В Москве прошло заседание XII Пленума ЦК Российского профсоюза железнодорожников

22.10.2015 12:36

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

В Москве состоялось заседание XII Пленума ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, на котором участники обсудили вопросы низкой оплаты труда работников железных дорог и транспортного строительства и недостаточного уровня индексации, режима неполного рабочего времени, сокращения премий и льгот, оттока сотрудников в другие компании.

О низкой оплате труда работников железных дорог и транспортного строительства и недостаточном уровне индексации, о режиме неполного рабочего времени, сокращении премий и льгот, оттоке сотрудников в другие компании - обо всем этом шла речь на XII Пленуме ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Кроме того, участники пленума обсудили предложение провести силами полутора миллионов членов профсоюза акции солидарности, чтобы защитить права работников. В целом по отрасли. О состоянии отрасли и проблемах работников “на местах” говорили участники XII Пленума ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в московском гостиничном комплексе “Измайлово” 15 октября. Свое выступление председатель Роспрофжела и первичной профсоюзной организации ОАО “РЖД” Николай Никифоров (на фото) начал с напоминания о пессимистичных прогнозах ведущих экономистов на четвертый квартал 2015 года, 2016 год и дальнейшую перспективу. - Второй год в ОАО “РЖД”, дочерних обществах компании и других организациях индексация заработной платы работников проводится ниже официального уровня инфляции, из-за чего реальные доходы железнодорожников серьезно снизились, - сообщил Никифоров. Председатель Роспрофжела рассказал, что в 2015 году индексация проведена не во всех организациях РЖД - и только на 3,7%. В число организаций, которые вообще не индексировали зарплату, вошли: ОАО “Железнодорожная торговая компания”, ОАО “ТрансВудСервис”, ООО “РСП-М”, ОАО “Первая нерудная компания”, заводы группы “Ремпутьмаш”, ОАО “Забайкальская пригородная пассажирская компания” и др. Между прочим, ГУП “Московский метрополитен”, профорганизация которого входит в Роспрофжел, не индексировал зарплату впервые за много лет. Никифоров рассказал, что за девять месяцев 2015 года рост номинальной зарплаты в организациях - до 9%, а реальная - из-за роста цен - снизилась более чем на 6%. Сегодня зарплата по основным рабочим профессиям железнодорожников и транспортных строителей (электромонтеров, монтеров пути, связистов) составляет 15 - 25 тыс. рублей, тогда как среднемесячная зарплата по стране - превышает 33 тыс. рублей. Многие железнодорожники в регионах не могут прокормить семьи и вынуждены уезжать на заработки в Москву и другие крупные города. Проблемы с кадрами обозначились на Восточном полигоне (проект РЖД) - на Забайкальской ЖД, Байкало-Амурской и Восточно-Сибирской магистралях. - Мы требуем от правительства РФ и Государственной думы обратить внимание на падение уровня реальных доходов железнодорожников. Следует подумать, какие шаги предпринять, чтобы добиться от единственного собственника железных дорог - государства - твердых гарантий по индексации заработной платы на индекс роста потребительских цен, - отметил Николай Никифоров. И назвал провокационным предложение Минфина не индексировать зарплату железнодорожников в 2016 году, объяснив, что такое решение неминуемо приведет к коллективным трудовым спорам. Немаловажной проблемой в организациях РЖД является применение режимов неполного рабочего времени (сокращенная рабочая неделя, нахождение в неоплачиваемых отпусках). К таким мерам руководители ряда организаций прибегают, чтобы одновременно и сохранить рабочие места, и сэкономить фонд оплаты труда. В режиме неполного рабочего времени с начала года находится 11,9% от среднесписочной численности работников ОАО “РЖД”, то есть 90 тыс. человек. - Неполная занятость работников, как и сохранение рабочих мест - вопросы системные и для нас приоритетные. За их решением судьбы простых людей. Но все должно быть в меру, экономить только на людях - недопустимо. Есть другие пути, - подчеркнул председатель Роспрофжела. Три пути. С комментарием по наиболее острым вопросам доклада председателя профсоюза выступил представитель стороны работодателя, вице-президент ОАО “РЖД” Дмитрий Шаханов. - Поверьте, мы, ОАО “РЖД”, на уровне правительства точно так же костьми ложимся, пытаясь решить вопрос повышения заработной платы работникам, - заявил Шаханов. Вице-президент компании по управлению персоналом и социальным вопросам рассказал, что в сегодняшней экономической ситуации перед РЖД существует три возможных пути увеличения зарплаты. Первый - добиваться на правительственном уровне повышения железнодорожных тарифов. “Поверьте, тяжело”, - признал руководитель. Второй - “оптимизировать” численность работников в полтора раза, “отталкиваясь от изменения технологических процессов”. Этот способ Шаханов охарактеризовал как “инструмент, который надо крайне выдержанно использовать”. Третий путь - так называемое адресное повышение зарплат. Предлагается увеличивать зарплату “точечно” - тем работникам, чья специализация и квалификация пользуются на рынке спросом и кого могут “переманить”: - Если на предприятии зарплата электромонтера ниже, чем “за забором”, соответственно, надо точечно ее увеличить. Если зарплата на уровне - значит, будет расти только через индексацию. Другого пути нет. Мы резервируем конкретную сумму в фонде оплаты труда, чтобы потом точечно распределить ее по конкретным предприятиям. Это тоже рост заработной платы. Другое дело, что у кого-то он произошел, а у кого-то нет. На текучесть кадров можно воздействовать только таким способом. Шаханов сообщил, что в отношении индексации есть принципиальное решение нового президента компании Олега Белозерова: индексация в этом году должна быть. Вопрос только в том, каким будет ее размер. - Поверьте, в 2016 году - и это позиция правительства России - фактической индексации не произойдет ни в одной отрасли. В случае с ОАО “РЖД” она будет - размер зависит от заработанных нами в перспективе денег. На эти вещи мы можем тратить только то, что заработали, - сообщил Шаханов. И заверил, что в первом квартале 2016 года индексацию проведут, по предварительным прогнозам, на 7%. На местах. Далее выступали представители территориальных профсоюзных организаций Роспрофжела. Отмечено, что в особо критическом положении находятся работники Крымской железной дороги. Так, в связи со значительным уменьшением объема перевозок в ее организациях объявлен избыток квалифицированных кадров. За период с июня 2014 по август 2015 года численность работников дороги сокращена более чем на три тысячи. Все выступавшие делегаты без исключения говорили о проблеме низких зарплат работников. Если раньше железнодорожники могли откладывать какую-то часть зарплаты “на черный день”, то сегодня многие из них обращаются за кредитом в профсоюзные организации - средств не хватает на самые необходимые нужды. - Наш небольшой кредитный профсоюзный кооператив только за прошедшие полтора года выдал займов на сумму более 24 млн рублей. Работники просят немного, от 10 до 50 тысяч - больше им не потянуть. На образование детей, лечение, ремонт жилья, - рассказала зампредседателя Ростовской региональной профорганизации на Северо-Кавказской железной дороге Маргарита Королева. По ее словам, практически все сменщики ищут подработку - и приходят на смену уже уставшими. В регионе был проведен опрос среди молодых работников отрасли. На вопрос, можно ли здесь заработать, многие ответили отрицательно, а другие - “разве что в далеком будущем”. Сокращаются льготы на санаторно-курортное лечение. Представитель профсоюзной организации Забайкальского края сообщил: если в 2012 году сумма полной или частичной компенсации стоимости санаторно-оздоровительных путевок для работников Забайкальской железной дороги составила 40,2 млн, то в 2014 году - 22,3 млн, а за первую половину 2015 года - 10,9 млн рублей. - Многие предпочитают отдых в местных санаториях по своему профилю заболеваний, причем часто за более низкую цену, - добавил представитель Забайкальского края. Однако в соответствии с принятыми в ОАО “РЖД” документами компенсация производится только за путевки в здравницу РЖД “Здоровье”. В связи с этим предлагается разрешить оздоровление работников в местных здравницах в рамках установленного на железных дорогах региона лимита средств на эти цели. В ответ на это председатель Роспрофжела сказал, что вопрос по здравницам на законодательном уровне не может быть решен без конкурсных процедур, хотя предложение правильное. “Сломать” режим неполного рабочего времени путем проведения акций солидарности предложил представитель профсоюзно-молодежного актива Роспрофжела: - Письма президенту не дали результата. Забастовки и стачки нам запрещены. А какие у нас, профсоюзов, ресурсы еще остались? У нас есть инструкции по защите работников. Мы предлагаем организовать акцию солидарности Роспрофжела. В течение недели еже-дневно выходить в неоплачиваемое время на акции, раздавать листовки, привлекать СМИ. Если в течение недели ежедневно полтора миллиона человек выйдут на акцию солидарности Роспрофжела - нас услышат. Это будет резонансно, и это должно принести результат. Комментируя это выступление, Дмитрий Шаханов объяснил, что такие действия ни к чему хорошему не приведут. Существует данность: падение объемов работы приводит либо к сокращению численности работников, либо к режиму неполного рабочего времени: “Хотите - будем сокращать, администрация - за”. По итогам пленума Центральный комитет Роспрофжела постановил: всем комитетам профсоюзных организаций добиваться индексации зарплаты благодаря “повышению эффективности производства”. Необходимо, чтобы показатели индексации были на уровне реальной инфляции. Следующая задача - достигать реализации отраслевых соглашений и коллективных договоров в полной мере, без снижения социальной защиты работников. Президиум ЦК профсоюза, в свою очередь, обязался разработать и развивать действенную систему общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. “А”-Справка. В конце каждого года ЦК Роспрофжела продумывает девиз, который отражает повестку дня в социально-экономическом аспекте и определяет сферу деятельности профсоюза. 2015 год объявлен Годом бережливого производства, и это неслучайно. Сейчас из-за кризиса в непростой финансовой ситуации находятся многие российские компании. Отдельную лепту в тяжелое экономическое положение железнодорожного транспорта внесло решение правительства о замораживании тарифов в 2014 году. Из-за этого доходы компании за прошлый год снизились практически на 100 млрд рублей. Кроме того, в 2015 году инфляция оказалась выше ожидаемой более чем вдвое, а объемы перевозок грузов и пассажиров серьезно сократились. За девять месяцев этого года грузооборот снизился на 1,4%, а пассажирооборот - на 6,9%. При этом дочерние общества тоже уменьшили объемы выпускаемой продукции и услуг. Все это привело к жесткой экономии и ограничению расходов, в том числе на персонал.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>