структур. У профсоюза — финансы в размере 1—2% от фонда оплаты труда, поддержка и солидарность членов профсоюза и усеченное нынешним Трудовым кодексом право на забастовку. В сегодняшних условиях организовать и провести законную забастовку — задача сложная и почти невыполнимая. Верните работникам и профсоюзам их главное оружие для цивилизованной борьбы с работодателем — право на проведение забастовок, отмените бюрократические препоны для их проведения, и тогда работники смогут сами договариваться о своей заработной плате и об условиях труда. И Президенту России не нужно будет приезжать в Пикалево на шахту Распадская для урегулирования трудовых споров, своим решением повышать на 10 000 рублей заработную плату участковым врачам, поручать губернаторам довести заработную плату учителей до средней заработной платы в регионе. «Если профсоюзам и рабочим вернут их единственное и главное оружие — право на забастовку, то мы сами решим вопрос роста и легализации заработной платы», - сказал Игорь Павлов. Одно из следующий заседаний, где снова будет затронут вопрос легализации заработной платы и повышения МРОТ, состоится 19 марта в Москве. Там запланирован правительственный час в Госдуме России с участием министра труда и социальной защиты Максима Топилина.

Карта конфликтов

В стране и за рубежом >>