На заводах компании "Трансмашхолдинг" под угрозой сокращения оказались тысячи работников

11.02.2015 09:49

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Алтайский край, Брянская область, Московская область

Населенные пункт(ы): Новоалтайск (*2), Брянск, Коломна

Под угрозой сокращения оказались тысячи машиностроителей на заводах компании “Трансмашхолдинг”, выполняющей заказы для ОАО "РЖД". Во-первых, структура сократила объемы закупок локомотивов и вагонов, во-вторых, ссылаясь на отсутствие средств, не подписывает контракты с поставщиками и не переводит им деньги. Профсоюзы обеспокоены сложившейся ситуацией и требуют от властей надавить на компанию, возглавляемую В.Якуниным, и помочь ей финансово.

Под угрозой сокращения оказались тысячи машиностроителей на заводах компании “Трансмашхолдинг”, выполняющей заказы для ОАО “РЖД”. Во-первых, структура сократила объемы закупок локомотивов и вагонов, во-вторых, ссылаясь на отсутствие средств, не подписывает контракты с поставщиками и не переводит им деньги. Профсоюзы бьют тревогу и требуют от властей надавить на компанию, возглавляемую Владимиром Якуниным, и помочь ей финансово. Одна за другой тревожные новости поступают с разных машиностроительных производств, входящих в ЗАО “Трансмашхолдинг”. В связи с “тяжелой экономической ситуацией” и падением объема заказов производства приостанавливаются, а работников переводят на сокращенное рабочее время, отправляют в административные отпуска или же вовсе “награждают” уведомлениями о сокращениях. “Трансмашхолдинг”, в состав которого входит 17 предприятий - один из важнейших поставщиков ОАО “РЖД” и его “дочки” - Федеральной пассажирской компании. До трех четвертей локомотивов для нужд монополии поставляет именно он. Соглашение на 2015 - 2017 годы о поставке на сумму 100 млрд рублей структура Владимира Якунина и холдинг подписали еще летом 2014 года. Это существенно меньше, чем в прошлые годы. Только в 2013 году на локомотивы РЖД истратило 83 млрд, а в 2014 году - 76 млрд рублей. Но теперь судьба даже по-кризисному скромных заказов остается неясной: контракты монополия не подписывает и платежи не переводит. Сокращения. С начала февраля под угрозой остановки оказалось крупнейшее предприятие холдинга - знаменитый Новочеркасский электровозостроительный завод. - У нас заказ от РЖД составляет более 90%, - рассказал “Солидарности” председатель профкома завода Алексей Милосердный. - Есть еще небольшой портфель для горно-обогатительной и металлургической промышленности, но это, к сожалению, не такая большая часть. Некоторые производственные мощности, по словам председателя профкома, переведены на сокращенную рабочую неделю, еще часть и вовсе находится в простое - “в зависимости от возможности продолжать работу”. На другом предприятии холдинга, Тверском вагоностроительном заводе, название которого должно быть хорошо известно часто пользующимся железной дорогой (львиная доля пассажирских вагонов, по крайней мере из ходящих по европейской части России, собрана или модернизирована именно на нем), дела обстоят еще хуже. До лета руководство завода планирует уволить 1967 человек, то есть около трети работников. Это уже не первая крупная “оптимизация” штатов за последнее время - в прошлом году уведомления на руки получили 1600 сотрудников, а само производство было переведено на четырехдневку. Это вдобавок к тому, что с декабря большая часть коллектива находится в административном отпуске. В несколько меньших объемах сокращения затронут и Коломенский завод, производящий локомотивы и дизельные двигатели - флагманское предприятие 150-тысячного подмосковного города. Здесь профкому стало известно о грядущем увольнении 518 сотрудников. Кроме того, с февраля работники четырех цехов предприятия принудительно отправляются в отпуск. - Доходит до того, что то, что мы уже отправили в январе (продукция для РЖД. - А.Ц.), возвращается на завод, и платить не хотят, - сетует глава первички завода Владимир Кобзев. Отправлена в отпуск на два месяца и половина работников Брянского машиностроительного завода - впрочем, список можно продолжать долго: из 17 предприятий “Трансмашхолдинга” на производстве локомотивов и вагонов специализируется 10, и все они в той или иной степени оказались затронуты отсутствием заказов от РЖД. Всего же, как сообщило руководство “Трансмашхолдинга”, структура, чтобы сохранить производства, планирует уволить около 9 тысяч человек. Кто виноват. Страдает в нынешних условиях не только “Трансмашхолдинг” - об отправке в административные отпуска работников сообщают и из “цитадели стабильности” - “Уралвагонзавода”, который, впрочем, от положения дел на железных дорогах зависит не столь сильно, будучи завязан на гособоронзаказ. В январе приостанавливало работу и другое “системообразующее” предприятие - ОАО “Алтайвагон” (город Новоалтайск). Общий кризис как в вагоностроении, так и в железнодорожных перевозках наметился не вчера, но войне на Украине и последствиям наложенных на Россию санкций, естественно, стоит сказать за его эскалацию отдельное “спасибо”. Примерно на 30% нарастили кредитную ставку для предприятий отрасли банки, и столь же резво выросли цены на металл и другие необходимые материалы - все это, по понятным причинам, едва ли способствует стабильной работе предприятий. Так, еще в ноябре тот же “Трансмашхолдинг” объявил о заморозке контрактов на покупку иностранных комплектующих и техники. А общее сокращение объемов перевозок, наблюдающееся в последние годы и особенно месяцы (чего стоит нашумевшая отмена электричек в регионах) усилили такое явление, как “профицит подвижного состава”. Проще говоря, вагонов и локомотивов на дорогах сейчас существенно больше, чем требуется. Отчасти для борьбы с этим явлением в минувшем году усложнили продление срока эксплуатации вагонов и локомотивов, введя процедуру сертификации прошедшего ремонт подвижного состава. Параллельно РЖД решили продать “на сторону” свои вагоноремонтные депо - во имя избавления от непрофильных активов. Эксперты, впрочем, оценили планы компании скептически. Все это, казалось бы, должно было подстегнуть буксующее машиностроение и стимулировать закупки нового подвижного состава, но этого, как мы видим, не случилось. - РЖД сейчас, по факту, денег не имеет, а кредитоваться в нынешних условиях они не рискуют, - говорит Милосердный. Если верить данным, собранным журналистами газеты “Коммерсантъ”, те самые 100 млрд рублей, которые РЖД должна была направить на покупку локомотивов и которые должен был предоставить монополисту Фонд национальной безопасности, были израсходованы на покупку облигаций федерального займа банком ВТБ. Что делать. Пока, по словам наших респондентов из первичек предприятий “Трансмашхолдинга”, профсоюзы обращаются - сами и по “профсоюзной вертикали” - к власть имущим всех инстанций с просьбами надавить на РЖД, чтобы компания все-таки заключила контракты с производителями и возобновила поставки. - Появилась информация, что правительство рассматривает вопрос активного вмешательства в ситуацию, чтобы у нашего главного потребителя появились средства на приобретение подвижного состава, - комментирует Милосердный гипотетические перспективы. - Согласно программе инфраструктурных проектов, которые будут поддерживаться из Фонда национальной безопасности, эти ресурсы РЖД выделяются. Проблема в том, что это потребует какого-то времени. Если верить все тому же “Коммерсанту”, средства на покупку локомотива должны вернуться компании Владимира Якунина к апрелю. Между тем уже в феврале руководство РЖД решило выставить на продажу блокирующий пакет голландской компании The Breakers Investments B.V. Та, в свою очередь, является единственным акционером “Трансмашхолдинга”. Когда верстался номер. Редакция “Солидарности” обратилась в ОАО “РЖД” с вопросами о причинах сокращения заказов предприятиям-поставщикам и о том, возможно ли возобновление объемов заказов в ближайшее время. Также мы поинтересовались, как компания планирует осуществлять обслуживание подвижного состава, учитывая, с одной стороны, сокращение закупок, с другой - продажу собственных локомотивных депо. На большинство вопросов ответов мы не получили - представители компании предоставили информацию лишь по последнему пункту. Как следует из полученного комментария, ОАО “РЖД” планирует продать две вагоноремонтных компании (ОАО “ВРК-2” и ОАО “ВРК-3”). Третья - ОАО “ВРК-1” - останется в составе ОАО “РЖД” “для поддержания технологической устойчивости железнодорожного транспорта”.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>