В Феодосии обсудили ситуацию с ГУП "Судостроительный завод "Море"

11.03.2015 09:52

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Республика Крым

Населенные пункт(ы): Феодосия

С марта 2014 года производственная деятельность завода "Море" в Феодосии остановилась. 2 марта 2015 года по инициативе профсоюзного комитета трудовой коллектив собрался, чтобы обсудить сложившуюся обстановку с руководством и представителями местной власти.

При наличии крупного зарубежного заказа и полной готовности к его исполнению феодосийский судостроительный завод “Море” уже год не может приступить к работе. На государственном унитарном предприятии Республики Крым до сих пор не завершена процедура оформления необходимых для работы в России документов, а в последние месяцы над судостроителями нависла угроза утраты имущественного комплекса. И дело тут вовсе не в происках украинских властей. Затянувшийся простой. Не только в субтропики Южного берега Крыма, но и в продуваемую степными ветрами Феодосию весна пришла без запозданий. На деревьях распускаются почки и вот-вот должна зацвести алыча. Но в конференц-зале феодосийского судостроительного завода “Море” люди сидят в зимней одежде. В промерзшем за зиму помещении ощутимо холодней, чем на улице. Отапливавшая завод котельная не работает уже давно, сотрудники даже не могут припомнить, когда точно она закрылась. За спинами сидящих в президиуме - порванный во многих местах и заклеенный прозрачным скотчем киноэкран. Прошлой осенью бурей на предприятии выбило стекла, их осколки экран и повредили. Впрочем, стекла в административных помещениях успели вставить, а в цехах - не везде. С марта прошлого года производственная деятельность завода остановилась. 2 марта года нынешнего по инициативе профсоюзного комитета трудовой коллектив собрался, чтобы обсудить сложившуюся обстановку с руководством и представителями местной власти. Собрание открывает председатель профкома Любовь Степунина. То, о чем она рассказывает, людям в зале и без того известно, ее выступление в большей степени адресовано сидящим в президиуме, зал лишь подтверждает ее слова аплодисментами и одобрительным гулом. - Работники уже скоро год не живут, а выживают без работы, без зарплаты. Им ежемесячно нужно где-то находить деньги, чтобы заплатить за садик, за коммунальные услуги, купить хлеб, а детям молоко, - и это на фоне ежедневного повышения цен. Особенно страдают одинокие мамы и молодые семьи с детьми, где оба родителя работают на предприятии. Все терпели, потому что верили в завтрашний день, который в России не может быть плохим. Теперь эта вера рушится. В марте 2014 года на заводе получили положенный аванс, вторая часть зарплаты пришла только в августе. После присоединения Крыма к России “Мисто-банк”, на счетах которого были размещены средства предприятия, прекратил деятельность на полуострове. Так что для погашения образовавшейся с марта по август задолженности по оплате вынужденного простоя пришлось выделять средства из бюджета. Накануне крымского референдума завод “Море” передал китайскому заказчику новенький военный корабль серии “Зубр”. Покупатель исполнил свои обязательства, перечислив в соответствии с контрактом деньги украинской компании “Укрспецэкспорт”. Теперь бывшее руководство предприятия, перерегистрировавшее его в Киеве, пытается получить эти деньги через суд, а в Феодосии прекрасно понимают: в Крым средства уже не придут. При крымском уровне зарплат денег от поставки “Зубра” хватило бы надолго. Так, руководитель одного из структурных подразделений получает, а точнее должен получать, около 10 тыс. рублей в месяц, рабочие - и того меньше. Немного платили и в гривнах, а при переходе на рубли стало совсем мало - в соответствии с указанием нового республиканского руководства перерасчет проводился по заниженному курсу. Без оборотных средств и без необходимых для работы в России документов предприятие функционировать не может. Хотя Китаем заводу заказаны еще два “Зубра”, и произошедшие геополитические изменения на намерения заказчика заплатить за корабли никак не повлияли. - Руководство завода и я лично делаем все, чтобы мы могли работать, - заверил собравшихся директор завода Степан Бойчик. - Свидетельство морского и речного регистра мы уже получили, направлен пакет документов на получение лицензии на проектирование и строительство военной техники. При помощи руководства республики мы ведем переговоры с Минпромторгом, чтобы получить лицензию в упрощенном порядке. Но работников беспокоит судьба главного для них документа - свидетельства о том, что ГУП “Море” имеет производственную базу для осуществления своей деятельности. Убийственная помощь. В июне 2014 года Госсовет республики национализировал имущество завода, а в сентябре в Крыму было зарегистрировано уже российское госпредприятие, на котором теперь официально трудоустроены заводчане. Однако формальный процесс передачи ГУПу имущественного комплекса завода внезапно затормозился после того, как в российском правительстве решили передать его в “доверительное управление” на пять лет Ленинградскому судостроительному заводу “Пелла”. Соответствующий протокол был подписан представителями Минпромторга и Минобороны, а также главой республики Сергеем Аксеновым в конце декабря; в середине января вопрос был согласован с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. - За каждым районом Крыма, за каждым предприятием были закреплены кураторы для того, чтобы помочь нам безболезненно интегрироваться в реальность России, - объясняет первый заместитель министра промышленной политики Крыма Владимир Равич. - Чтобы помочь феодосийскому судостроительному заводу “Море”, появилась “Пелла”. Согласно правительственной “дорожной карте”, передача заводского имущества ГУПу “Море” должна быть отменена, поскольку уже в декабре-январе к управлению заводом планировало приступить созданное “Пеллой” дочернее предприятие - ООО “Каффа-порт”. Компания взяла на себя обязательство восстановить численность работников завода до 1200 человек, провести необходимый ремонт, в 2015 году построить в Феодосии два парома. В планах на следующую пятилетку - выпуск “Зубров” и другой продукции в рамках Рособоронзаказа на сумму 6 млрд рублей ежегодно. Однако дальнейшие действия представителей “Пеллы” вызвали у заводчан серьезные сомнения. В качестве одного из условий передачи имущества ленинградская компания должна была представить крымскому правительству документы о собственном финансовом положении, а также помесячные производственные планы и планы по перечислениям в республиканский бюджет. Пока этого не сделано, а потому завод по-прежнему простаивает. - Что касается вопросов, которые обсуждаются в связи с подписанием “дорожной карты”, никто из этого тайны не делает, так что давайте немножечко подождем, - обращается к собравшимся Владимир Равич. - Чего ждать?! - взрывается в ответ зал. - Нам советуют потерпеть, - берет слово один из рабочих, - но мы уже очень долго терпели. 23 года. И только 6 лет из них работали стабильно - остальное время просто сохраняли фонды. Вам-то хорошо говорить “потерпите”, ведь вы получаете зарплату из бюджета, а мы устали терпеть и хотим работать. Попытку успокоить заводчан предпринимает глава администрации Феодосии Дмитрий Щепетков: - Сейчас есть принципиальное решение - для предприятия формируется госзаказ. Это дает нам уверенность, что завод будет работать. Задача городской администрации - найти для вас какие-то деньги на время, пока нет заказа. Вопрос, будет ли сохранено название завода “Море”, или это будет компания “Пелла”, не мы решаем, это решает Министерство обороны, Министерство промышленной политики, но не это главное, главное - что завод будет обеспечен заказом, а это значит, что будут и зарплаты, и налоги в местный бюджет. Городской глава напомнил также о средствах, которые республиканские власти выделяли на зарплаты заводчанам - сначала в августе, а затем перед Новым годом, когда из накопившейся к тому моменту четырехмесячной задолженности была погашена половина. Сумма серьезная - около 77 млн рублей. Но успокоительные речи Щепеткова настроения собравшихся не изменили. “Нам не гуманитарная помощь из бюджета нужна! - доносится из зала. - Мы сами зарабатывать хотим!”. На трибуну возвращается Любовь Степунина. - В одном из своих интервью спикер крымского парламента Владимир Константинов говорил, как украинские олигархи брали в пользование крымские энергосистемы, - напоминает профлидер, - выжимали их них все деньги, но ничего не вкладывали в развитие. Теперь такая же коммерция нас ждет со стороны “Пеллы”. Трудовой коллектив завода не раз отбивал попытки рейдерского захвата предприятия олигархами Украины. Не прошло и года после воссоединения с Россией - и нас хотят отдать российским олигархам. 20 ноября Рогозиным было принято решение дать нам заказ на производство “Зубров”, а “Пелла” пытается забрать у нас этот заказ. Мы надеялись, что в России не может быть такого, чтоб государство просто бросило работников. Я предлагаю от имени трудового коллектива обратиться к Путину. Подготовленное профкомом обращение с просьбами отменить передачу завода “Пелле”, сохранить его в госсобственности, ускорить процесс оформления лицензий и обеспечить госзаказом зачитывают вслух и принимают единогласно. На этом собрание завершается, а рабочие выстраиваются в очередь, чтоб поставить под документом свои подписи. Крупнейший в мире. Даже в ситуации, когда предприятие уже год как не работает, прогулка по его цехам производит яркое впечатление. Производственные мощности завода готовы к запуску в любой момент - стоит только дать команду. Более того, на предприятии есть и уже построенные корабли, которые по разным причинам остались без покупателя. Например, тот же “Зубр”, крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке. В 2000 году заказ на строительство двух таких кораблей поступил предприятию от греческого правительства. Один корабль был принят на вооружение ВМС Греции, а второй построен, но на его оплату у греков не нашлось денег. Тогда завод оказался в тяжелейшем финансовом состоянии. Зато теперь у его гостей есть возможность полюбоваться на знаменитое судно прямо на стапеле. Первый “Зубр” был заложен в Феодосии в 1983 году. Корабль-амфибия, разгоняющийся до скорости 116 километров в час (или, как говорят специалисты, до 63 узлов), рассчитан на доставку 3 танков, 10 БТР или 500 морских пехотинцев. Способный молниеносно выскакивать на берег, передвигаться по земле и даже преодолевать наземные препятствия в виде рвов и траншей, он и в настоящий момент считается одним из самых совершенных военных судов. Строить такие корабли могут только два предприятия - феодосийский завод “Море” и питерский “Алмаз”. Однако в Феодосии 50-метровый корпус корабля целиком собирают на стапеле, что исключает необходимость подгонки отдельных его частей, обеспечивает большую прочность и ускоряет сроки строительства. В 2009 году четыре “Зубра” были заказаны предприятию правительством КНР. А в марте 2013 на заводе состоялась торжественная церемония передачи первого корабля заказчику. Для его строительства после долгого перерыва работникам “Моря” пришлось приложить много усилий, чтобы заново наладить технологический процесс. Над вторым работалось проще и быстрей - Феодосийский залив судно покинуло в марте 2014-го. Еще два корабля в соответствии с контрактом специалисты завода должны были собирать на китайской верфи, доставив на нее все комплектующие, но тут вмешалась большая политика. За 77 лет своей истории “Море” выпустило более 600 гражданских и более 300 военных судов. К концу советской эпохи на крупнейшем в стране предприятии по производству высокоскоростных судов на подводных крыльях и воздушной подушке трудилось 5 тыс. человек. Впрочем, широкой славы завод не получил. Из-за своего военного профиля долгое время он был засекречен, а заводской поселок, который сейчас называется Приморский, вместо названия имел только номер почтового ящика. Для сотен тысяч ежегодно прибывающих сюда туристов Феодосия знаменита прежде всего своими пляжами, музеями и памятниками средневековой архитектуры, хотя в действительности экономическое благосостояние района всегда зависело не столько от туристов, сколько от работы промышленных предприятий. Именно за счет “Моря” в Феодосии построены новая набережная и множество других рекреационных объектов, большинство которых сейчас пришли в упадок, несмотря на стабильно высокий турпоток. Скоростные суда строят из легких металлов - титана и алюминия. Для работы с такими материалами требуются особые технологии и высококвалифицированные кадры. Разработанные инженерами завода методы сварки уникальны - не зря китайцы настаивали на сборке двух кораблей на своей территории: чтобы заодно и научиться. В 60-е годы завод принимал участие в советской космической программе - здесь строили спасательные лодки для летчиков и космонавтов. Сброшенная на воду алюминиевая лодка автоматически отбрасывала парашютные стропы и благодаря функции дистанционного управления направлялась к терпящему бедствие человеку. Самое известное детище “Моря” - речные пассажирские теплоходы на подводных крыльях “Ракета”, которые использовались в качестве общественного транспорта во многих городах бывшего СССР, а также в Англии, Германии, США и ряде других стран. Экспериментальное производство “Ракет” началось на нижегородском заводе “Красное Сормово”, а серийный их выпуск осуществлял феодосийский завод. Всего с 1959 по 1976 год здесь построено 389 “Ракет”, некоторые из них до сих пор используются в качестве прогулочных судов на Москве-реке. Теплоходам “Циклон” и “Олимпия”, которые должны были придти на смену “Ракетам”, так и не довелось попасть в серийный выпуск из-за экономических сложностей 90-х. Однако завод по-прежнему готов начать их строительство. Из всех используемых в мире пассажирских судов на подводных крыльях 40% построены именно в Феодосии. Корабли завода закупили 40 стран мира. Опасная красота. Когда судно построено и готово к испытаниям, через огромные ворота выходит оно по рельсам из сухого дока, а затем по наклонной площадке спускается на воду. Вид, открывающийся за воротами, знаком многим. Широкая дуга Феодосийского залива, упирающаяся в мыс святого Ильи, запечатлена на нескольких картинах жившего поблизости Ивана Айвазовского. Искусственная гавань для защиты спускаемых кораблей, расположенная в столь живописном месте, - сама по себе ценный актив, приватизировать который не раз пытались за последние 23 года. Приватизировать, чтобы распродать заводское оборудование на металлолом, а в гавани устроить стоянку для прогулочных яхт. Реализации такого сценария заводчане опасаются больше всего. Тем более и название зарегистрированного “Пеллой” в Крыму юридического лица вызывает именно такие ассоциации. Почему именно “Каффа-порт”? Почему нигде не фигурирует слово “завод”? Ленинградское судостроительное предприятие “Пелла” расположено на берегу Невы, ниже по течению которой находятся Ивановские пороги, препятствующие прохождению по реке судов глубокой осадки. Так что строить морские корабли здесь невозможно. Однако в 2011 году компания приобрела 20 га земли ниже порогов для возведения здесь нового заводского комплекса, рассчитанного на выпуск 10 морских судов в год. Комплекс открылся в октябре 2014 года в присутствии министра обороны Сергея Шойгу. В ноябре Дмитрием Рогозиным принято решение о заказе феодосийскому заводу “Зубров”, и почти сразу же руководство “Пеллы” изъявило желание взять “Море” под опеку. Даже если “Пелла” действительно собирается строить корабли в Феодосии, прозвучавшие в личной беседе председателя крымского профкома с представителями питерского предприятия планы все равно не устраивают работников. Например - назначить всем двухмесячный испытательный срок, по итогам которого кто-то останется работать на заводе, а кто-то - нет. Или намерение выплатить работникам задолженность по зарплате только с января 2015 года, предоставив изыскивать средства на погашение задолженности за два месяца 2014 года местным властям. - Если бы такие события происходили, когда Крым относился к Украине, мы бы давно уже устроили митинг или трассу перекрыли, - говорит Любовь Степунина. - Сейчас мы не хотим подводить Россию, давая повод украинской прессе писать, будто бы мы сожалеем о том выборе, который сделали год назад. Но люди устали ждать и терпеть, поэтому мы и отправили свое обращение к Путину. Надеемся, что в Москве нас услышат.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>