В регионах РФ транспортные услуги скорой помощи передают коммерческим компаниям

В регионах РФ транспортные услуги скорой помощи передают коммерческим компаниям

18.03.2020 10:30

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Пермский край, Республика Башкортостан, Кировская область, Волгоградская область, Самарская область, Свердловская область

"Солидарность" разобралась, как обстоят дела с передачей транспортных услуг скорой помощи коммерческим компаниям в разных регионах и что профсоюзные организации предпринимают для защиты трудовых прав водителей.

В последнее время слово “аутсорсинг” звучит все чаще в новостях о скорой помощи и исключительно в негативном ключе. Эксперимент начался около 10 лет назад. За это время часть территорий успела от него отказаться, где-то скорые работают на аутсорсинге частично, где-то лишь собираются его вводить. “Солидарность” разобралась, как обстоят дела с передачей транспортных услуг скорой помощи коммерческим компаниям в разных регионах и что профсоюзные организации предпринимают для защиты трудовых прав водителей. ЭКСПЕРИМЕНТ. В 2013 году правительство одобрило эксперимент по передаче карет скорой помощи частным учреждениям, сочтя его удачным. В течение 2012 года он проходил в трех регионах - Кировской области, Пермском крае и Республике Башкортостан. Было решено распространить этот опыт еще на 15 регионов. В итоге в 2016 году и Минздрав оценил опыт аутсорсинга как позитивный. Приводились следующие аргументы за внедрение этой системы: восполнение дефицита автотранспорта из-за нехватки бюджетных денег на закупку новых машин; больше возможностей для ремонта автомобилей; избавление медучреждений от управления непрофильным хозяйством; экономическая эффективность. На деле же ожидаемые плюсы все чаще превращались в минусы. Возникали и другие проблемы, росло недовольство водителей машин скорой помощи, вплоть до приостановки работы. В итоге в ряде регионов - в том числе тех, где изначально эксперимент считался удачным, - было решено от него отказаться. ПОШЛИ В ОТКАЗ. В Кировской области, которая была в числе “пилотных” по внедрению аутсорсинга, в 2017 году станция скорой помощи отказалась от услуг ООО “Эффективная система здравоохранения”. В ответ на это кампания обратилась в суд с требованием взыскать с медиков убытки. Кроме реального ущерба в иск были вписаны и неустойка, и упущенная выгода. Депутат заксобрания области Сергей Мамаев назвал продвижение транспортного аутсорсинга скорой помощи “аферой века”. По его мнению, частные структуры получают деньги на оплату предоставляемых ими услуг со счетов системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако, считает Мамаев, все эти деньги должны идти на оказание медицинской помощи гражданам, что невозможно в принципе при системе аутсорсинга - при ней часть средств идет в качестве прибыли предпринимателям. Отказу от аутсорсинга предшествовали угрозы водителей объявить забастовку. Валерий Сенников, председатель профсоюза работников здравоохранения Кировской области, рассказал “Солидарности”: - Сначала думали, что это экономически выгодно. Но на практике оказалось не так, и решили вернуться к старой системе, чтобы бюджетные средства не уходили в частную компанию, а весь персонал был в штате непосредственно скорой медпомощи. Среди других минусов Сенников отметил, что водители работали в компании-аутсорсере по договорам гражданско-правового характера, значит, на них не распространялись те социальные гарантии, которые есть в медучреждении. Профлидер удивлен, что не учитывается печальный опыт территорий, где аутсорсинг себя плохо зарекомендовал: “На те же грабли наступать другим не стоит”. Недолго просуществовал аутсорсинг и в Копейске (Челябинская обл.) - с января по ноябрь 2019 года. Фирма “Феникс-Менеджмент” не успела поставить в срок нужное количество машин, и на линию вышла только половина из положенных 12 карет скорой помощи. Вся ответственность за исправность автомобилей была возложена на водителей, ремонт производился за их же счет. Из-за этого страдала и безопасность перевозок. Кроме того, регистрация водителей в качестве ИП или работа по срочным договорам вела к задержкам в зарплате, а водители - как работники частных предприятий - имели право приостановить выполнение своих обязанностей до тех пор, пока задолженность не будет погашена. Таким образом ситуация поставила бы под большой вопрос само функционирование скорой помощи в отдельном населенном пункте. В Волгоградской области аутсорсинг просуществовал год. В конце декабря 2012 года компания “Новая скорая помощь - Волгоград”, будучи единственным участником торгов, заключила с городской станцией скорой медицинской помощи договор на поставку 80 автомобилей и транспортный аутсорсинг по максимальной цене 185,7 млн руб. А уже 25 января 2013 года станция скорой помощи в суде потребовала расторгнуть контракт, мотивируя это тем, что ответчик не приступил к оказанию транспортных услуг и не предоставил ГБУЗ “Станция скорой медицинской помощи” оговоренные в контракте транспортные средства в установленный контрактом срок. В ШАГЕ ОТ ЗАБАСТОВКИ. Башкирия, как и Кировская область, тоже была “пилотным” регионом по внедрению аутсорсинга. Здесь пока от него полностью не отказались, хотя и внедрен он не повсеместно. В Уфе в 2018 году на подстанциях, переданных на аутсорсинг, образовались задолженности по зарплате. Люди там провели предупредительную короткую забастовку: в течение получаса они отказывались выезжать, пока им не были даны гарантии погашения задолженности. Зампред профсоюза работников здравоохранения РБ Роза Аминова рассказывает, что на станции скорой медпомощи в Уфе, например, всего два водителя ушли в аутсорсинговую компанию. - Остальных водителей трудоустроили внутри организации скорой помощи на другие автомобили. Но к нам, в профсоюз, все равно обращались водители, которые работают на аутсорсинге, несмотря на то, что они уже не являлись членами профсоюза. Они жаловались на задержки зарплаты и на то, что их оформили как индивидуальных предпринимателей. При том, что со стороны нашей станции никаких задержек с выплатами компании-аутсорсеру средств за обслуживание не было. Но глобальных проблем с аутсорсингом у нас нет, наверное, из-за того, что на станции скорой помощи есть и свои машины с водителями, - рассказала “Солидарности” Аминова. Между тем в 2017 году сотрудники станции скорой медпомощи Уфы выступили с открытым заявлением, призвав остановить действия руководства учреждения, которые “направлены на коммерциализацию службы скорой помощи, угрожают надежности организации экстренной медицинской помощи населению Уфы и ухудшают положение работников путем фактического внедрения системы “заемного труда”. Отмечалось, что больше 50 водителей Сипайловской и Демской подстанций были переведены с 2012 года на аутсорсинг, но из них лишь трое остались работать. Сотрудники делают вывод, что перевод на аутсорсинг ведет к увольнению опытных водителей, воспринимающих свою работу на скорой не как временный заработок, а как профессиональное призвание. “Предоставляемые по аутсорсингу автомобили - это, по сути, лишь грузовое такси. Они не оборудованы ничем, кроме носилок. Вся аппаратура берется с автомобилей ССМП. Данная аппаратура находится в плачевном состоянии. Не хватает дефибрилляторов, ЭКГ-аппаратов. Почему сегодня в условиях дефицита средств вместо приобретения жизненно необходимого оборудования закупаются транспортные услуги?” - говорится в обращении. Еще один “первенец” аутсорсинга - Пермский край. Население там обслуживают шесть станций скорой помощи, решение о привлечении транспортных услуг через аутсорсинг принимают главные врачи. На сегодня основным “извозчиком” пермских скорых является ООО УК “Нацмедхолдинг” (бренд “Новоскор” Евгения Фридмана). В региональном Минздраве обсуждают возможность постепенного отказа от аутсорсинга машин для нужд станций скорой помощи. Депутаты заксобрания Сергей Клепцин и Дарья Эйсфельд предложили заложить деньги на приобретение машин скорой помощи в бюджет на ближайшие три года в сумме 1,2 млрд руб. На эти деньги планируется закупить 231 автомобиль скорой помощи. По мнению депутатов, это поможет постепенно отказаться от аутсорсинга и сделать оказание скорой помощи бесперебойным. В этом году Управление ФАС и Контрольно-счетная палата Прикамья уже дважды сообщали, что подрядчики неоднократно нарушали условия контрактов по предоставлению транспортных услуг скорой помощи. В ГЛУХОЙ ОБОРОНЕ. С 2014 года в Екатеринбурге стартовал проект по частичной передаче подстанциями скорой помощи автомобилей с водителями на услуги аутсорсинга. В условиях, когда небольшой процент транспортных услуг передан аутсорсеру, и в случае форс-мажора всегда могут подключиться другие подстанции, не зависящие от частной компании, эксцессов не наблюдалось. Но в конце января 2020 года контракт с местным аутсорсером закончился, и тендер выиграла компания ООО “Феникс-Логистика” пермского бизнесмена Евгения Фридмана. А тот вместо заключения с водителями трудовых договоров предложил им стать самозанятыми или ИП. Это и стало причиной конфликта. Несогласные водители заявили, что не выйдут на работу. Но администрация скорой помощи совместно с представителями Минздрава области договорилась с пермской компанией, и договоры с водителями все-таки перезаключили. По данным прокурора Екатеринбурга Светланы Кузнецовой, из 80 человек, у которых были заключены срочные трудовые договоры, 44 продолжили сотрудничество с новым работодателем на прежних условиях. Еще 29 человек из 80 просто выразили нежелание работать в этой сфере. Как рассказал сотрудник одной из подстанций, водители согласились на оплату в размере 74,5 руб. в час. На этих условиях их доход снизится с 25 до 18 тысяч за ставку. Правда, через месяц работодатель пообещал обсудить индексацию зарплат. С 1 апреля транспортное обеспечение еще двух подстанций скорой медицинской помощи в Екатеринбурге передадут на аутсорсинг фирме “Феникс-логистика”. И тогда в городе на пяти из 15 подстанций транспортные услуги будут осуществляться по системе аутсорсинга. Корреспондент “Солидарности” и председатель областной организации профсоюза работников здравоохранения Сергей Угринов посетили готовящиеся к переводу на аутсорсинг 2-ю и 4-ю подстанции скорой помощи, но заведующие категорически отказались общаться на эту тему. А водители и механики, являющиеся членами профсоюза, в последний момент тоже отказались от встречи. На глухую стену журналисты натолкнулись и в Минздраве Свердловской области, и в руководстве скорой помощи. Угринов объясняет такое поведение медиков боязнью, что хрупкие договоренности между работодателем и работниками могут рухнуть, да и сама тема аутсорсинга вызывает слишком много вопросов: - Есть сомнения у главных врачей, что передача на аутсорсинг будет выгодна бюджету. Ведь это частные услуги, на которые государство выделяет средства. Непонятно, каковы будут затраты. Хорошо бы сравнить, сколько в государственных медучреждениях идет средств на содержание машины и сколько - в частных компаниях. Потому что, по нашим данным, обслуживание одной машины на подстанции обходится в 1200 рублей в сутки. А частным компаниям, по нашим данным, предполагается финансирование в разы больше. Многие эксперты в области здравоохранения сомневаются в целесообразности и эффективности аутсорсинга на скорой помощи. Даже при прочих равных - одинаковом финансировании и тех же условиях работы водителей - возникает вопрос: за счет чего возникнет прибыль у коммерсанта? - задается вопросом профлидер. Частично ответы дают надзорные органы. Областная прокуратура выявила нарушения при проведении аукциона на аутсорсинг машин станций скорой помощи в Екатеринбурге. Также совместно с представителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлено, что ООО “Феникс-Логистика” нарушало законодательство в части пассажироперевозок. Должностной инструкцией не определены функциональные обязанности диспетчера, не организован предрейсовый контроль технического состояния автомобилей, отсутствует журнал регистрации инструктажей по безопасности дорожного движения. Ранее, в 2015 году, компания Евгения Фридмана уже выигрывала конкурс на обеспечение машинами екатеринбургских подстанций скорой помощи. Тогда двухгодовой контракт был отработан до конца, но с долгами по зарплате, которые водителям так и не выплатили. РАБОТА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ. В Самарской области, где с 1 мая 2020 года Самарская станция скорой медицинской помощи передаст транспортные услуги на аутсорсинг, профсоюзы заранее озаботились тем, чтобы трудовые права работников, переходящих в компанию по оказанию транспортных услуг, не были нарушены. И уже 28 февраля областная организация профсоюза работников здравоохранения и ООО “РТ-Скорая помощь” подписали соглашение о намерениях. В частности, компания-аутсорсер обязуется не снижать оплату труда, установленную на 30 апреля на станции скорой помощи, обеспечивать рост реального содержания зарплат, а также не допускать ухудшений условий труда, режима рабочего времени и отдыха. В том числе - предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда. В соглашении оговорено, что “РТ-Скорая помощь” в течение трех месяцев проведет спецоценку условий труда и заключит колдоговор. Обком профсоюза оказывает юридическую помощь работникам, контролирует соблюдение работодателем процедуры сокращения штата и численности, следит за дальнейшим трудоустройством в ООО “РТ-Скорая помощь”. Председатель Самарской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ Татьяна Сивохина так прокомментировала “Солидарности” перевод скорой помощи на аутсорсинг: - Мы, конечно, озабочены проблемой передачи в аутсорсинг машин скорой помощи, что затронет 260 - 280 водителей, из них 49 - члены нашего профсоюза. Как только произойдет передача, мы сразу организуем первичную профорганизацию среди водителей с прямым входом в профсоюз работников здравоохранения. Наша задача - сохранить штат водителей и проследить, чтобы условия у них были если не лучше, то хотя бы такие же. Несмотря на работу, проделанную профсоюзом для защиты прав переходящих на аутсорсинг водителей, у последних все равно много сомнений. Водитель Кировской подстанции скорой помощи Самары даже обратился к губернатору области. Вот как объяснил Александр Жигалов мотив своего обращения: “Из личного опыта работы в частных компаниях я знаю, что ничего хорошего для трудящихся это не предвещает, несмотря на все уверения коммерсантов перед властями. Нам грозит следующее: произвол “хозяина”, увольнение в случае заболевания, невозможность взять учебный отпуск, сокращение очередного отпуска, не вовремя выплачиваемая и урезанная различными штрафами зарплата. То есть мы лишаемся даже того минимума, который гарантирует работа в государственном учреждении”. Кроме гарантий трудовых прав и по зарплате, водителя волнуют и вопросы оказания качественных медицинских услуг: “Не считаю аутсорсинг действительно вынужденной мерой. Бюджетная служба могла бы обновлять автопарк из бюджетных средств напрямую, без привлечения третьих лиц, единственная цель которых - нажива. А любая нажива происходит за счет жизни и здоровья трудящихся”, - написал водитель. Выполнит ли компания “РТ-Скорая помощь” все договоренности, посмотрим уже по итогам работы в мае. Возможно, опыт Самары станет положительным примером для других регионов, где транспортные услуги скорой помощи переводят на аутсорсинг. “А”-СПРАВКА. На рынке аутсорсинга автомобилей скорой помощи в России работает две крупные компании: группа компаний “Феникс” и ООО “Эффективная система здравоохранения”. “Феникс” принадлежит пермскому бизнесмену Евгению Фридману. С 2011 года связанные с “Фениксом” компании получили госконтракты по аутсорсингу на сумму больше 2 млрд руб. Компания работала в Перми, Волгограде, Уфе. “Эффективная система здравоохранения” работает с 2013 года, принадлежит Даниле Барышникову. Компания выиграла контракты на сумму больше 5 млрд руб., в том числе в Вологодской, Архангельской, Ленинградской областях, в Чувашии и других регионах. В некоторых регионах работают местные подрядчики - например, “Волгоградская неотложка” и “Автотранском” (Башкирия). На этот рынок вышел и Ростех, создавший компанию “РТ - Скорая помощь”. АУТСОРСИНГУ - НЕТ. Председатель Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ Анатолий Домников выступает категорически против аутсорсинга на скорой помощи и рад, что Московскую область сия чаша миновала: - Были попытки ввести аутсорсинг, но они так попытками и остались. Наша служба скорой помощи объединена в одно лечебное учреждение. Как показывает практика, переход на аутсорсинг не приносит особых дивидендов. Домников вспоминает ситуацию, сложившуюся в 2014 году в Балашихе: - Тогда станции скорой помощи находились на территориях и входили в состав крупных больниц. В Балашихе аутсорсинговая компания выиграла тендер. Но по факту оказалось, что вместо 10 машин скорой помощи, которые должны были выйти на линию, вышли пять. И сама главврач и ее муж на собственных машинах возили бригады. А если аутсорсинговая компания обанкротилась? Есть ли какие-то механизмы подстраховки? Кого накажут за то, что машины скорой помощи не вышли на линию?! Если скорая помощь Московской области - это единое юрлицо, представляете, что будет, если все машины скорой помощи одномоментно не выйдут на линию? Это будет полный коллапс! Если станция скорой помощи - госучреждение, то государство должно гарантировать, что машины выйдут. Профлидер рассказал, что сейчас все машины и подстанции и все, что в машинах и на этих подстанциях, - все это собственность скорой медицинской помощи Московской области. Машины и медработники закрепляются за территориями, но управление всем централизованное. И если вдруг что-то случается в одном районе, туда могут перебросить бригады из соседнего района. Довольно большой процент водителей и механиков состоят в профсоюзе работников здравоохранения. - Аутсорсинг, может быть, и достигнет какого-то экономического эффекта, но заработать на тарифе ОМС практически невозможно. В результате аутсорсинговые компании не справляются, возникают риски, а заменить их машины быстро нечем. Как результат - дестабилизация работы лечебных учреждений, скорой помощи. Государство должно все эти риски просчитывать. По моему мнению, лучше все-таки от аутсорсинга в госучреждениях либо отказаться вовсе, либо вводить его очень аккуратно и осторожно, - считает глава обкома.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>