Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлены поправки в законопроект "О несостоятельности (банкротстве)"

22.10.2014 10:33

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлены соответствующие правки в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Сотрудники банкротящихся предприятий смогут рассчитывать на то, что работодатели станут отчислять страховые взносы во внебюджетные фонды не в последнюю, а во вторую очередь - как и зарплату. Кроме того, за работниками таких предприятий закрепят право на получение пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и уходу за ребенком до полутора лет. Соответствующий законопроект был разработан в Минтруде России и одобрен профильным Общественным советом на прошлой неделе. В Общественном совете считают, что “эта мера позволит существенно повысить поступления во внебюджетные фонды”. Правда, где банкроты найдут деньги на то, чтобы эти фонды пополнить, остается неясным. Кто крайний директор? - буду за вами. Министерство труда и социального развития России разработало ряд поправок к федеральным законам “О несостоятельности (банкротстве)” и “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудо-способности и в связи с материнством”. Предложения министерства включают уплату организациями-работодателями, проходящими процедуру банкротства, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды во вторую очередь. Сотрудников “несостоятельных” предприятий и организаций закон относит к категории кредиторов. В настоящий момент, согласно ст. 134 закона “О банкротстве”, потенциальный банкрот обязан отчислять страховые взносы в последнюю очередь. В первую производятся расчеты по оплате услуг “кризисной” администрации, во вторую - выплачивается заработная плата работникам. На прошлой неделе законопроект был одобрен общественным советом Минтруда. Как пояснила общественникам директор департамента развития социального страхования министерства Людмила Чикмачева, поправки обоснованы тем, что страховые отчисления являются частью заработной платы: - Страховые взносы, по сути, являются отложенной частью дохода человека на случай наступления старости, инвалидности, болезни, материнства. Поэтому их уплата должна происходить во второй очереди - так же как и собственно заработка, - считает она. Одобренные Общественным советом поправки закрепят также право “работников-кредиторов” получать из Фонда социального страхования РФ пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет. Несмотря на то, что это право представляется “не нуждающимся в доказательствах”, на практике застрахованное лицо может ждать причитающихся ему денег сколько угодно долго. Работодатель, поясняет пресс-служба Минтруда, “не в состоянии исполнить свои обязательства”, а ФСС не имеет права выплачивать страховку, пока компания-банкрот официально не ликвидирована. Странно, правда, что наниматель вообще должен выплачивать страховку непосредственно сотруднику - ведь законная процедура предусматривает посредничество страхового фонда... Но вот то, что будущий банкрот “не в состоянии исполнить свои обязательства”, - это подмечено верно. И в связи с этим появляется вопрос: по какому волшебству нищий работодатель найдет деньги для ФСС, если чаще всего их нет даже на зарплаты? Те самые, которые и так - “во вторую очередь”. Тем не менее, по словам Людмилы Чикмачевой, изменения позволят исключить необоснованные задержки по выплате пособий. В министерстве считают, что вступление закона в силу точно “повысит уровень социальных гарантий”. - Граждане - а это в основном женщины с малолетними детьми - нуждаются в поддержке со стороны государства. И эта поддержка не должна зависеть от того, находится ли предприятие в работоспособном или предбанкротном состоянии, - говорит представитель Минтруда. Нет спору, инициатива министерства хороша: есть закон - есть право требовать его исполнения. Но как быть с финансовым обеспечением? Ведь целью является фактическое получение работником выплат, а не декларация такой возможности. Может быть, следовало зайти и с другой стороны... Тут уместно процитировать п. 2 ст. 134 закона “О банкротстве”: “В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц”. Если коротко: цель арбитражного управления состоит в том, чтобы максимально удовлетворить требования кредиторов предприятия-должника. При этом закон указывает, что “первоочередниками” являются государство и сами “антикризисные менеджеры”, которые и банкротят предприятие. Дескать, деньги, в первую очередь, нужны им, а прочим, включая работников, уж как-нибудь потом. То, что обеспечение страховых гарантий поднимут в “рейтинге” до второй строчки, безусловно, хорошо. Но почему не поставить этот пункт (вместе с выплатой заработка, естественно) - на первую? На худой конец, можно было законодательно ограничить гонорар арбитражных управленцев. Привязать его, например, к средней зарплате по предприятию, региону или к энному количеству МРОТ. Есть и еще один занятный момент. Дело в том, что сейчас банкрот, помимо страховых взносов, выплачивает в последнюю очередь и взносы профсоюзные. Тогда как, следуя логике авторов нового законопроекта, профвзносы тоже нужно переместить на вторую позицию. Ведь и они “по сути являются отложенным заработком работника” - в профсоюзную кассу. Кстати говоря, банкротство предприятия - как раз один из тех случаев, когда первичная организация могла бы выступать в роли пресловутой “кассы взаимопомощи”, и это было бы вполне оправданно. Возлагай да проверяй. Как стало известно “Солидарности”, с 1 января 2015 года на Общественный совет при Министерстве труда будут возложены новые для него функции: проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями соцобслуживания. Соответствующий приказ министр Максим Топилин подписал 13 октября, решение было заранее согласовано с членами совета. В настоящее время завершается процесс разработки критериев оценки качества. Общественный совет рекомендовал министерству “обратить внимание” на периодичность и порядок проведения оценки. Коротко говоря, в приказе не сказано, что, с чем и как сравнивать. О последствиях для организаций, получивших низкую оценку, также не сообщается. Надо полагать, эти вопросы будут регулироваться другими внутренними документами министерства. Между тем, делегирование хоть каких-то определенных полномочий по работе “в поле” могло бы вдохнуть в ОС Минтруда новую жизнь, помочь подтвердить необходимость и значимость его существования. Так, например, некоторые члены общественных советов при структурах МВД уже не первый год подвергают ревизии работу отделов полиции и по результатам инициируют служебные проверки. Так что будут полномочия - время, наверное, найдется. “А” - Справка. По состоянию на 1 августа 2014 года в результате действующей очередности удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет ПФР по субъектам Российской Федерации сумма задолженности по страховым взносам составила: - включенная в реестр требований кредиторов - 33 598,9 млн руб. - относящаяся к текущим платежам - 26 610,6 млн руб. - безнадежная к взысканию (будет списана) - 7200,9 млн руб. Долг предприятий-банкротов перед ФСС по итогам 2013 года составил 274,6 млн руб. По состоянию на ту же дату банкротами признаны 28 тыс. организаций с общим количеством работников 700 тыс. человек.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>