Работники ООО "Пассажирские перевозки" намерены провести пикет

26.03.2014 13:39

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Республика Марий Эл

Населенные пункт(ы): Йошкар-Ола

В Йошкар-Оле продолжается забастовка сотрудников автотранспортного предприятия ООО "Пассажирские перевозки". По словам председателя профкома "Пассажирских перевозок" С.Царегородцева, требование, на основании которого водители и кондуктора вышли бастовать - своевременность выплаты заработной платы. Второе требование бастующих к региональной власти - решить вопрос с частными автоперевозчиками, составив грамотное, а главное - реально выполняемое расписание поездок для частных транспортных компаний. Отрегулировать вопрос с частными перевозчиками тоже не в силах республиканского министерства. По словам В.Пашина, рычагов давления на частных перевозчиков у ведомства нет. Очередное собрание бастующих работников 21 марта 2014 года посетила Ольга Цветкова, глава Объединения организаций профсоюзов Республики Марий Эл, которая поддержала сотрудников "Пассажирских перевозок". Поддерживают бастующих и в ЦК профсоюза. Председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства В.Ломакин 14 марта 2014 года направил главе Республики Марий Эл Л.Маркелову письмо - выразил озабоченность проблемами предприятия ООО "Пассажирские перевозки" и попросил принять неотложные меры для урегулирования конфликта. На 24 марта 2014 года назначено заседание с руководителями компаний, занимающихся частными перевозками. 26 марта 2014 года сотрудники ООО "Пассажирские перевозки" наметили пикет перед зданием республиканской администрации.

Более недели продолжается забастовка сотрудников крупнейшего автотранспортного предприятия Йошкар-Олы ООО “Пассажирские перевозки”. Несколько банкротств, постоянные задержки зарплаты, проблемы с частными транспортными компаниями, отсутствие запчастей и условия труда, явно оставляющие желать лучшего. Этот калейдоскоп проблем, характерный для многих госпредприятий транспортной отрасли России, вынудил людей пройти полную процедуру коллективного трудового спора и, в конце концов, остановить работу. Корреспондент “Солидарности” побывал на месте событий, пообщался с бастующими, с профсоюзными лидерами, а также с представителями профильного министерства. Cтоп, машины! - Вот, полюбуйтесь! Это мой расчетный листок за февраль! - Татьяна, кондуктор ООО “Пассажирские перевозки”, крупнейшего транспортного предприятия Йошкар-Олы, показывает мне листок с расчетом начисленной, но так пока и не выплаченной зарплаты. Напротив последней строчки “налогооблагаемый доход текущего месяца” стоит более чем скромная цифра “3973,98”. Такая вот зарплата, что называется, “грязными”. Это, правда, сумма за 64 рабочих часа плюс различные надбавки и премии. Но, во-первых, как говорит работница, малое количество рабочих часов - не ее вина, а отсутствие нормального планирования рабочего времени на предприятии. А во-вторых, даже если увеличить количество рабочих часов вдвое, до приемлемых 130, и соответственно вдвое увеличить доход - получится меньше 8000 рублей. - Как вы считаете, можно выжить на такие деньги, если только за жилье по 3 - 4 тысячи отдавать приходится?! А есть на что? А одежду покупать? А жить-то на что?! - раздается со всех сторон. Люди рады любому, кто готов их выслушать. Похожие расчетные листки демонстрировали мне и другие сотрудники транспортного предприятия. У кого-то 4500 рублей, у кого-то - 7000. У “белой кости” трудового коллектива - водителей - чуть больше, но тоже негусто. По 12 - 15 тысяч. - Как выживаем, как выживаем. Отпахал две смены по 12 часов здесь, потом пошел калымить. Откалымил - обратно на работу. С таким графиком, конечно, не отдохнешь особо, зато при деньгах. Как сказывается на безопасности перевозок пассажиров? А вы-то сами как думаете?! - разъясняют мне водители. Впрочем, об увеличении зарплат работники, как ни странно, даже речи не ведут. Им бы хоть заработанное отбить - уже было бы в радость. Последние деньги они получили за январь, да и то перед самым началом забастовки. Видимо, таким образом региональные власти попытались погасить протестные настроения. - Самое первое требование, на основании которого мы и вышли бастовать, - это своевременность выплаты заработной платы. Постоянно задерживают на несколько месяцев. Собственных средств предприятию явно не хватает, при этом деньги за перевозку региональных льготников поступают в недостаточном объеме, а за федеральных льготников не поступают вообще, - рассказывает председатель профкома “Пассажирских перевозок” Сергей Царегородцев. - Мы надеялись, что после недавнего банкротства предприятие оздоровится и дела пойдут в гору, что будут пересмотрены основные подходы к финансированию. Но все началось снова: деньги перестали выдавать вовремя. Мы писали по этому поводу множество обращений - от регионального правительства и до президента Путина - никакого толку. Тогда мы вступили в процедуру коллективного трудового спора, прошли все примирительные комиссии и вышли на трудовой арбитраж. В самом первом пункте арбитражного решения, обязательного для исполнения обеими сторонами трудового конфликта, сказано, что зарплату коллективу нужно выплачивать строго по закону - два раза в месяц, в установленные даты. Когда мы поняли, что и это решение исполняться не будет, коллектив собрался на конференцию и проголосовал за начало забастовки. Второе требование бастующих к региональной власти - решить вопрос с частными автоперевозчиками, составив грамотное, а главное - реально выполняемое расписание поездок для частных транспортных компаний. Как рассказали сотрудники предприятия, даже частники, работающие по гослицензии, умудряются делать множество “левых” рейсов. Но есть еще и те, кто вообще не приобретает лицензию на пассажирские перевозки, работая полностью втемную. Схема проста: частники, зная расписание “Пассажирских перевозок”, выезжают за 3 - 5 минут до автобусного рейса и собирают всех платежеспособных пассажиров, оставляя государственному транспортному предприятию только льготников. Сотрудники “Пассажирских перевозок” хотят, чтобы в Министерстве промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл составили “дорожную карту” решения проблем предприятия. После того как полномочные представители трудового коллектива ознакомятся с таким документом и внесут в него необходимые правки, транспортники готовы приостановить забастовку. Но не раньше. Предприятие изнутри. С группой работников идем на экскурсию по цехам. - Вот мой автобус! - один из сотрудников ведет меня к красной машине. - Посмотрите на колеса! Резина же абсолютно лысая! Как с такой ездить?! А на новую денег не выделяют. Подходим к другому автобусу - водитель буквально руками достает из корпуса кусок проржавевшей обшивки. В третьем - прогнила часть пола, да так, что туда может провалиться нога пассажира. Ремонтные цеха забиты поломанными двигателями: у предприятия нет средств даже на самый необходимый ремонт. Состояние подвижного состава, мягко говоря, оставляет желать лучшего. По словам водителей, выходя на маршруты, они каждый раз чуть ли не молятся: если двигатель остановится из-за серьезной поломки, заменить его будет нечем. А значит, автобус отправится в простой на неопределенное время, вместе с водителем и кондуктором. И за время простоя, по словам работников, никто не заплатит. Отдельного упоминания заслуживают условия труда. Многие помещения транспортного предприятия находятся чуть ли не в худшем состоянии, чем подвижной состав. В ремонтных и технических цехах грязно и влажно. Зимой, говорят работники, из-за недостатка отопления тут стоит минусовая температура. Отсутствие “рычагов”. - Причина забастовки не такая простая. ООО “Пассажирские перевозки” по январю привезли выручки 10 млн рублей, а перевозки обошлись предприятию в 19 млн, - разъясняет позицию республиканских органов власти заместитель председателя правительства Республики Марий Эл, министр промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Вячеслав Пашин. - Сравните: 10 и 19. Это собственная выручка, без дотации, которую выделяет бюджет республики за перевозку льготной категории пассажиров, отнесенных к республиканскому регистру. Еще есть льготная категория пассажиров, которая относится к федеральному регистру. Но РФ, к сожалению, за своих льготников не платит ни копейки. Когда мы обращаемся в Минтранс и Минфин, там отвечают, что все заложено в дотации, выделяющиеся на регион. По словам министра, дотации на перевозку федеральных льготников удается “достать” исключительно через суд. Только за полтора года сумма отсуженной федеральной задолженности составила 174 млн рублей. Если бы эти деньги выплачивались вовремя, “Пассажирским перевозкам”, возможно, удавалось бы сводить концы с концами. Но есть, конечно, и другие проблемы. Например - раздутый штат ИТР, на который уходит порядка 40% фонда оплаты труда. А еще - воровство со стороны работников: - Отсутствие денег - вопрос в том числе к водителям, - считает Пашин. - Потому что есть финансовая дисциплина - ты должен сдавать деньги в полном объеме. Что давно в этом ПТП не делается. В кассу сдаются только те деньги, которые они считают, что надо сдать в кассу, остальное остается в кармане. Чуть раньше, в ответе, данном, к слову, на обращение работников к президенту РФ (стандартная схема: работники пишут Путину, письмо рассматривается в администрации президента и переправляется на региональный уровень, губернатору, который, в свою очередь, скидывает бумагу в профильное министерство), замминистра Александр Новоселов более полно сформулировал претензии ведомства к “Пассажирским перевозкам”. “Руководящим составом предприятия недолжным образом применяются меры по совершенствованию системы пассажирских перевозок, повышению эффективности оперативного управления пассажирскими перевозками, рационализации использования рабочего времени водителей и ремонтных бригад, а также по выявлению случаев воровства работниками предприятия материально-технических ресурсов, горюче-смазочных материалов и части ежедневной выручки на линии”, - говорится в этой официальной бумаге. Впрочем, по словам и.о. директора “Пассажирских перевозок” Алексея Белгузова, на маршрутах ведется постоянный контроль. Специальная служба отслеживает, не несут ли водители деньги мимо кассы. Если такое вдруг выявляется - виновных увольняют. Но в последние годы таких случаев не было вовсе. Ну и сами водители, естественно, отрицают любые факты присвоения уплаченных пассажирами денег. Отрегулировать вопрос с частными перевозчиками тоже не в силах республиканского министерства. По словам Пашина, рычагов давления на “частников” у ведомства нет. Попытки проверить графики пробуксовывают: только начнешь проверку, как водители сразу сообщают об этом друг другу. К тому же результаты проверок легко опротестовываются через прокуратуру. Если же на лицензированных частников все-таки получается надавить - они уходят из легального сектора, пользуясь дырами в федеральном законодательстве. Главной из таких лазеек, на которую жалуются транспортные ведомства многих регионов, является так называемое “движение на заказ”, когда водитель маршрутки выставляет в окошке табличку со словом “Заказной” и пунктами назначения. По идее, в рамках такого движения с пассажиров не должны браться деньги, но доказать что-либо в этом случае практически невозможно. В общем, непродуманная система. - Задолженность по зарплате мы в скором времени погасим, - уверяет министр. - На следующей неделе попробуем утрясти вопросы расписания. В то же время надо оптимизировать работу “Пассажирских перевозок”, сокращая расходы. Поддержка со всех сторон. Очередное собрание бастующих работников 21 марта посетила Ольга Цветкова, глава Объединения организаций профсоюзов Республики Марий Эл. - Вы большие-большие молодцы! Очень часто трудовые коллективы, у которых возникли проблемы, аналогичные вашим, много говорят, пишут много бумаг, но не решаются на тот шаг, на который пошли вы! - поддержала Цветкова сотрудников “Пассажирских перевозок”. - Конечно, это со всех точек зрения очень тяжело. Но своей забастовкой вы продемонстрировали и доказали, что в таком состоянии и в таких условиях предприятие работать больше не может. На протяжении двух лет, когда образовывалась задолженность по зарплате, ваш председатель профкома обращался ко мне, я шла в правительство и “выбивала” деньги. Но не может так длиться до бесконечности! В личном разговоре Цветкова тоже выразила солидарность с бастующими. По ее мнению, региональные власти не должны допускать задолженностей перед транспортниками. Более того, государство должно всячески поддерживать собственное транспортное предприятие, которое, между прочим, платит налоги в казну - в отличие от львиной доли частных перевозчиков. Поддерживают бастующих и в ЦК профсоюза. Председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин еще 14 марта направил главе Республики Марий Эл Леониду Маркелову письмо - выразил озабоченность проблемами предприятия ООО “Пассажирские перевозки” и попросил принять неотложные меры для урегулирования конфликта. - Возможности влиять на частных перевозчиков у министерства есть, - уверен предпрофкома предприятия Царегородцев. - Было бы желание. 20 марта мы провели рабочую встречу с Вячеславом Пашиным. На этот раз он, по крайней мере, не угрожал лишить предприятие контракта на социальные перевозки, как на встрече днем раньше. В принципе, Пашин выразил готовность к сотрудничеству, сказал, что 20 - 21 марта будет подготовлен план решения наших проблем. В этом случае мы могли бы приостановить забастовку и выйти на маршруты. А на 24 марта назначено заседание с руководителями компаний, занимающихся частными перевозками, где мы сможем поговорить о составлении общего графика движения. Чтобы не получалось так, что они “уводят” наших пассажиров за 5 минут до маршрута. К сожалению, министр своего слова не сдержал. 21 марта никакой “дорожной карты” бастующим представлено не было. В связи с этим акция протеста продлилась еще на несколько дней. А на 26 марта сотрудники ООО “Пассажирские перевозки” наметили пикет перед зданием республиканской администрации. Когда верстался номер. К вечеру 25 марта бастующие работники так и не получили от министерства требуемую “дорожную карту”. Акция продолжается. Зато. - Министр Пашин дал интервью нашей республиканской газете “Марийская правда”, - рассказывает предпрофкома Сергей Царегородцев. - По существу наших требований там практически ничего нет, только невнятные обещания: “Мы предпринимаем шаги...” - и все такое. Зато министр снова заявил, что у нас раздутый штат ИТР. Я ему не раз говорил, что, когда после банкротства образовывалось новое предприятие, предыдущий директор сократил все, что можно было. Но Пашин как не слышит, прямо зло берет! Комментарий. Владимир Ломакин, председатель ЦК Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства: - К сожалению, ситуацию, с которой столкнулись работники йошкар-олинского предприятия, нельзя назвать из ряда вон выходящей. С задержками зарплаты столкнулись работники городского пассажирского транспорта в Приморском, Хабаровском краях, в Архангельской, Ульяновской областях. И такая ситуация не приобретает катастрофического характера лишь потому, что работодатели сдерживают уровень зарплаты, подстраховывая себя от увеличения расходов. В Алтайском крае средняя зарплата транспортников составила 11 500 рублей, в Архангельской области - 12 200, в Пензенской - 12 700. Меньше всего платят в Северной Осетии - 6400, в Кабардино-Балкарии и Воронежской области - соответственно 8100 и 8500 рублей. Во всех регионах зарплата работников предприятий городского пассажирского транспорта в среднем ниже, чем в целом по экономике субъекта РФ. Причем соотношение доходит до трех раз. Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту в 2013 году выполнялось только в каждом третьем предприятии отрасли. VI (внеочередной) съезд профсоюза, анализируя социально-экономическое положение работников отрасли, определил, что оно зависит не только от ответственности работодателей, а во многом определяется уровнем организации работы городского транспорта в населенных пунктах, наличием нерешенных проблем, негативно влияющих на финансовое состояние предприятий. При этом отсутствуют единые подходы органов власти и управления к организации перевозок пассажиров в городах, единые ориентиры развития городского транспорта. Требует совершенствования и нормативная правовая база относительно городского пассажирского транспорта. Как правило, транспортная работа по перевозке пассажиров в городах заказчиками перевозок оплачивается не полностью. Утвержденные тарифы на перевозку пассажиров в подавляющем числе регионов в 1,5 - 2 раза меньше экономически обоснованных. Во многих регионах убытки предприятий от перевозки пассажиров-льготников не компенсируются в полном объеме. Например, в Хабаровском крае, где стоимость единого социального проездного билета не соответствует реальным затратам предприятий. В Республике Марий Эл бюджетные компенсации перевозки пассажиров, обладающих льготами по оплате проезда на территориальном уровне, производятся основному перевозчику ООО “Пассажирские перевозки” в половинном размере. А компенсацию за “федеральных льготников” предприятие не получает уже несколько лет. Аналогично - в Екатеринбурге, где с 2009 года пассажирские предприятия не получили ни рубля в компенсацию выпадающих доходов за перевозку льготных категорий граждан из областного и федерального регистров. Фактически деятельность предприятия оплачивается за счет работников, получающих заниженную зарплату. Неудовлетворительное положение работников, отсутствие ясных перспектив приводит к ухудшению психологического климата в трудовых коллективах, что выливается в массовые акции протеста. В последнее время такие акции прошли в Красноярском крае, Республике Башкортостан, Свердловской и Архангельской областях. Протестные настроения в отраслевых предприятиях нарастают.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>