Государственная Дума РФ и Совет Федерации планируют рассмотреть более ста законопроектов до конца 2014 года

10.12.2014 13:45

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

До конца 2014 года Государственная Дума РФ и Совет Федерации планируют рассмотреть более ста законопроектов. Немалая часть документов затрагивает права и интересы социально уязвимых слоев населения. Большую часть социально значимых проектов планируется принять до конца сессии.

До конца года Госдума и Совет Федерации планируют рассмотреть более ста законопроектов. Немалая часть документов затрагивает права и интересы социально уязвимых слоев населения. Большую часть социально значимых проектов планируется принять до конца сессии. Право передумать. Работник может получить право отозвать свое заявление об увольнении в течение двух недель и остаться на работе: по проекту работодатели лишатся права принимать на должность нового сотрудника, пока предыдущий не отработает две недели. Сейчас же, по ТК, сотрудник предупреждает работодателя об увольнении за две недели, и если до истечения этого срока он отзывает свое заявление, то трудовой договор не расторгается; однако если работодатель уже пригласил нового сотрудника на ту же должность, забрать заявление уже нельзя. Автор проекта Дмитрий Савельев (ЛДПР) считает, что нынешние условия нарушают право граждан на труд. Так, с работником, подавшим заявление об увольнении, но еще не уволившимся, заключен трудовой договор, который, согласно ст. 16 ТК РФ, дает ему право занимать свою должность. И пока человек работает, принимать на его место другого противоправно, “так как в данном случае ч. 4 ст. 80 ТК РФ вступает в противоречие с ч. 1 ст. 16 ТК РФ”, полагает депутат. По законопроекту сотрудник получит гарантированное право в течение 14 дней отозвать заявление об увольнении, а компаниям запретят приглашать нового сотрудника, пока данный срок не истечет. Больных “отправляют в регионы”. В Госдуме рассмотрят правительственный законопроект, которым планируется “повесить” на регионы, задыхающиеся от долгов, еще и государственную обязанность обеспечивать временным жильем людей, больных заразной формой туберкулеза. В стране около 5400 таких больных ожидают в очереди на отдельное проживание, и теперь их беда станет “региональным предметом ведения”. Дело в том, что людям, больным заразными формами туберкулеза (а также семьям с таким больным ребенком), временно, на период лечения, должно быть предоставлено отдельное жилье из спецфонда для соцзащиты льготных категорий граждан. Ранее за это отвечал федеральный центр, а проект относит эту функцию к полномочиям региональных органов исполнительной власти, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. По действующему законодательству отдельное проживание таких больных требуется только на определенной стадии болезни, и они не могут претендовать на обеспечение постоянным жильем. Теперь же их фактически лишают и временного. Принудительная ротация ученых. Третьего чтения в Госдуме ожидает правительственный законопроект о регулярной переаттестации вузовских и научных кадров. Пакет поправок к ТК РФ дает дирекции вузов и НИИ право устраивать преподавателям вузов и научным работникам “переаттестацию” хоть каждый год... Профсоюзы не поддержали проект и высказали немало серьезных претензий к нему. Тем не менее после первого чтения в документ внесены лишь незначительные, “косметические” поправки. Согласно проекту заключение контрактов на замещение должностей научных работников, а также их перевод будет допускаться только после избрания сотрудника на данный пост по конкурсу. Перечень конкурсных должностей и порядок проведения конкурса будет определять Минобрнауки, сроки проведения и критерии оценки квалификации и “продуктивности” конкурсантов установят подзаконными актами ведомства. Документ установит и возрастной барьер для занятия должностей руководителей и замов руководителей научных организаций - государственных и муниципальных - не старше 65 лет. В особых случаях и как исключение учредитель организации сможет продлить руководителю пребывание в должности до достижения им 70 лет. Основная претензия профсоюзов - законопроект явно ухудшает правовое положение научных работников и профессорско-преподавательского состава. В проекте не учитывается специфика научного труда при правовом регулировании оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха сотрудников НИИ и вузов. Так, появляется возможность отменять удлиненные отпуска научным работникам, библиотечные дни и некоторые доплаты. Профсоюзы опасаются, что из-за насаждения аттестаций произойдет подмена понятий и критериев. Работники НИИ и вузов “лишатся объективно существующих особенностей правового регулирования их труда”: фактически их будут оценивать не как педагогов и ученых, а как менеджеров или техперсонал. Ведь подтвердить свою “адекватность” должности предстоит всем научным работникам (как “срочникам”, так и работающим на постоянной основе). По проекту обязательные периодические аттестации будут проводиться не чаще раза в год и не реже раза в три года. Периодичность будет установлена руководством организаций (так, в случае проведения фундаментальных исследований аттестации могут проводиться реже). Если по итогам аттестации сотрудник будет признан не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе ввиду “неквалифицированности”, контракт с ним будет расторгнут. Либо полюбовно и “по собственному”, либо по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, по инициативе работодателя. То есть по результатам аттестации могут уволить “по статье”, если работник не многодетная мать (отец) и не находится на больничном. Впрочем, перед расставанием ему обязаны предложить иную имеющуюся у работодателя работу. Но в большинстве случаев в НИИ или вузе может не найтись даже “низкосортной” работы. А если таковая есть и упрямец откажется ее благодарно принимать, его уволят в полном соответствии с буквой закона. Внутреннему мигранту - преимущество. Окончательного рассмотрения в Госдуме ожидает правительственный законопроект о преференциях работодателям, привлекающим внутренних трудовых мигрантов. Целевым образом нанимая не иностранцев, а россиян из других регионов, работодатели получат специальные госдотации через субсидии региону. Правительство РФ утвердит перечень регионов, относящихся к “территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов”. А регион заключит соглашение с Минтрудом, на основании чего работодатели, заключающие с “чужими” россиянами контракт на три года, получат сертификат, по которому получат за одного человека 150 тыс. руб. из госбюджета и 75 тыс. руб. “от региона”. Работодатель - участник программы получит сертификат лишь в том случае, если, помимо подписания контракта с внутренним мигрантом, соответствует другим критериям: заключил соглашение с местным филиалом госслужбы занятости и не имеет просроченной задолженности по зарплате и платежам в бюджеты. В Российской трехсторонней комиссии профсоюзы и работодатели проект в целом поддержали, призвав учесть их претензии. Профсоюзные замечания подтвердил комитет ГД по труду, указав, что они могут быть устранены ко второму-третьему чтению. Так, в проекте не указано, будут ли учитываться при выдаче работодателю “сертификата на привлечение внутренних мигрантов” нормы закона о госгарантиях и компенсациях для северян (выплата районных коэффициентов, процентных надбавок за стаж работы на Севере, оплата проезда на отдых и обратно раз в два года и т. д.). Это создает почву для злоупотреблений и будет побуждать работодателей в северных и дальневосточных регионах нанимать в основном приезжих. Впрочем, при обсуждении проекта в первом чтении замминистра труда Татьяна Блинова уверяла, что все гарантии и льготы будут сохраняться, за этим проследят... По данным Минтруда, неразвитость внутренней трудовой миграции - серьезная проблема, прежде всего в строительстве и промышленности; есть сильный перекос из-за того, что внутренние мигранты свой интерес понимают и стремятся не в Сибирь, а основном “в четыре субъекта РФ”: в Москву и область, Петербург и Ленобласть. Утверждать перечень регионов - территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов и правила предоставления субсидий на реализацию этих программ, а также разрабатывать мероприятия, “направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов”, будет Правительство РФ. “Территориями приоритетного привлечения трудовых ресурсов” предлагается считать те, на которых реализуются “значимые инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры или особые экономические зоны” и налицо дефицит рабочих рук и квалифицированных кадров. По мысли авторов, реализация предлагаемого механизма простимулирует работодателей к созданию привлекательных условий для работников из других регионов и побудит людей к переезду. Минтруд РФ будет утверждать типовые региональные программы привлечения трудовых ресурсов и методические рекомендации по разработке этих программ, а также установит форму и порядок предоставления соответствующего сертификата. Региональные власти будут разрабатывать региональные программы. При этом конкретная работа с “патриотическим” бизнесом спущена на региональный уровень. Именно подзаконными актами региональных властей будут устанавливаться: порядок и критерии отбора инвестпроектов, для реализации которых привлекут трудовые ресурсы из других субъектов РФ; порядок и критерии отбора претендующих на получение сертификата работодателей; порядок предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом. Перечень мер поддержки конкретным работодателем переезжающих для трудоустройства будет определяться индивидуально, на основе прописанного в программе базового списка мер, по соглашению региона и работодателя. Комментарий. Андрей Исаев, первый зампред ФНПР, вице-спикер Госдумы: - Рассматриваемый законопроект о повышении мобильности рабочей силы и трудовых ресурсов в стране подкреплен финансово, на его реализацию в бюджете заложены весьма значительные средства, которые будут расти. В России есть регионы с острой потребностью в рабочей силе, лишь отчасти восполняемой через привлечение иностранцев, тогда как внутренняя трудовая миграция направлена преимущественно в мегаполисы. Законопроект поощряет работодателей, привлекающих в эти регионы работников и членов их семей из других регионов; за это работодателям будет выплачиваться субсидия как из госказны, так и из регионального бюджета. Закон будет способствовать замене внешней трудовой миграции на внутреннюю, причем цивилизованным путем, а не только ограничительными мерами. Кроме того, он может решить проблему безработицы, особенно в депрессивных регионах и там, где существуют моногорода и закрываются производства. Пока у нас в этих регионах маломобильная рабочая сила - граждане остаются безработными или перебиваются случайными заработками. Благодаря этой программе они получают возможность переселиться на другую территорию на достойных условиях, работать и зарабатывать. По прогнозам, в первую очередь поддержку получат те регионы, которые осуществляют крупные инвестиционные проекты и нуждаются в развитии, прежде всего Дальний Восток, Сибирь, приграничные территории.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>