Профсоюзный автопробег достиг Грозного
Источник: www.solidarnost.org
Территория: Чеченская Республика, КФО, Республика Калмыкия
Профсоюзный автопробег Москва - Магадан достиг крайней южной точки намеченного маршрута, Грозного, и повернул на северо-восток.
Профсоюзный автопробег Москва - Магадан достиг крайней южной точки намеченного маршрута, Грозного, и повернул на северо-восток. Корреспондент “Солидарности” продолжает следить за одной из самых масштабный профсоюзных агитационных акций последнего десятилетия изнутри штабного автомобиля. Продолжение. Начало в "Солидарности" № 10, 2015 Хорошо жить в век мобильных телефонов и эвакуаторов. Ночевка на 666-м километре пути из Прохоровки в Ростов из-за аварии “Хантера” отменяется, и ночью с 9 на 10 марта мы оказываемся-таки на месте. Многострадальный УАЗ с экипажем остается в городе на ремонт, чтобы догнать нас позже. В Ростове начинается наиболее ответственная часть автопробега. К нам вновь присоединяется Михаил Шмаков - он поведет колонну до конца первого, мемориального этапа пробега, который должен завершиться в Волгограде. За время стоянки и митинга в Ростове на смену “Хантеру” в состав колонны вливаются два новых экипажа из Пятигорского курортного объединения: еще один УАЗ Patriot (позывной “Джигит”) и “тойота” (позывной “Кавказ”). Приняв пополнение, берем курс на Керченскую переправу. Крым. В небольшом Крыму звезду Героя дали двум городам - Севастополю и Керчи. Осенью 1941 года немецкие войска прорвали советскую оборону на Перекопе и сильно продвинулись вглубь полуострова. Через Керченский пролив лежал кратчайший для немцев путь на Кавказ, а значит, к нефти Каспия. В ноябре 1941 года город Керчь был оккупирован. Советские войска неоднократно предпринимали отчаянные операции, чтобы освободить город и открыть плацдарм для контрнаступления в Крыму. Одной из них стала Керченско-Феодосийская десантная операция декабря 1941 года. Основной удар тогда пришелся на Феодосию, были высажены десанты в Евпатории и Судаке - но керченский десант проходил особенно тяжело. Бойцы высаживались прямо в зимнее море, и многие погибли не от пуль противника, а от переохлаждения в ледяной воде. Керченский полуостров был отбит - но контрнаступление захлебнулось. Между тем сопротивление немцам в Керчи буквально ушло под землю: остатки войск Крымского фронта, не сумевшие отойти в Тамань, и местные жители заняли оборону в Аджимушкайских каменоломнях близ города. Оборона катакомб, несмотря на дефицит воды, боеприпасов и продовольствия и очевидную безнадежность положения обороняющихся, держалась до октября 1942 года. Окончательно освобождена Керчь будет очередным десантом 11 апреля 1944 года - бойцам этого десанта поставлен памятник на древней горе Митридат над городом. Возложив цветы к керченскому мемориалу, колонна выдвигается на Симферополь, где также запланирован митинг, и затем дальше, к Севастополю. Севастополь выделяется даже в ряду других городов-героев: память о двух оборонах (первая - во время Крымской войны) здесь является основой местной идентичности. Тому причиной и местная пассионарность, из-за чего город всегда стоял особняком даже от остального Крыма, не говоря уж про Украину. “Вторая оборона” Севастополя была не менее трагична, чем первая, описанная еще Толстым. Взятый в осаду осенью 1941 года, город держался около полугода, несмотря на двойной перевес сил в пользу немцев и непрерывные обстрелы. Командующий осаждавшей город 11-й армии вермахта Эрих фон Манштейн признавал: нигде больше на фронтах той войны немцы не применяли артиллерию в таких масштабах. К концу июня 1942 года немцам удалось захватить господствующие высоты и перекрыть путь доставки боеприпасов осажденным. Город было решено оставить - но приказа эвакуировать войска так и не поступило, да и не было уже такой возможности: вывезти смогли лишь командный состав и партийное руководство. При защите Севастополя погибли более 200 тысяч бойцов - население целого областного центра. К прибытию нашей колонны в Севастополь начался дождь - но собравшиеся на приветственный митинг люди расходиться и не подумали. Шмаков привез в подарок местным профактивистам комментарии к российскому ТК - с Нового года здесь окончательно введено российское законодательство. Правда, по факту и в Республике Крым, и в Севастополе, который стал городом федерального подчинения наряду с Москвой и Петербургом, еще долго будут жить “надвое”: у многих, говорят, из российских документов пока есть только паспорта. Об особенностях переходного периода беседую после митинга с Вадимом Богачевым, замглавы Севастопольского объединения организаций профсоюзов по вопросам правовой работы. Полный перевод целого региона в правовую систему другой страны - процесс более сложный, чем может показаться, требующий принятия массы местных нормативных актов. Законодатели, рассказал замглавы объединения, просто не успевают справляться с объемами работы. Этим, например, обусловлены случающиеся здесь перебои с выплатами пособий. Кроме того, пока так и не заработала вновь система трипартизма: нет регулирующих документов. Впрочем, оговоривается Богачев, “это временные трудности”, соответствующий закон уже в разработке. Вторая проблема - смена собственников и перерегистрация предприятий: по крайней мере в Севастополе обычная перерегистрация с сохранением правопреемства, по словам Богачева, почти не проводилась. Читателям “Солидарности” должна быть памятна история работников Севастопольского рыбного порта, подпавшего под “ликвидацию с укрупнением” через присоединение бывшего украинского предприятия к созданному единому ГУП “Севастопольский морской порт”. Для коллектива она обернулась приказом о сокращении части персонала и резким падением заработных плат у остальных. По словам нашего собеседника, ситуация в порту остается напряженной и по сей день, перед работниками накопилась крупная задолженность по зарплате, и как ее гасить, никто не знает: - На сегодня речь идет о 27 млн рублей. Механизмов, чтобы погасить задолженность, нет: вновь созданное предприятие находится под санкциями и может позволить себе лишь текущие расходы. С другой стороны, всячески подчеркивается, что новое предприятие не является правопреемником и не несет обязательств по долгам старого. Руководители нового предприятия обещали справиться с проблемой - но время идет, а движения пока никакого нет. Еще один нюанс нынешнего положения - неясный статус частных предприятий с украинскими собственниками: - В свое время градообразующим предприятием у нас был Севастопольский морской завод, дававший работу девяти тысячам человек, - говорит Богачев. - Он принадлежит президенту Украины. Однако деньги в завод не вкладывались, и производство тихо умирало, так что к марту прошлого года там оставалось лишь около трехсот работников. Буквально неделю назад было принято неоднозначно воспринятое решение о национализации этого предприятия, и на нем был сменен руководитель. Благодаря этому появились некоторые надежды на возрождение производства. Богачев считает: такого решения ждут еще около 20 - 30 предприятий в городе - вопрос об их национализации также рассматривался местным Заксобранием. Правда, депутаты в какой-то момент спохватились: по российскому законодательству такие действия, пусть даже направленные в конечном счете на благо умирающих производств, можно расценить как рейдерство. Кавказ насквозь. Керченская переправа, к счастью, не приносит сюрпризов - плотно сверстанный график пробега на них не рассчитан. Нам удается выдерживать дневные планы - но почти ежедневно выбиваемся из графика минимум на пару часов, добираясь к местам ночевки уже за полночь. Но митинги по пути никто не отменял. Почти все они проходят примерно по одному сценарию: выступления местных профлидеров, Михаила Шмакова и зампреда ФНПР Евгения Макарова, ветеранов, представителей “от молодежи” и - опционально - от местной власти. Затем - возложение цветов. Шмаков в каждом выступлении останавливается на недопустимости переписывания истории войны: - Это наша победа, - раз за разом говорит он, - и мы ее никому не должны отдать. Новороссийск - предпоследний, не считая Волгограда, город-герой на пути колонны. “За бортом” в этот раз остаются Смоленск, Мурманск и Петербург. Впрочем, ленинградец Евгений Макаров, возглавляющий колонну, последнее упущение отчасти компенсирует своим присутствием. Во время немецкого наступления на Кавказ Новороссийск был оккупирован неприятелем, устроившим в городе почти неприступный укрепрайон. Отбить город обратно казалось малореалистичной задачей: сделать это можно было лишь с нескольких небольших, слабо защищенных от неприятельского огня плацдармов, одним из которых была ставшая знаменитой Малая Земля. В сентябре 1943 года, после нескольких отчаянных попыток вернуть контроль над портом, оказалось, наконец, что невозможное возможно, и после успешной десантной операции город был освобожден; оголилась оборона немецко-румынской кавказской группировки. Скольких жизней стоила эта отчаянная операция, остается неизвестным до сих пор. Яростно пыхтя вынесенной вверх выхлопной трубой, больше похожей на трубу от буржуйки или самовара, прикатывается на набережную Новороссийска отремонтированный “Хантер”. - Полевая кухня доехала, - радуются возвращению блудного УАЗа остальные участники пробега. Ядро колонны снова в сборе - идем на юг. Крайняя точка пробега на Черноморском побережье - Сочи. В 1942 - 1943 годах город оставался ближним тылом. Боевых действий здесь не велось, но здравницы и курорты стали госпиталями для тысяч солдат, раненных в боях за Кавказ. В городе стоит необычный, и поэтому вдвойне цепляющий, мемориал: военный хирург над раненым солдатом, с мраморным лицом, будто одеревенелым от усталости, поднял руки в перчатках в ожидании скальпеля и зажима для продолжения операции. Чем дальше на Кавказ, тем более весомым событием мы кажемся и принимающей стороне, и сами себе (сказывается присутствие в колонне профлидера страны № 1). В Майкопе, куда мы прибыли ближе к вечеру 13 марта, впервые за все время нашего маршрута на приветственный митинг явился лично глава республики - Аслан Тхакушинов. “Агитпоезду” предстоит проехать Кавказ насквозь за день. В Черкесске, куда мы добираемся ночью с 13 на 14 марта, со Шмаковым, несмотря на поздний час, встречается глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. Наутро, после митинга в городе, движемся в Пятигорск, где нас встречает неожиданно массовая и хорошо организованная акция. Здесь наша колонна опять прирастает, на сей раз экипажем от Пятигорской канатной дороги (позывной - “Канатка”). В Нальчике на пути автопробега уже перекрывают улицы полицейские; на акцию памяти приходит руководитель администрации главы Кабардино-Балкарии Владимир Битоков. Во Владикавказ, столицу Северной Осетии, добираемся уже в темноте. Кавказ есть Кавказ: колонну у Вечного огня на владикавказском мемориале Славы венчает скульптура Уастырджи - святого Георгия, образ которого у горцев соединил черты христианского великомученика и древнего мужского божества, покровителя путников и воинов. Людей, несмотря на поздний час и изрядное опоздание колонны по техническим причинам, много: профактивисты, члены молодежных организаций, ветераны, старейшины. И даже телевидение тут. Ингушский Магас - самый молодой в России столичный город, выстроенный, подобно бразильскому Бразилиа, с нуля на новом месте в 1990-х - 2000-х. В Магасе акция запланирована более скромная, но Михаила Шмакова, опять же, ждет встреча с главой республики Юнус-Беком Евкуровым. Здесь память о войне имеет свою специфику: в 1944 году ингушей, как и чеченцев, балкарцев, карачаевцев и калмыков, обвинили в “сотрудничестве с оккупантами” и депортировали в Казахстан. Правых и виноватых не разбирали: под каток репрессий попали и фронтовики, солдаты и офицеры, и члены их семей. Мемориал памяти, возведенный в Магасе, посвящен не только павшим на войне, но и погибшим в депортации. Впрочем, ингушские старейшины и ветераны, с подчеркнутым радушием встретившие автопробег, предпочли в своих выступлениях обойти больную тему. Ночь с 14 на 15 марта мы встречаем в Грозном, где снова митинг - на сей раз у мемориала Ахмат-Хаджи Кадырова. Здесь - крайняя южная точка нашего маршрута. Передвижение автоколонны по Чечне имеет свои нюансы: в Шелковском районе, например, дорогу на пути автопробега перекрыли местные профактивисты и представители местной администрации. С плакатами, флагами, приветствиями, музыкой. И с традиционными тонкими пирогами “хингалш” в качестве приветствия гостям: минуя накрытый стол, не проедешь. Впрочем, за время движения по Кавказу мы уже успели привыкнуть к пышным встречам. От Шелковской по пути колонны начинаем замечать улыбчивых ребят в сером полицейском камуфляже с автоматами на изготовку. Стоят в прямой видимости друг от друга чуть ли не до самой границы с Дагестаном. Плохих новостей из Чечни - за вычетом недавней осады Дома печати, ставшей в отстроенном и обновленном Грозном громом среди ясного неба, - давно не было. Но с головы гостя волос упасть не должен - таков закон. В Калмыкии - ветер, бездонное небо и песок на зубах. Водители нашего штабного “фольксвагена”, Владимир и Алексей, пытаются бороться со снотворным эффектом плоской, как стол, степи, искусно подкалывая друг друга. Потом приходит время увлекательных экскурсий: “Посмотрите направо, вы видите солончаковую прикаспийскую степь. Посмотрите налево - вы видите, что характерно, то же самое”. Помогает ненадолго. Суровый командир Евгений Макаров, все эти дни не дававший экипажам спуску, вдруг оттаивает и устраивает для колонны концерт по заявкам из ноутбука по радиосвязи. Идет в ход неизменный Высоцкий: “Мой друг уехал в Магадан, снимите шляпу...”. К ночи резко холодает. Расслабившимся в Крыму и Сочи экипажам, кажется, придется вспоминать, куда спрятаны зимние куртки. Когда автоколонна на следующий день, миновав Астрахань и проведя акцию памяти там, прикатывает к месту проведения митинга в Волгограде - центральном пункте первой части маршрута, и вовсе начинает мести метель. Волгоградские ветераны вручают Шмакову копию того самого штурмового флага Идрицкой стрелковой дивизии, который был водружен над Рейхстагом и стал знаменем Победы. А экипажи пока ждет день отдыха: ремонт машин, экскурсии и встречи с участниками войны и профактивистами. Далее бросок на Восток - через Урал в Сибирь и еще дальше, к Охотскому морю. Если верить GPS, пройдено около 4000 километров - почти одна треть пути уже позади. Продолжение следует. “А” - справка. Профсоюзный трансроссийский автопробег посвящен трем датам: 70-летию Победы, 110-летию легализации профсоюзов в России и 25-летию ФНПР. Колонна стартовала 7 марта с Манежной площади в Москве; маршрут проходит по 40 регионам страны: по Черноземью, Крыму, Кавказу, Поволжью, Уралу, Сибири и Дальнему Востоку с финишем в Магадане. Первая часть маршрута построена в мемориальной логике и проходит прежде всего по памятным местам войны, городам-героям и городам воинской славы. Это уже не первый автопробег, организованный ФНПР: десять лет назад, в год 100-летия легального профсоюзного движения в России, возглавленная Михаилом Шмаковым агитационная автоколонна прошла от Калининграда до Владивостока.
Карта конфликтов
Последние сообщения >>
-
24.12.2024 23:00
Строители компании "СиАрСиСи Рус" в Нижегородской области объявили забастовку из-за невыплаты зарплат -
24.12.2024 14:48
Выросла средняя зарплата работников в Менделеевском районе Татарстана -
24.12.2024 11:31
Председатель правительства Иркутской области подписал распоряжение об индексации окладов бюджетников -
24.12.2024 08:34
Департамент труда и занятости Тюменской области представил данные о запланированных сокращениях работников -
24.12.2024 07:00
В Государственной Думе РФ предлагают закрепить в Трудовом кодексе выплату 13-й зарплаты -
24.12.2024 00:33
На Челябинском электрометаллургическом комбинате заключен новый коллективный договор -
24.12.2024 00:14
В профсоюзной организации авиаработников «Владивосток» подвели итоги работы -
23.12.2024 20:46
Утверждены регионы для проведения федеральных этапов конкурса «Лучший по профессии» -
23.12.2024 18:44
Департамент соцзащиты ЯНАО сообщил об увеличении прожиточного минимума -
23.12.2024 14:57
Предприятиям УФО требуется более 152 тыс. работников
В стране и за рубежом >>
-
17.12.2024 14:48
Правительственная межведомственная рабочая группа обсудила ситуацию на рынке труда -
21.12.2024 10:42
Профсоюз работников Starbucks объявил забастовку в США -
20.12.2024 21:01
Забастовку объявили работники семи распределительных центров компании Amazon -
18.12.2024 00:00
Исполком крупнейшего общероссийского объединения профсоюзов обсудил реализацию молодёжной политики -
16.12.2024 17:12
Правительство РФ направляет 10 млрд рублей на индексацию зарплат медработников -
20.12.2024 19:06
Крупнейшее общероссийское объединение профсоюзов выступает против увеличения длительности рабочего дня -
20.12.2024 20:40
Volkswagen и профсоюз достигли компромиссов по сохранению заводов -
20.12.2024 20:24
Французский финансовый холдинг UBS может сократить работников -
14.12.2024 12:46
Правительство утвердило постановление о дополнительных "северных надбавках" -
13.12.2024 12:14
Всеобщая конфедерация профсоюзов обсудила проблемы трудовой миграции и защиту трудовых прав
Сайт «Социально-трудовые конфликты» - информационный и коммуникационный ресурс основной целью которого является предоставление государственным и общественным институтам, организациям, учёным и специалистам, а также частным лицам актуальной и достоверной информации о социально-трудовых конфликтах.
С помощью современных технологий мы анализируем объективную и точную информацию.
Все права на сайт защищены и охраняются законодательством РФ.
При использовании оригинальных материалов сайта гиперссылка на сайт "Социально-трудовые конфликты" обязательна.