
Химическая компания "Тольяттиазот" может приостановить производство
Источник: expert.ru
Территория: Самарская область
Населенные пункт(ы): Тольятти (*2)
Один из мировых лидеров в производстве аммиака "Тольяттиазот" рискует остановкой производства в случае повреждения из-за боев на Украине проходящего по ее территории аммиакопровода. Прекращение работы второго градообразующего предприятия в Тольятти может привести к росту социальной напряженности. Такой риск возник в том числе потому, что работы по строительству альтернативного пути поставок аммиака через порт Тамань приостановлены.
ОАО «Тольяттиазот» является одним из крупнейших в химической промышленности России и единственным в мире заводом, способным производить до 3 млн аммиака ежегодно. На российском рынке его доля составляет 20%, на мировом 15%. Основной вид деятельности – выпуск минеральных удобрений: аммиака, карбамида и других. При этом на экспорт уходило в среднем в год до 70% аммиака, а в 2012 году – 85%, согласно отчета самого предприятия. Проблема в том, что единственный путь экспорта для тольяттинского завода – это трубопровод "Тольятти – Одесса" протяженностью в 2417 км. Он проходит через Донбасс, где ведутся активные боевые действия и где уже возникала опасность повреждения трубопровода. Ранее группа вооруженных людей проникла на территорию химического предприятия "Стирол" в Горловке Донецкой области и заминировала завод, как сообщал представитель группы компаний "Group DF". Он рассказал, что на заводе, который технологически связан с аммиакопроводом «Тольятти-Одесса», все крупнотоннажное производство, включающее в себя синтез и переработку аммиака, было остановлено 8 мая 2014 года после обострения ситуации в регионе. «На предприятии нет запасов аммиака и других взрывоопасных веществ». Однако угроза повреждения аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса» сохраняется до сих пор ввиду активных боевых действий с применением тяжелой артиллерии. «Угроза всему живому возникнет не только на прилегающих территориях, но и в ближайших районах, и имеет гарантированный шанс перейти на территорию Российской Федерации», - заявил тогда министр обороны Украины Валерий Гелетей. Для России угроза разрушения аммиакопровода заключается в том, что от него напрямую зависит деятельность «Тольяттиазота». И хотя руководство предприятия пока нигде не выражало обеспокоенность, даже в местных СМИ, очевидно, что заводу, на котором работает более пяти тысяч человек и которое является вторым после «АвтоВАЗа» градообразующим в Тольятти, это может грозить полной или частичной остановкой производства. Руководство предприятия сегодня было недоступно для комментариев. «Конечно, это будут колоссальные потери для производства, - сообщил «Эксперт Online» источник близкий к руководству "Тольяттиазота". - У нас по трубопроводу через Украину проходит 1,8 млн тон аммиака на 120 зарубежных стран, а на Россию – всего 180-200 тысяч». Коммерческий директор «Тальяттиазота» Галина Судникова на вопрос о планах предприятия в случае форс-мажора не ответила, сказав лишь, что этим интересуются уже многие ведомства, включая Минпромторг. «Да, мы следим за ситуацией с предприятием, но пока речь не идет о наложении Украиной санкций на транзит аммиака, пока есть только риск того, что трубопровод взорвут, - пояснил «Эксперт Online» источник в департаменте химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ. – Но на самом предприятии говорят, что в таком случае придется ждать ремонта трубы, других вариантов пока нет. Кто и как будет это делать в условиях боевых действий, непонятно. Минпром не может в данном случае влиять на ситуацию, поскольку федеральные органы власти не вмешиваются в деятельность частных компаний. Пока что нам не известно, обращалось ли руководство компании к министерству с просьбой оказать помощь в предоставлении других способов транспортировки аммиака». Но ждать ремонта трубы в случае ее повреждения придется, скорей всего, долго. «По российской территории трубопроводом управляет «Трансаммиак», а по украинской территории УГП «Укрхимтрансаммиак», - поэтому от нашего предприятия восстановление трубопровода не может зависеть», - пояснил «Эксперт Online» пресс-секретарь «Тольяттиазот» Игорь Башунов. Помимо взрыва аммиакопровода риском для предприятия является и возможное наложение санкций на транзит аммиака, как это было уже в 2012 году. Тогда Украина на две недели приостановила прокачку аммиака по своей территории, а «Тольяттиазот» сообщил о вынужденной остановке производства и понесенных 500 млн рублей убытка. Тарифная выручка Украины от прокачки российского аммиака составляет несколько сотен млн гривен в год. Следовательно, в условиях санкционной войны она может себе позволить небольшой ценой в буквальном смысле нанести урон одному из российских городов. Тем более, что первый шаг властями Украины уже сделан: в этом году были повышены пошлины на российские удобрения. А в Тольятти, как известно, самое крупное предприятие «АвтоВАЗ» уже заявило ранее о плановых масштабных сокращениях. «Надеемся только, что никто ничего не взорвет, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Андреев, мэр Тольятти. – Но если не дай бог что-то произойдет, то для города это будет большим потрясением, может высвободиться около трех тысяч человек. Кроме того, в случае приостановки производства его придется консервировать, а значит, технологически трудно будет вновь запустить даже после восстановления трубопровода. Самым оптимальным вариантом, конечно, было бы сейчас возобновить работу по строительству инфраструктуры порта Тамань и прокладке трубопровода к нему». В региональном Ростехнадзоре пока явной угрозы из-за остановки предприятия не наблюдают: «В случае остановки производства с консервацией его проблем не должно быть, если, конечно, предприятие будет выполнять все правила консервации, - пояснил «Эксперт Online» Анатолий Кондрашов, врио начальника отдела нефтехимической промышленности Средне-Поволжского управления Ростехнадзора. - Как они будут выходить из этой ситуации, мы не знаем, пока никаких планов на этот счет не видели и на повестке дня такой вопрос не стоит. Последняя проверка в прошлом году выявила нарушения, но не катастрофические». К слову, по итогам проверки завода Ростехнадзором в 2011 году было выявлено более 500 нарушений. «В настоящее время «Тольяттиазот» осуществляет строительство важнейшего объекта – глубоководного морского порта в Краснодарском крае на мысе Железный рог по перевалке аммиака, а также других важных народнохозяйственных грузов: зерна, азотнофосфорных, калийных и других химических удобрений. Строительство порта выполняется на высоком качественном уровне по безопасности эксплуатации и по экологическим требованиям», - говорится на сайте предприятия. Но работы по строительству порта заморожены, население Тамани не раз устраивало экологические бунты против строительства аммиачного терминала. «Инфраструктура порта в Тамани готова была еще в начале 2000-х годов на 80%, но работы были заморожены решением властей Краснодарского края, - говорит Игорь Башунов. - Мы до сих пор ведем переговоры по возобновлению работ. Но трубопровод к порту еще придется прокладывать». Альтернативными портами для российского аммиака являются балтийские – Вентспилс и Силламяэ. Но их мощности уже почти полностью загружены другими производителями, и Тольяттиазот может рассчитывать лишь на 200-300 тысяч тонн. Кроме того, руководство предприятия планировало закупить в этом году 274 специализированных вагонов для плановой диверсификации экспортных поставок при общей потребности свыше 2000. «Как проходит приобретение вагонов, пока тоже не известно, но в любом случае это лишь десятая часть от необходимых в транспортировке потребностей», - говорит источник на «Тольяттиазоте». Между тем среди рисков в отчетах предприятия регулярно указывается: «заложенная при проектировании ориентированность на зарубежных покупателей, что ставит предприятие в зависимость от бесперебойной отгрузки аммиака в аммиакопровод». «Такую ситуацию, как остановка или резкое снижение производства в ОАО «Тольяттиазот» из-за проблем с аммиакопроводом, мы считаем вполне реалистичной, - пояснил «Эксперт Online» представитель компании «Уралхим», одного из акционеров «Тольяттиазота». - Ответственность за это в полной мере ляжет на руководство «Тольяттиазота» и его основных собственников. За последние годы они не уделяли должного внимания ни логистической, ни промышленной безопасности, не искали реальных альтернативных путей транспортировки продукции и не вкладывали необходимых средств в развитие. Как акционеры мы возмущены тем, что вместо этого «Тольяттиазот» ежегодно выплачивал своим директорам вознаграждения на сотни миллионов рублей. Только в первом квартале 2014 года пятерым членам совета директоров ТоАЗа выплачено 704,541 млн рублей, а по итогам полугодия предполагается выплатить 705,416 млн рублей». То, что средства у предприятия есть, следует и из его годового отчета. Рост производства в 2012 году составил 114,7%, чистая прибыль 91,1 млрд рублей при общей выручке в 35,1 млрд рублей. Но при этом внешние риски, связанные с остановкой предприятия, до сих пор остаются головной болью местных властей, а значит могут стать проблемой региональных и федеральных.
Карта конфликтов
Последние сообщения >>
-
02.07.2025 08:22
Страховые пенсии будут индексировать дважды в год -
02.07.2025 00:00
О выплатах по больничным для граждан Иркутской области -
01.07.2025 20:45
Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ законопроект о выплатах шахтерам за передвижение в шахтах -
01.07.2025 16:41
Председатель Правительства РФ М.Мишустин: минимальный размер оплаты труда к 2030 году увеличится до 35 тыс. рублей -
01.07.2025 15:19
Представители профсоюзов будут участвовать в расследовании профзаболеваний в обязательном порядке -
01.07.2025 15:04
Меры по противодействию нарушениям трудовых прав работников обсудили в администрации Твери -
01.07.2025 12:45
Минтруд РФ подготовил проект производственного календаря на следующий год -
01.07.2025 10:57
Профсоюз восстановил трудовые права работников Вяземской районной больницы -
01.07.2025 00:00
Съезд Конфедерации автономных профсоюзов Сербии посетили представители профсоюзов России -
01.07.2025 00:00
Выплачены долги по зарплатам работникам ООО "Азиатско-Тихоокеанская танкерная компания"
В стране и за рубежом >>
-
30.06.2025 00:00
Российская трёхсторонняя комиссия обсудила новые законопроекты -
26.06.2025 19:48
Президент РФ В.Путин принял участие в работе ЕАЭС -
24.06.2025 13:44
27 июня - Федеральный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства "Работа России" -
26.06.2025 12:22
Забастовка профсоюзов парализовала работу аэропортов Брюсселя -
25.06.2025 14:30
Крупнейшее общероссийское объединение профсоюзов выступает против формальности в инструктажах по охране труда -
27.06.2025 11:22
Министр труда А.Котяков в Екатеринбурге открыл Ярмарку трудоустройства "Работа России" -
24.06.2025 21:47
Президент РФ В.Путин поручил улучшить налоговой режим для самозанятых -
27.06.2025 11:11
На площадке Евразийского экономического форума обсудили проблемы развития рынка труда -
25.06.2025 22:15
Росстат: размер просроченной задолженности по зарплатам работников продолжает увеличиваться -
27.06.2025 13:30
Представители ВКП участвовали в работе ЕАЭС
Сайт «Социально-трудовые конфликты» - информационный и коммуникационный ресурс основной целью которого является предоставление государственным и общественным институтам, организациям, учёным и специалистам, а также частным лицам актуальной и достоверной информации о социально-трудовых конфликтах.
С помощью современных технологий мы анализируем объективную и точную информацию.
Все права на сайт защищены и охраняются законодательством РФ.
При использовании оригинальных материалов сайта гиперссылка на сайт "Социально-трудовые конфликты" обязательна.