Интервью с руководителем департамента социального развития аппарата крупнейшего общероссийского профсоюзного объединения

09.04.2015 11:01

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

Интервью с руководителем департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России К.Добромысловымо рисках, которые возникнут в случае принятия закона, предусматривающего новую схему формирования пенсий граждан, работающих на “вредной” работе и имеющих право на получение досрочной пенсии.

Минтруд разработал законопроект, предусматривающий новую схему формирования пенсий граждан, работающих на “вредной” работе и имеющих право на получение досрочной пенсии. Если закон будет принят, то обеспечивать работников досрочными пенсиями будут негосударственные пенсионные фонды (НПФ) при софинансировании государством. Руководитель департамента социального развития аппарата ФНПР Константин Добромыслов рассказал “Солидарности” о рисках, которые возникнут в случае принятия закона. Облегчение жизни. Реформирование института досрочных пенсий - дело трудоемкое и затратное. Его вполне можно сравнить с сизифовым трудом. Новый законопроект Минтруда - очередная попытка улучшить условия заслуженного отдыха людям, отработавшим значительную часть жизни на вредном производстве. В пояснительной записке разработчики обещают, что будущий закон планомерно, этап за этапом, увеличит размер общего уровня пенсионного обеспечения граждан, занятых во вредных и опасных условиях труда. Работодатели, как предполагается, тоже должны будут выиграть от нового закона. Ведь сейчас они обязаны платить Пенсионному фонду помимо общих страховых 30% еще дополнительно 4 - 8% от зарплаты досрочника - в зависимости от тяжести и опасности выполняемого им труда. Если законопроект будет принят, работодателям более не придется уплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР. Вместо этого им нужно будет заключить с НПФ контракт и переводить туда из собственных средств страховые взносы - об их размере работодатель сможет договориться с тем же НПФ. Правда, помимо фиксированных 30% в ПФР это может быть не менее 2% от зарплаты сотрудника для предприятий, условия труда на которых отнесены к вредному классу, и не менее 4% - к опасному. Законотворцы предлагают и самим досрочникам за свой счет вносить в НПФ дополнительные средства в рамках программы, действующей на предприятии. Для работников, трудящихся на подземных работах и в горячих цехах, такой взнос составит 4% заработка. Для прочих вредных производств - а это работа в летном составе гражданской авиации, рабочими и мастерами на лесозаготовках, водителями автобусов, троллейбусов, трамваев на городских регулярных маршрутах и так далее - 2% заработной платы. НПФ, в свою очередь, возьмут на себя обязательство платить гражданам, в отношении которых заключен договор, пенсию с момента выхода на заслуженный досрочный отдых и до момента достижения общеустановленного пенсионного возраста (пока это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Как быть государству. Делая по этой схеме дополнительные взносы за свой счет, “вредник” получит право на господдержку - так называемое софинансирование. То есть к внесенным им средствам будут добавляться деньги из госбюджета. Если стаж работы гражданина на вредном производстве превысил срок, который законодательно необходим для досрочного выхода на пенсию (например, на подземных работах и в горячих цехах не менее 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин), то на каждый внесенный гражданином рубль государством будет добавлен еще один. Для “вредников” с небольшим стажем на каждый рубль государство добавит четыре. В результате могут получиться немалые суммы, и возникают сомнения, готово ли государство в кризисное время к подобным дотациям. Реализация данной программы господдержки рассчитывается не более чем на 10 лет, а кроме того правительство обозначит лимит ежегодного взноса, который может направляться на софинансирование досрочной пенсии. Осуществляться софинансирование будет по запросу из НПФ в ПФР; последний в свою очередь сделает заявку в федеральный бюджет о переводе оттуда необходимой суммы. После того как из федерального бюджета деньги поступят в Пенсионный фонд, они будут перечислены фонду негосударственному, а затем на счет пенсионерам. Законопроект рассчитан на длительное время - до 2035 года. Если закон будет принят, первый этап его реализации начнется с 1 июля 2015 года и распространится исключительно на работников, которые полностью отработали стаж, установленный законодательством для выхода на пенсию. Досрочная негосударственная пенсия для таких граждан станет прибавкой к досрочной страховой пенсии по старости. На втором этапе, который разработчики намерены запустить с 2016 года, все остальные категории “вредников” получат право на вступление в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. Из уст экспертов. “Известия” опубликовали комментарии отвечающего за законо-проект директора департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игната Игнатьева, советника объединения работодателей “Желдор-транс” Вячеслава Батаева и заместителя исполнительного директора НПФ “Благосостояние” Ивана Волкова. По их словам, система станет “долгожданным и существенным стимулом к развитию корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения с потенциальным охватом более трех миллионов участников”. Они обещают, что предлагаемые изменения позволят досрочно достичь суммарного коэффициента замещения пенсией той заработной платы, которую получал гражданин, в размере около 40%. Сейчас этот коэффициент составляет 35 - 37%. Однако заявления вроде того, что предприятие получит “прозрачную систему финансирования пенсий именно своих работников, которую впоследствии сможет надстроить с учетом стоящих кадровых задач”, вызывают сомнения некоторых экспертов. Например, руководитель департамента социального развития аппарата ФНПР Константин Добромыслов опасается, что “мы натолкнемся на те же грабли, как и в случае с обязательным пенсионным страхованием в отношении накопительного элемента”. - Заниматься пенсионным формированием будут негосударственные пенсионные фонды. То есть Минтруд предлагает пойти по пути индивидуально-накопительной схемы, подразумевающей государственное софинансирование. Но такие “пряники”, как наследование пенсионных накоплений, сделают пенсионную систему неимоверно дорогой, - считает Константин Добромыслов. - Необходимо, чтобы тариф был очень высоким, хотя сами выплаты могут при этом оказаться не слишком большими. И надо учитывать, что доверять пенсионное формирование коммерческим структурам - это огромные инвестиционные риски. В сегодняшней ситуации они особенно актуальны - то есть люди могут вообще остаться без пенсии. Если правительство примет законопроект Минтруда, мы снова отойдем от принципа гарантированности получения пенсии. Ведь действующий закон о гарантированности пенсионных выплат дает эти гарантии лишь в плане возврата средств в номинале. По закону это будет, например, 10 тысяч рублей, а реально, по покупательной способности, - 150 рублей. Необходимо внимательно рассмотреть данные факторы, чтобы понять, насколько опасна может оказаться создаваемая система. Сплошные неясности. Кроме того, как отметил Добромыслов, в пояснительной записке к законопроекту говорится, что будущий закон должен регулировать отношения работодателей и работников, трудящихся в опасных и вредных условиях, однако в самом законопроекте об этом не упоминается. Позиция профсоюза по этому вопросу такова: если человек работает во вредных и опасных условиях, он должен быть застрахован от возможных рисков утраты трудоспособности. И такая необходимость - императив, вне зависимости от желания работодателя или работника. - Мы изучаем новый законопроект, но возникает очень много концептуальных вопросов. Например, все ставится на диспозитивную, то есть договорную основу, и говорится о добровольном вступлении в правоотношения по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Соответственно, получается, что работодатель тоже обладает свободным выбором - заключать договор с НФП или нет, - поясняет Добромыслов. - И в принципе данный законо-проект противоречит тем концептуальным основам, которые изначально закладывались в систему защиты работников, трудящихся во вредных и опасных условиях. Это основное. Все добровольные взаимоотношения с негосударственными фондами в рамках гражданского права регулируются ФЗ № 75 “О негосударственных пенсионных фондах”, и потому Константина Добромыслова удивляет само создание нового законопроекта, поскольку “не очень понятно, на что он направлен”: - Если в нем повторяется то же самое, что и в 75-м ФЗ, какой в нем смысл? Если он ориентирован на досрочное пенсионное обеспечение, то, опять же, в связи с чем это досрочное пенсионное обеспечение происходит? Оно не может осуществляться по воле негосударственных ПФ, где человек вступил в добровольные отношения, накопил себе на пенсию и сказал: я больше работать не хочу, - и отправился на пенсию. В данном случае речь идет как раз не о добровольном, а о государственном обязательном пенсионном страховании. В принципе, никто человеку не запрещает не работать. И, наверное, можно предположить, что гражданин, имеющий большие доходы, скажет: я не хочу больше трудиться, я себе на пенсию накопил. Но он не получит государственную пенсию в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста. А новый законопроект одновременно и государственный, и негосударственный. Он занимает непонятную, двоякую позицию. Создатели проекта ссылаются на статью 30 закона “О страховых пенсиях”, то есть законопроект все-таки “кивает” на обязательное пенсионное страхование в рамках государственной системы - это с одной стороны. А с другой стороны, речь идет о добровольной основе. Здесь явные юридические противоречия, - считает эксперт. - Непонятно, как регулировать такие взаимоотношения. На сегодня, честно говоря, не вижу серьезных оснований для принятия такого закона.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>