19.10.2019

На пути к новому общественному договору. Профсоюзы и постиндустриальный мир. (Выступление зам.председателя ФНПР Е.И.Макарова, г. Сочи 10 октября 2019 г.). Слайды 1-7.

Файл презентации выступления "На пути к новому общественному договору. Профсоюзы и постиндустриальный мир." в формате PowerPoint доступен для скачивания (см. внизу страницы).


 

Выступление заместителя председателя ФНПР Е.Макарова "На пути к новому общественному договору. Профсоюзы и постиндустриальный мир." (коментарии к слайдам)

Слайд №1
Вопрос о новом общественном договоре, т.е. об условиях сосуществования между бизнесом, профсоюзами, государством и другими общественными институтами в новой экономической обстанове сложен, т.к. после выхода из договора советской эпохи наше общество не достигнув согласия по главным параметрам социально-экономического строительства, оказалось в мощном мировом течении перехода от индустриальной эпохи в постиндустриальную. 
 
Тем не менее проблема никуда не исчезает и чем дальше откладывается её решение, тем больше скапливается топлива для возникновения противоречий и кризисов в экономике, социальной и политической сферах, в конце концов, в сфере государственного устройства.
 
Разговор на данную тему требует выбора способа рассуждений. 
 
Обычно, для проектирования перспективы во главу угла ставят промышленные революции, анализируют бурные перемены в технологиях, т.е. фокусируются на частных следствиях общих процессов.
 
Я постараюсь разобрать ситуацию в более общем плане и остановиться на тех вызовах, которые встали перед профсоюзами с постепенным распространением постиндустриальных отношений. 
 
Слайд №2
Прежде всего необходимо выделить главные факторы, которые определят сферу социально-трудовых отношений третичной эпохи.
 
Я выделяю 3 ведущих. На основе этих трёх факторов можно проследить изменение базовых потребностей и роль профсоюзов в их обеспечении
 
1. Господствующая идеология в мировой экономической системе – неолиберализм... В сжатом виде на 300 страницах эта система взглядов была изложена в 1962 году нобелевским лауреатом по экономике Милтоном Фридманом в манифесте "Капитализм и свобода". В то время его рассуждения выглядели фантастическими, но с течением времени оказалось, что эти идеи стали господствующими.
Прежде всего нам необходимо увидеть главные точки идеологического разрыва, возникшие между т.н. "индустриальным гражданством", т.е. сводом гарантий (читай «общественным договором») эпохи индустриального общества и неолиберальными установками, которые уже прочно вошли в реальную политику, в том числе и в нашей стране. 
 
2. Общий сценарий экономического развития остаётся прежним. Неолиберальная модель на Западе окончательно сформировалась в 60-70-х годах прошлого века. 
При этом неважно о какой национальной системе мы говорим: США, России, Китая или Индии. Вы должны будете признать, что принципы свободы предпринимательства, свободы движения капитала, допуска инвестиций, валютного регулирования в целом отвечают неолиберальной системе взглядов и до настоящего времени базируются на итогах Валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе 1944 года и на Вашингтонском консенсусе 1989 года. 
Попытки откорректировать эту систему, придать ей национальный уклон, либо изменить какие-то отдельные правила - лишь частности, не отменяющие основное течение. 
Участие РФ в работе таких институтов как МВФ, Всемирный банк, вступление в ВТО – всё это передача части своего суверенитета в глобальную систему отношений, построенной на неолиберальной модели. 
Россия интегрирована в мировую экономику и жить по отдельным, домотканым законам не может. Это факт.
 
3. Далее будем рассуждать об изменениях, которые происходят с человеком как сущностью, под воздействием постиндустриального мира и о том в каком направлении личность будет развиваться дальше.
 
Необходимо рассмотреть базовые потребности человека труда и понять как наступающие перемены отразятся на них. 
 
На основе всей этой умственной работы мы сможем поговорить о вызовах и поиске ответов на них со стороны профсоюзного движения.
 
Слайд №3
Необходимо сделать ремарку, которая позволит убрать со стола вопрос об идеологии в нашей стране. Идеология это совокупность системных взглядов, выражающих интересы различных социальных классов и отражающих их отношения к действительности и друг к другу. 
 
То, что официальной опубликованной в Российской газете идеологии с печатью и подписью в нашей стране нет, вовсе не означает что отсутствуют взгляды, интересы и механизмы их реализации и что мы не можем оценить отношения между социальными группами и действительностью и лишены права оценивать соответствие власти и интересам этих групп. 
Идеология была, есть и будет, такова социальная природа общества. Любой шаг власти или социальной машины окрашен идеологией. 
 
Заметим, что содержание идеологии очень тесно переплетено с суверенностью. Если суверенность обеспечена, то собственная идеология может быть сформулирована и озвучена, в противном случае внешний суверен определяет содержание идеологии и действия в её рамках. В этих условиях бесполезно формулировать собственную идеологию, т.к. она будет лишь компрометировать её создателя. 
Глобализация и интеграция России в мировые экономические и, в некоторой степени в политические системы, привела к частичной утрате суверенности, прежде всего отечественного бизнеса. Это характерно не только для РФ, но и для большинства европейских стран.
Что касается России, то с учётом глобализации и санкционного давления, вся экономическая система страны перестала в полной мере быть суверенной. 
Ни Центробанк, ни Минфин, ни другие экономические ведомства не являются суверенными так как вынуждены играть по правилам и в рамках мировой экономической системы.
Это ключевой момент и данность глобализации. 
 
Теперь несколько слов о противоречиях между «социальным контрактом» индустриальной эпохи и неолиберальной системой взглядов, перехватившей управление мировыми процессами. 
Отделим вопросы труда от всех остальных.
 
Из этой таблицы видно, что две системы взглядов исключают их гармоничное существование. Это всегда выбор или/или. И если политэкономическая среда индустриальной эпохи не работает в постиндустриальных отношениях, то очевидна необходимость поиска новой базы для нового общественного договора. 
В случае, если неолибералы будут и дальше диктовать условия в глобальных отношениях, то манифест Фридмана содержит в себе квинтэссенцию того, с чем профсоюзам придётся иметь дело.
 
Слайд №4
Присмотримся к системе ценностных координат в сфере труда в индустриальную эпоху.
В отношениях между работником и работодателем построена система обмена в котором стороны по-разному воспринимают его предмет. 
Со стороны работника - обмен времени жизни и потраченных сил на материальное вознаграждение и комплекс нематериальных потребностей. 
Со стороны работодателя обмен подразумевает получение нужной ему продукции и выручки. Работодатель называют труд товаром, но работники так не считают и вот почему.
Как видим предметы обмена, взятые вне контекста общественных процессов и политики несовместимы. 
Альтернативное использование времени жизни для работника может быть и представляет какую-то ценность, но капиталистическая система построена на деньгах и капитале и интересы работника важны владельцам капитала до тех пор, пока профсоюзы и органы власти связывают его системой законодательных и экономических ограничений.
И у работодателя до последнего времени не было выбора: для получения продукции и реализации её на рынке ему нужны были работники, они же и потребители.
В постиндустриальную эпоху появляется выбор. Не в каждом производстве нужны работники и не в том количестве и качестве как в прошлом… 
Но остаются нужны потребители, причём потребители особого рода, - способные без особых претензий потреблять массовую продукцию, произведённую машинами.
Для оставшейся части общества либеральный мир предлагает иной образ жизни, иную систему здравоохранения, образования и времяпрепровождения. Для людей, ориентированных на жизнь по собственному труду, а их, как мы понимаем, 98%, трудовые ценности индустриальной эпохи остаются актуальными. Более того, они актуальны и для обществ в целом, а не только профессиональных цехов, для социальных систем в целом, построенных на эгалитарной философии. 
 
Если взять пресловутый манифест Фридмана, вы сразу обнаружите несоответствия между господствующей идеологией и этими ценностями большинства. 
Выход из этого противоречия заключается в строительстве двуполярной системы, на одном полюсе которой сосредоточено богатство, на другом – бедность. 
Среднего не дано. По крайней мере утверждает Тайлер Коуэн, американский экономист, директор Центра политической экономии Джеймса Бьюкенена, входящий в список 100 глобальных мыслителей, обосновывающий будущую траекторию экономического развития. Таким образом, с наступлением постиндустриальной эпохи у владельцев капитала появляется возможность отказаться от особенно раздражающих условий индустриального общественного договора, что мы сегодня и видим.
 
Слайд №5
Рассмотрим ещё одну важную тему. Тему трансформации личности. Исследователи с области человеческой психологии и сферы знаний утверждают, что современный информационный мир, построенный на новых средствах обработки информации и коммуникациях форматирует сознание человека под себя. Эта тема интересна, но оставим её пока в стороне.
 
Человек живёт в конкретной информационной, социальной, экономической и политической среде. От поколения к поколению меняется набор знаний, получаемых в школе и институте, меняется уровень и качество образования, меняется внутренний мир, привычки, стиль жизни и досуга, коммуникативные возможности и т.д. меняется вся антропосфера.
Без понимания, что происходит с человеческой личностью, насколько глубоки и необратимы эти изменения, мы вряд ли найдём ответы на вызовы постмодерна.
 
Выделим лишь базовые перемены, значимо влияющие на отношения человека к труду и его место в системе трудовых отношений.
 
Если верна теория поколений, то мы можем с уверенностью проследить динамику происходящих изменений. 
Каждое из трёх новых поколений X (1964-1983 г.р.), Y (1984-2003), Z  (2004-2023) двигалось именно в направлении от левого состояния к правому, даже в тот период, когда для поколения Х не было спасительного объяснения в виде цифровых технологий.
 
Слайд №6
В чём заключатся главные вызовы и есть ли у профсоюзов возможность сохранить и укрепить своё влияние и увеличить роль?!
 
1. Изменение концепции рабочего места уже проявилось в том, что современные технологии позволяют не выходя из дома, кафе, вагона поезда или с пляжа в другой стране исполнять целый ряд работ. Индустриальный подход, когда есть конкретное физическое рабочее место, с соответствующими условиями, охраной труда здесь уже не применим. 
 
Возникает и расширяется новое понимание рабочего места, которое теперь может быть где угодно. У профсоюзов возникает возможность учесть эту тенденцию, осмыслить её и предложить законодателю своё видение нового рабочего места. Ну, к примеру, если работодатель экономит на офисе, то часть экономии может быть перенаправлена работнику на использование других мест, его жилища в частности.
 
2. Изменение концепции рабочего времени связано как с рабочим местом, так и с характером глобальной деятельности. Сегодня нетрудно найти рабочие места, для которых восьмичасовой рабочий день от звонка до звонка неактуален. И это может быть не только работа с филиалами по всему миру или обеспечение непрерывных производств. 
 
Профсоюзы могут и к этой проблеме подойти по своему. Имея в виду интересы работников не только по учёту отработанных часов, но и по количеству времени, оставляемому на восстановление, отдых, досуг, личностное развитие. Здесь может быть и путь с фокусировкой на количестве произведённой работы (сдельный труд), как альтернатива труду повременному.
 
3. Концепция заработной платы также меняется. Работодатели всё меньше стремятся к гарантированным окладам и ставкам и всё больше крючков завешивают на общие результаты работы, премии, доплаты и поощрения. Идёт давление в сторону перехода на почасовую систему оплаты труда без каких-либо ограничений. Почасовая, дискретная занятость и оплата труда тесно увязаны и лежат в русле неолиберальной доктрины. И здесь у профсоюзов могут быть регулирующие механизмы, построенные на общих для отраслей стандартах. Постиндустриальная оплата труда должна соответствовать специфике рабочего места и рабочего времени и это очевидный вызов для профсоюзов. Не найдя решение в этой сфере, нам не удастся получить членов профсоюзов в этой среде.
 
4. Концепция полной занятости по взглядам неолибералов должна уйти в прошлое. Социальные гарантии тем, кто оказался за пределами рынка труда необходимо переосмысливать. Во-первых, за счёт изменения границ рынка труда, а во-вторых, за счёт изменения мер социальной поддержки. Эта тема может быть возможностью для укрепления влияния профсоюзов в этой среде. Базовый обязательная выплата – лишь один из сигналов в эту сторону.
 
5. Трансформация профессий, стирание грани между рабочими местами, функциональная гибкость, запрет на деятельность без лицензии. Неолибералы добились, что в США более 1000 профессий можно исполнять лишь при наличии лицензии. Это прямой путь ограничения доступа к наиболее ответственным и высокооплачиваемым видам деятельности. 
 
Вероятным участием профсоюзов здесь могут быть усилия по предоставлению работникам возможности переобучения, расширению профессиональной пригодности в течение всей рабочей жизни, помощи в преодолении бюрократических процедур.
 
6. Рост неравенства – экономический и социальный недуг. Здесь необходимо работать в направлении изменения плоской шкалы налогообложения, дальнейшего совершенствования стандартов прожиточного минимума и заработной платы, не забывая о необходимости применения более достоверных способов определения реальных выплат работникам.
 
7. Крайне необычен вызов в изменении самой концепции труда. Всё вышеизложенное наводит нас на вывод о том, что труд на рабочем месте и в традиционное рабочее время – лишь часть нового мира труда. Концепция труда сегодня связывает понятие рабочего места, рабочего времени и обязанностей, содержащихся в трудовом договоре. Вместе с тем труд в домашнем и семейном хозяйстве, уход за пожилыми, уход за детьми не признаётся трудом. Также не попадает в область рабочих прав самозанятость, надомный труд. 
 
Здесь начинается очень скользкая дорога по распространению законодательства о труде на тех, кто решил заняться овощеводством на дачном участке или финансовыми операциями на виртуальных биржах. Распространение социальных гарантий трудящимся за пределы наёмного труда - проблема, которая не так уж проста, но с другой стороны - недалека. Её предстоит решать, тем более, что здесь кроется возможность к расширению границ рынка труда и радикального изменения занятости.
 
8. Ещё более крамольными кажутся идеи монетизации труда во всех его аспектах. То есть учёт в стоимости труда не только количества очевидно произведённой продукции, но всех тех ценностей, о которых говорилось на слайде о них. Работодателям, так я думаю, покажется вызывающим попытка монетизировать социальный статус работника, или необходимость оплачивать его творческие потребности, или оценить репутацию в составе оплаты труда. Но в этом нет ничего противоестественного. Неолибералы, настаивающие на неограниченной свободе рыночных механизмов, должны понимать, что оценке поддаётся не только репутация политиков  и голливудских кинозвезд, но и репутация инженера или станочника. 
 
Слайд №7
В заключение хотелось бы выразить несколько мыслей за пределами трудовой тематики.
 
  • Общественный договор индустриальной эпохи рождался в мучительной борьбе труда и капитала. Первая мировая война, Великая российская революция и Вторая мировая война –важнейшие этапы в его формировании. 
Его содержание значительно шире, чем вопросы труда и заработной платы. Но именно на долю профсоюзов падает необходимость вести масштабную подготовку тех правил, которые им кажутся справедливыми для следующей политико-экономической формации.
 
В этом деле нам требуется сохранять верность идеологическим ориентирам. Мы не должны вестись на неолиберальном поводке.
Восприятие социал-демократами, социалистами и коммунистами неолиберальных идей привело к банкротству социал-демократии как политического мейнстрима за последние 20 лет и утрате их политического влияния практически во всём мире. 
Ни политики, ни европейский рабочий класс, не смогли сопротивляться включению их в глобализационный проект, спокойно встретили перемещение собственных производств в страны с низкой заработной платой и ослабленной ролью государств как регулятора. Они включились в цепь эксплуатации других людей, предложенную глобалистами и стали выгодоприобретателями наряду с бизнесом. 
 
Нам необходимо определить рамки допустимого расширения индустриальной модели и найти путь когда в стране, в нашей экономике будут одновременно присутствовать две, а может и три модели. Это невероятно сложная и противоречивая задача. 
Но не решив её, профсоюзы будут сжиматься до размеров индустриального мира, без перспективы своего развития на все сектора новой экономики. 
 
Преимущество нашей страны в её величине и экономической разнородности. Россия не сможет одномоментно перейти в новый постиндустриальный мир. Будет долгая и постепенная трансформация, которой необходимо управлять, а значит есть возможность отрабатывать варианты, в том числе - на ходу. 
 
  • Восточный вектор. Направление на дальний и ближний восток, в Китай и Индию очень привлекательно звучит. Ситуативно это выглядит как очень перспективный ход. Возможно в части торговли это работает, но если копнуть глубже, то получается не так уж успешно. Совместная работа с восточными партнёрами требует всё больших усилий. Наша, российская трудовая идентичность построена на европейской модели. В головах у всех сидят ценности эпохи Просвещения, на этом построены фундаментальные понятия справедливости, свободы, профсоюзной демократии. Как только вы столкнётесь с культурными кодами народов, о которых я упомянул, вам станет не по себе от той пропасти, которую надо преодолеть для взаимопонимания. Экономика, рынки и добрососедство это хорошо и замечательно, но есть цивилизационные отличия, которые следует детально изучать. Сменить европоцентрическую модель на иную невозможно указом или даже референдумом. Для этого нужны исключительные усилия всех слоёв общества.
 
  • Мы часто видим как «евангелисты» разного толка хватаются за частные следствия больших процессов и начинают раскручивать гипотезы о «конце истории», «крахе индустриального мира» и исчезновении 500 специальностей и так далее. Если этих «евангелистов» как следует потереть тряпочкой, то найдётся чей-нибудь интерес. Если визг очень шумный, то скорее всего крупные деньги пущены в оборот. Ищите кому выгодно: корпорациям, группам или отдельным лицам. 
Нужно помнить, что результаты технологический изменений не приходят из ниоткуда, не являются стихийным бедствием, а есть всего лишь результаты тех или иных открытий и технических решений. 
Их внедрение – дело рук бизнеса, а социальная имплементация - дело рук политиков. Общество требует стабильности, роста доходов, безопасности.
 
Сейчас цифровизация поставлена в положение неотвратимой и труднопредсказуемой силы, меняющей мир. На самом деле, это всего лишь другой способ представления информации, который сам по себе ничего не меняет. 
Но он может быть использован для перетряски системы взглядов, убеждений, политических и социальных систем рождённых в индустриальной эпохе, для демонтажа действующего социального контракта и замены его на другую, более гибкую и податливую модель отношений.

 

Во избежание всяких уклонов нам необходимо научиться «зрить в корень», обнажая общие, глобальные процессы.

 

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>