Эксперты считают, что нужно повременить с увеличением базового оклада учителей

15.10.2015 18:26

Автор: Анастасия Юшкевич

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

К началу текущего учебного года почти все регионы отчитались о полном переходе всех работников образовательных учреждений на так называемые эффективные контракты. 29 сентября эксперты Высшей школы экономики представили первые результаты исследования. По их мнению, нужно повременить с увеличением базового оклада учителей. В Общероссийском профсоюзе образования данную точку зрения не разделяют и настаивают на повышении окладов, даже если придется уменьшить объем средств, выделяемых на стимулирующие выплаты.

Повременить с увеличением базового оклада учителей советуют эксперты Высшей школы экономики. Такой вывод был сделан ими по итогам исследования результатов перехода педагогов на так называемый эффективный контракт. В Общероссийском профсоюзе образования данную точку зрения не разделяют и настаивают на повышении окладов, даже если придется уменьшить объем средств, выделяемых на стимулирующие выплаты. Эффективность под вопросом. К началу текущего учебного года почти все регионы отчитались о полном переходе всех работников образовательных учреждений на так называемые эффективные контракты. 29 сентября эксперты Высшей школы экономики представили первые результаты исследования и рассказали, в чем, собственно, состоит этот переход. Правда, исследование проводилось лишь в четырех образовательных учреждениях разных федеральных округов, что ставит под сомнение его репрезентативность. Заместитель директора Института институциональных исследований ВШЭ Светлана Попова считает, что благодаря нововведению увеличилась эффективность использования потенциала учителей. Правда, как оказалось, сам смысл понятия “эффективный контракт” учителя и чиновники видят по-разному, чему способствовала и расплывчатость формулировок в предложенных Министерством образования методических рекомендациях. По словам Поповой, в одних образовательных организациях под эффективным контрактом понимают всего лишь дополнительное соглашение к трудовому договору с уточнением критериев начисления стимулирующих выплат. В других - пытаются оценить качество предоставляемых населению образовательных услуг и на этом основании пересмотреть линейку зарплат. - Чиновники не рассматривают вопрос о самой системе оплаты труда прежде всего из-за того, что непонятно, как будет производиться финансовое обеспечение эффективного контракта, - сообщила Попова. Свое мнение о том, что необходимо вкладывать в понятие “эффективный контракт”, имеется и в Общероссийском профсоюзе образования. По словам заместителя председателя профсоюза Татьяны Куприяновой, эффективный контракт, в отличие от обычного трудового договора, должен включать в себя дополнительные меры социальной поддержки педагога, чего пока, к сожалению, не наблюдается. - С точки зрения профсоюза говорить о действительном переходе на эффективный контракт можно будет только тогда, когда в трудовых договорах работников появятся такие гарантии, как право на санаторно-курортное лечение за счет работодателя, право на годичный творческий отпуск раз в 10 лет с сохранением заработной платы, чтобы учитель смог потратить его на обобщение опыта своей работы, подготовку учебных пособий, научных или методических разработок, - считает Куприянова. С точки зрения профсоюза, в эффективном контракте должны быть отражены и гарантии повышения работником квалификации, причем - не формально, как часто бывает сейчас, а действительно так, как надо самому работнику и учреждению, где он трудится. - Сейчас повышение квалификации проводится на базе институтов повышения квалификации или институтов развития образования, - объясняет Куприянова. - Но в этих учреждениях сами преподаватели порой не обладают достаточной квалификацией, чтобы дать что-то новое учителям. Многие учителя хотят повышать квалификацию в педагогических университетах, в других регионах. Но местные власти, будучи заинтересованы в сохранении своих институтов, готовы тратиться на повышение квалификации только в них, что не всегда эффективно. А на зарплаты все равно не хватает. По оценке Поповой, в двух из четырех обследованных учреждений не хватает средств на зарплаты. Увеличение базовых окладов педагогов привело к нехватке ресурсов на стимулирующие выплаты, а без них эффективный контракт невозможен. Из этого эксперты ВШЭ делают вывод, что с ростом базовых окладов учителей следует повременить. Однако по мнению представителя профсоюза, повременить можно было как раз с введением системы стимулирующих выплат, поскольку она в ее нынешнем виде явно не способствует повышению качества образования. - Когда новые системы оплаты труда только внедрялись, - вспоминает Куприянова, - мы проводили исследование в 40 регионах и обнаружили, что стимулирующие выплаты педагогическим работникам начисляются вовсе не за педагогическую работу, а за какие-то мероприятия. Как оценить результат работы педагога в старших классах, более или менее понятно - там есть ЕГЭ, итоговая государственная аттестация и прочее. А за что дают стимулирующие выплаты в начальной школе? Там доходит до абсурда, когда стимулирующие выплаты назначаются за полив цветов в рекреации, как будто полив цветов как-то характеризует качество работы педагога и стимулирует его к профессиональному росту! Более того, даже распространенная сейчас оценка деятельности учителя по результатам аттестации учеников, а также по такому показателю, как победы учеников в олимпиадах и конкурсах, не является продуктивной: - То, что ребенок достиг высокого результата, не всегда означает, что это заслуга конкретного учителя старшей школы. Может быть, ему помогла база, которую заложили педагоги среднего звена? И кроме того - у каждого есть наклонности, у каждого есть потолок возможностей. Бывает, что для ребенка большее достижение - получить по данному предмету твердую “тройку”, если до этого “тройку” эту ему просто “рисовали”. И если учитель добился такого результата - это тоже надо оценивать, но обычно этого не происходит. Единый образовательный стандарт означает единые требования к учителям всех регионов страны. Но эти требования не подкреплены одинаковым уровнем зарплат - в разных регионах зарплата может различаться в 10 раз! А потому позиция профсоюза такая: главной задачей в настоящий момент является повышение базовых ставок учителей в тех регионах, которые испытывают экономические сложности. По оценке Светланы Поповой, в ряде образовательных организаций средств не хватает настолько, что приходится проводить сокращения, заставлять учителей работать по 36 часов в неделю, что негативно сказывается на результатах педагогической деятельности. Своим мнением поделились и руководители образовательных организаций. Они сошлись на том, что эффективный контракт в том виде, как он понимается сейчас чиновниками, лишь увеличивает бумажную волокиту и создает путаницу, не имея при этом никакой ценности. Например, по словам директора петербургского лицея № 369 Константина Тхостова, в ряде регионов школам запрещают повышать зарплаты педагогов сверх среднего уровня зарплат по экономике, а потому формальное введение эффективного контракта росту зарплат не способствует. “А” – Справка. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников, предусматривающая переход к эффективному контракту, утверждена заместителем председателя правительства Ольгой Голодец 28 мая 2014 года. Введение так называемого эффективного контракта в образовательных учреждениях началось шесть месяцев назад и будет продолжаться до 2018 года. Эта форма договора предполагает, что повышение оплаты педагогической деятельности увяжут с достижением конкретных показателей качества - индивидуально в каждом регионе и даже в каждом муниципальном учреждении. Эффективный контракт предусматривает перестройку системы повышения квалификации учителей, повышение качества управления, а также переподготовку руководителей системы профессионального образования. Блиц-опрос. С вопросами, как эффективный контракт действует на местах и как оценивать это нововведение, “Солидарность” обратилась к председателям территориальных организаций Общероссийского профсоюза образования. Александр Ногдин, зампред, Нижегородская область: - Показатели эффективности сами по себе не новы. Они существуют с 2008 года, когда появилась новая система оплаты труда. Тогда практически все критерии этих показателей и были разработаны. “Майские” указы президента и рекомендации Минтруда применяются к стимулирующим выплатам и находят юридическое отражение не в самом трудовом договоре, а в положениях об оплате. В трудовом законодательстве понятия “эффективный контракт” нет. У нас есть и критерии показателей эффективности, и комиссии по их обработке - может, в каком-то другом виде, чем планировалось изначально. Действуют комиссии по установлению баллов перед распределением стимулирующих выплат педагогическим работникам, профсоюзы привлекаются и т.п. Правда, сейчас все везде по-разному. Раньше было Положение об оплате труда единое на всю Россию - и вопросов не возникало. Теперь в каждой области, в каждом районе - свое. Каждая школа принимает свое положение, туда закладываются критерии эффективности. Мы, профсоюзы, следим, чтобы не появлялось таких показателей, которые не могут применяться в образовательных учреждениях. Александр Птушкин, Смоленская область: - Образовательные учреждения Смоленской области пока не переходят на эффективный контракт. Чтобы это сделать, необходимы стимулирующие фонды. Возможно, в некоторых организациях перешли формально, но фактически это возможно только при наличии стимулирующих фондов. А у нас в образовательных учреждениях денег едва ли хватает на базовую часть оплаты труда. Когда заработает эффективный контракт - вопрос не к профсоюзу, а к администрации. Когда дадут денег на стимулирование работников, чтобы руководителю было чем расплачиваться. На тарификацию дали 80%. Если еще 20% дадут на стимулирование, можно будет о чем-то говорить, а пока - нет. Сергей Даниленко, Краснодарский край: - Эффективный контракт - это попытка внести изменения в трудовой договор и немного расширить 57-ю статью Трудового кодекса: чтобы юридически указывались не только оклад и ставки, но фиксировалось, за что и в каком размере могут быть получены компенсационные и стимулирующие выплаты. В принципе, ничего плохого, но в Трудовом кодексе об эффективном контракте не сказано, значит, на него нельзя перейти... Не установлены критерии, по которым оцениваются показатели эффективности. Работникам нужно понимать, за какие достижения они будут получать ту или иную выплату, и этот момент важно прояснить на законодательном уровне. В Краснодарском крае новый губернатор обещал, что вопросам оплаты труда педагогов будет уделено отдельное внимание, и сказал, что решение будет в пользу повышения. Оснований не верить нет. Светлана Павлушкова, Вологодская область: - Многие учреждения ввели эффективный контракт. Парадокс в том, и это все понимают, что, по большому счету, это прежний трудовой договор с уточненными показателями стимулирования работников и соответствующего премирования. Вологодская областная организация профсоюза образования стремится к тому, чтобы во всех учреждениях показатели стимулирования и премирования работников были четко определены. Необходимо внести в трудовой договор дополнительное соглашение, где будут прописаны эти данные. Чтобы контракт заработал в полную силу, прежде всего нужны достаточные денежные средства. А сейчас финансовая ситуация сложная, и во многих учреждениях образования - будь то школы или детские сады - стимулирующего фонда не хватает. Организации часто не могут в полной мере поддерживать людей за качественную работу, так как для этого нужно, чтобы в стимулирующем фонде было что распределять. На примере нашей области могу сказать, что дополнительными средствами на настоящее поощрение работников руководители не располагают. Наверное, первоначально идея эффективного контракта подразумевала обратное. На самом деле поощрение работников, распределение выплат для нас не в новинку - мы перешли на новую систему оплаты труда в 2009 году, то есть понимаем, как распределять стимулирующие выплаты и премии. Главная трудность в том, что денег на это катастрофически не хватает. Марина Иванова, Москва: - Эффективный контракт отличается от трудового договора тем, что в нем должны быть конкретизированы трудовая функция работника и обязательства работника и работодателя. В “дорожной карте” изменений в социальной сфере указано, что эффективный контракт будет вводиться до 2018 года. Времени достаточно, но введение будет тормозиться, как это происходило до сих пор, пока не установлены единые подходы. Распространен аргумент, что у организаций не хватит средств на стимулирующие выплаты, если увеличить базовую часть оклада. Но профсоюз считает: важнее повысить именно тарифную часть, так как это гарантирует, что работник будет ее регулярно получать. А по рекомендациям МОТ базовая часть - тарифная часть заработка - должна составлять не менее 70%. Профсоюз, в свою очередь, разработал проект эффективного контракта с учителями, который сильно отличается от его сегодняшней примерной формы. Если в примерной форме для работника обозначено меньше десяти прав и обязанностей, то у нас количество пунктов по правам возросло до 16 - 17, а по обязанностям увеличилось на 10 - 12 пунктов. Учитель, подписывая документ, должен твердо знать, что входит в его права, и ему это нужно разъяснять. Совместно с некоммерческой организацией “Правозащита” мы подготовили брошюры, разъясняющие, как защитить права учителя и что педагог должен знать об эффективном контракте. На 7 октября запланирована встреча трехсот лучших учителей с мэром Москвы - и эти брошюры “упадут” в их портфель. Татьяна Трошкина, Свердловская область: - Любое нововведение вскрывает слабые места системы. Не избежал этой участи и эффективный контракт. Первые попытки работы с ним показали: многие руководители образовательных организаций недостаточно глубоко вникают в вопросы трудового законодательства. Отсюда - попытки перевести работников на срочные трудовые договоры, расторгнув действующий трудовой договор. В ряде случаев введение эффективного контракта связывают с увеличением размера средней зарплаты, но это - не зависящие друг от друга процессы. Повышение средней зарплаты происходит в соответствии с “майскими” указами президента вне зависимости перехода на эффективный контракт. Его внедрение не отражается на размере фонда оплаты труда образовательной организации, поэтому средняя зарплата работников будет на том же уровне. А распределение фонда оплаты труда между работниками должно измениться - те, кто лучше работают, станут получать больше, а те, чей вклад в эффективность работы организации невелик, почувствуют уменьшение своей зарплаты. Большинство критериев, которые сегодня образовательные организации применяют для оценки эффективности, являют собой дополнительно выполняемую работу, а порой и дублируют должностные обязанности. Такие выплаты нельзя отнести к стимулирующим. Вывод один: профсоюзу, руководителям, органам местного самоуправления, органам государственной исполнительной власти предстоит серьезная работа.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>