Топ-менеджмент оружейного концерна «Ижмаш» хочет поднять эффективность использования бренда «Калашников»

21.05.2012 15:00

Автор:

Источник: expert.ru

Территория: Санкт-Петербург

Топ-менеджмент оружейного концерна «Ижмаш» хочет поднять эффективность использования бренда «Калашников».

Вадим Пономарев НПО «Ижмаш» (Удмуртия, принадлежит госкорпорации «Ростехнологии») ведет переговоры с семьей знаменитого конструктора Михаила Калашникова о передаче оружейному концерну прав на бренд «Калашников». По мнению представителей «Ижмаша», это позволит более эффективно управлять этим брэндом и обеспечивать гарантированный доход семье прославленного ижевского оружейника. Автомат Калашникова (АК) уже давно стал символом мастерства российских оружейников, проводником мировой политики и средством получения хорошего дохода сначала советского, а затем и российского  государства. Однако, нигде и никогда не было публичной информации о том, что создатель прославленного оружия – Михаил Тимофеевич Калашников, которому этой осенью исполняется 93 года, получал «роялти» (процентные отчисления от стоимости выпускаемых изделий) за свое изобретение, как это принято на Западе. И это, по сути, правило, а не исключение для образцов вооружения, разработанных в советские времена и производящихся в России до сих пор. Несколько лет назад, например, наследники не менее прославленного советского военного конструктора – генерала Николая Кузнецова (он создал двигатели для стратегических бомбардировщиков и ракет под маркой НК) пытались обсудить тему «роялти» с самарскими двигателестроительными заводами, по-прежнему выпускающими двигатели НК разных модификаций. Но, насколько известно, дело так ничем и не закончилось. Правда, в постсоветские годы семье Михаила Тимофеевича Калашникова, который, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему старается участвовать в разработке новых стрелковых изделий, удалось закрепить за собой бренд «Калашников», использование которого влечет определенную финансовую компенсацию. Известно, что 2003 году был заключен контракт с немецкой фирмой MMI об использовании имени Калашникова в качестве торговой марки. Существуют зонты, ножи, швейцарские часы Kalashnikov, а в 2004 году в Санкт-Петербурге начался разлив водки Kalashnikov для Великобритании. Чуть раньше к этому процессу подключились и удмуртские ликеро-водочные заводы (ЛВЗ). Глазовский ЛВЗ, например, тогда начал выпускать водку «Калашников», подарочный экземпляр которой представляет из себя стеклянную копию в натуральную величину АК-47, вмещающую в себя литра три традиционного русского напитка. Параллельно этому слово «Калашников» в сочетании с графическим изображением автомата и его обозначением в выпускаемой  военной продукции использовала и группа предприятий «Ижмаш», производившая «калаши» различных модификаций, автоматы Никонова (АН-94), снайперскую винтовку Драгунова (СВД), пистолет-пулемет «Бизон-2», спортивные и охотничьи винтовки, станки, инструмент и еще десятки других наименований продукции, вплоть до автомобилей (до 2000 года).  Однако, заветное слово не смогло перевесить ни стремительно стареющее оборудование, часть которого была привезена еще из поверженной фашистской Германии, ни, главное -   стиль работы топ-менеджмента концерна, который формально считался государственным. В итоге, к началу 2011 года группа предприятий «Ижмаш», состоявшая из 32 юридических лиц, накопила 19 млрд руб долгов, рабочим деньги не платили уже несколько месяцев (при том, что расходы «Ижмаша» на  содержание только высшего управленческого персонала достигали 7%), а загрузка заказами высокотехнологичного производственного оборудования группы снизилась до 20%. Поэтому антикризисный десант, высаженный «Ростехнологиями» на «Ижмаш» зимой 2010-2011 года, пришел к выводу, что эффективней образовать новый оружейный концерн, чем реанимировать старый. Сейчас на месте производственных площадей «старого» «Ижмаша» образовано новое предприятие – НПО «Ижмаш», куда переведены и все необходимые специалисты (количество управленцев при этом было сокращено на четверть). Уровень загрузки высокопроизводительного многофункционального оборудования на новом предприятии удалось за год поднять до 70%, погашена задолженность персоналу по зарплате, а ее средний уровень увеличился с 12 до 14,5 тыс. На фоне официального отказа российских военных от закупок в ближайшие годы Ак-74, разработан опытный образец  нового АК-12, на платформе которого в  ближайшем будущем будут разработаны до 20 моделей оружия гражданского и военного назначения. Начаты работы по созданию перспективных снайперских комплексов. Предприятие ведет активную модернизацию, в том числе внедряет в производство прогрессивные заготовки, которые позволяют в 3 раза сократить трудоемкость механообработки деталей и в 2,5 раза – время на их изготовление. Очень интересные результаты были получены НПО «Ижмаш» в области развития экспорта гражданского оружия. Оказывается, «калаш» в мире узнаваем не только в виде автомата Ак-47, Ак-74, и других серий. Не меньшее влияние на зарубежных покупателей оказывают и условно «гражданские» версии автомата Калашникова - семейство оружия «Сайга». Карабин «Сайга» с нарезным стволом сделан под патроны 7,62х39,223 Rem, 5,6х39, 7,62х51 (308 Win), 9х53R. Карабин «Сайга-12» с гладким стволом делается под дробовой и пулевой патрон 12-го калибра (в том числе «Магнум»), с длиной гильзы 70 и 76 миллиметров. «Сайгой-12», например, изъявили готовность вооружиться силы правопорядка США, Польши и Австралии. А общий объем экспорта гражданского оружия «Ижмаша» в США в прошлом году увеличился на 50%. В Индии же ижевский оружейный концерн намерен и вовсе построить завод по лицензионному производству «калашей» и их гражданских производных. В этой же логике лежит и желание топ-менеджмента «Ижмаша» получить сейчас права на бренд «Калашников», который сейчас принадлежит семье Михаила Тимофеевича. Бренд – это «зонтик», который, особенно за рубежом, сделает более узнаваемым всю линейку нынешней и будущей продукции, которую выпускает ижевский оружейный концерн. И в оружейном магазине где-нибудь в Нью-Йорке или Монтевидео продавцу не придется разбирать «Сайгу», чтобы показать покупателю, что этот тот же самый надежный русский «калаш», только в «гражданской» одежде. Достаточно будет сказать, что это оружие -  «Калашников». «Если бы права на бренд перешли Ижмашу, то мы смогли бы  более эффективно его поддерживать и развивать, обеспечивая гарантированный доход семье М.Т. Калашникова.  Расширяя использование бренда, мы бы сфокусировались на  высокотехнологичной продукции,  которая соответствует  ценностям «Калашникова»  – надежности,  технологичности, безотказности» - заявляет генеральный директор НПО «Ижмаш» Максим Кузюк. Реакция семьи знаменитого оружейника на это предложение пока неизвестна. Но известно то, что члены семьи М.Т.Калашникова уже выражали недовольство тем, что некоторые производители товаров, использующие бренд «Калашников», производят и продают под этим брендом товары низкого качества. Кроме того существует и проблема несанкционированного использования бренда, даже в самом Ижевске, справиться с которой «малыми силами» в условиях нынешнего законодательства практически невозможно. «Ижмаш» же предлагает гарантированный доход. И не только потому, что это большая компания, за которой к тому же стоят «Ростехнологии». Бренд - это целая индустрия.  Итальянская Berеtta, например, производящая пистолеты и охотничье оружие, под своим брендом производит специализированную одежду и аксессуары для охоты, которые с удовольствием покупают не только охотники. Как раз это и позволяет получить стабильный доход от бренда. Сегодня доход идет от продажи самих пистолетов, завтра- от охотничьих ружей, послезавтра группа бойскаутов скупила все «фирменные» рюкзаки и спальные мешки перед походом в лес, еще через неделю туристы из Анголы увезли с собой зажигалки, сделанные в форме пистолетов и т.д. Бренд «Калашников» с этой точки зрения, может работать ничуть не хуже Berеtta.  По крайней мере, они еще не догадались разливать итальянское вино в тару, формой напоминающие свои пистолеты. А наши стеклянные Ак-47 с национальным напитком внутри уже продаются который год. 

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>