В РФ может появиться новый профсоюз, число участников которого превысит миллион

25.03.2015 13:37

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

В РФ может появиться новый профсоюз, число участников которого превысит миллион. Возможность создать единую организацию обсуждают в профсоюзах работников машиностроения, судостроения, а также оборонной и авиационной промышленности.

В России может появиться новый профсоюз, число участников которого превысит миллион. Столь внушительная организация образуется в том случае, если переговоры шести общероссийских профсоюзов об объединении завершатся успехом. Плюсов в таком шаге более чем достаточно. Главные же проблемы, затрудняющие объединение, носят в основном экономический и кадровый характер. Воедино созвать. Стремясь стать сильнее и действеннее, ряд общероссийских профсоюзов задумались об объединении своих структур. Возможность создать единую организацию обсуждают в профсоюзах работников машиностроения, судостроения, а также оборонной и авиационной промышленности. По мнению профлидеров, такой шаг позволит создать общероссийский профсоюз численностью более миллиона человек. Столь крупная организация может стать основным представителем работников в переговорах с Министерством промышленности и отраслевыми работодателями. О возможности объединения и препонах, стоящих на этом пути, “Солидарность” побеседовала с председателями профсоюзов, готовых говорить о слиянии. - Мы в профсоюзе работников оборонной промышленности всегда считали, что вместе можно работать значительно продуктивнее и эффективнее, - говорит Андрей Чекменев, председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности, насчитывающего более 300 тысяч участников. - К объединению есть абсолютно объективные предпосылки: за прошедшие годы численность каждого профсоюза сократилась в несколько раз. Ничего не поделаешь, за счет уменьшения количества работников предприятий, да и числа самих предприятий, профсоюзное членство упало. Но не сама численность как таковая, конечно, осложняет жизнь, а то, что средние звенья профсоюзов, территориальные организации, в большинстве своем не могут теперь в полной мере исполнять свои функции. Не хватает специалистов. И вот в случае объединения, в случае возвращения значительной численности мы можем возродить нормальную структуру среднего звена. Еще одна существенная деталь, на которую обратил внимание председатель Оборонпрофа, - это взаимодействие с представителями правительства. По его словам, ранее общероссийские профсоюзы работали с конкретными министерствами, сейчас же такое четкое разграничение отсутствует, что создает определенные проблемы. Да и вести беседу с работодателями объединенному промышленному профсоюзу было бы куда эффективнее. - Многие вертикально интегрированные структуры, холдинги, корпорации зачастую объединяют предприятия из прежде совершенно разных отраслей, и первичные организации в них представляют разные профсоюзы, - продолжает Андрей Чекменев. - Есть холдинги, где действуют три-четыре профсоюза. Конечно, мы как-то выходим из этого положения, создаем единые представительные органы, советы председателей и так далее... Но это выкручивание. Было бы правильнее, если бы все организации в промышленных холдингах были представлены единым профсоюзом. Это другой уровень разговора с работодателями, другой уровень социального партнерства. Основные переговоры об объединении, рассказывает Чекменев, ведутся в рамках рабочей группы, возглавляемой председателем Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николаем Соловьевым (получить его комментарий к этой публикации, к сожалению, не удалось). Рабочая группа ведет обсуждение уже в течение нескольких месяцев и находится в поиске решения различных технических проблем. Ведь перед тем, как объединиться, профсоюзам необходимо выработать единую финансовую политику, единый подход к структуре территориальных организаций и т.д. Очередное заседание рабочей группы должно состояться 31 марта. О перспективах и сложностях. - Переговорный процесс действительно идет, мы в нем участвуем. Но окончательного решения еще не принято, - сообщил Алексей Буланов, председатель Российского профсоюза работников судостроения. - Это весьма актуальная проблема. Большинство российских профсоюзов теряют членство. Многие профсоюзы довольно малочисленны и, соответственно, финансово слабо состоятельны, чтобы в полной мере обеспечивать ту работу, которую необходимо вести. Эти факторы и подводят нас обсуждению возможности объединения. Думая о будущем профсоюза, об интересах наших участников, мы поняли, что заинтересованы в том, чтобы прийти к общему знаменателю. Чтобы наш переговорный процесс по возможности увенчался успехом. Общая численность Российского профсоюза работников судостроения - около 45 тысяч человек. По стране профсоюз представляют восемь территориальных организаций. И, по мнению Буланова, главные барьеры, которые необходимо преодолеть в переговорах об объединении, - это финансовое и кадровое взаимодействие. - У всех разная финансовая политика, разные отчисления от первичных профсоюзных организаций в территориальные представительства и в ЦК. Проценты от собранных взносов могут различаться в разы, и здесь довольно трудно найти какой-то общий знаменатель, - говорит Буланов. - У нас, например, первички отчисляют в ЦК 21%. А вот в территориальные организации взносы от первичек разные, от 2% до 20%, в зависимости от того, какое решение было принято на соответствующем заседании. В остальных профсоюзах все обстоит иначе. Другой вопрос - кадры. Людей из ЦК и из территориальных организаций необходимо будет трудоустраивать. Все это нужно согласовывать и решать. В другом родственном отраслевом профсоюзе, представляющем интересы более 40 тысяч корабелов, тоже согласны с необходимостью объединения. Как рассказал “Солидарности” Евгений Васильев, председатель Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники, пока вырабатываются принципы и единые подходы к процессу объединения: - Численность падает. Каждый профсоюз становится все меньше и меньше. Нам нужно увеличивать численность. Но слишком разные подходы к формированию смет, к формированию руководящих органов, чтобы быстро выработать единую структуру и начать процесс объединения. Надеюсь, к концу года будут конкретные наработки. Если отстаивать не свои личные интересы, а смотреть на перспективу, такое объединение, конечно, необходимо, и к бабке не ходи. Миллион - это величина, с которой будут считаться и правительство, и работодатели, и все прочие. Заместитель председателя профсоюза машиностроителей РФ Валерий Кирюшенков прокомментировал информацию о возможности объединения следующим образом: - Я сам в комиссии не участвую, но знаю, что идет активное согласование позиций по финансовому вопросу. Разница в положениях о перечислении взносов в территориальные объединения, в центральные комитеты - присутствует. Сейчас стороны ищут консенсус. По мнению Кирюшенкова, укрупнение направлено в первую очередь на то, чтобы повысить влияние профсоюзов на работодателей и облегчить работу с правительством. Да и солидарные действия столь большой организации будут выглядеть куда внушительнее. - В процессе объединения мы ни в коем случае не должны потерять наших людей, - считает председатель профсоюза работников АСМ Андрей Фефелов, представляющий на федеральном уровне 350 тысяч участников своей организации. - Мы должны использовать имеющийся кадровый потенциал в новом профсоюзе. Это же шесть отраслей! У каждого из наших профсоюзов своя специфика, в которой новому человеку будет очень сложно разобраться. Я думаю, особых кадровых потерь не будет. Наоборот, чтобы сыграть на объединении, нужно друг другу подставлять плечо, помогать. Есть и еще один сложный момент, о котором упомянули сразу несколько представителей общероссийских профсоюзов. При создании новой организации участники старых структур вынуждены будут переписывать заявление на вступление в профсоюз. Это, как полагают эксперты, может привести к некоторому падению суммарной численности: как известно, к заполнению любых бумаг и всяческим перерегистрациям жители России относятся с некоторым скепсисом. Впрочем, по мнению профсоюзных лидеров, уход людей, состоящих в профсоюзе “для галочки”, даст и положительный результат. Членство в новом профсоюзе, объединяющем ключевые отрасли российской промышленности, будет абсолютно осознанным, что даст дополнительный стимул к развитию организации.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>