В Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации обсудили положение дел в сельскохозяйственном машиностроении

29.01.2014 13:04

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

В Москве в Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации состоялась встреча, на которой обсудили положение дел в сельскохозяйственном машиностроении. Эксперты и специалисты как от производителей техники, так и от ее потребителей поговорили о том, что мешает развитию отрасли, а также подумали о возможных путях выхода из кризисного состояния.

Печальное положение дел в сельскохозяйственном машиностроении стало темой для обсуждения в Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации. Эксперты и специалисты как от производителей техники, так и от ее потребителей поговорили о том, что мешает развитию отрасли, а также подумали о возможных путях выхода из кризисного состояния. Мрачнее некуда. - Мы собрались сегодня поговорить об отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Но такого понятия в документах российского государства не существует. Нет такой отрасли! Она изъята из всех основополагающих документов! - так начал свое выступление на круглом столе генеральный директор Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК “Союзагромаш” Аркадий Ошеров. - За последние 15 лет отрасль потеряла десятки крупных предприятий, еще около 50 находятся на грани остановки производства. - Конечно, со спросом на сельскохозяйственную технику просто беда, - признал представитель стороны потребителя Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза. - Спрос в этой отрасли, естественно, зависит от общего состояния экономики сельхозпроизводства. А оно на данный момент плачевно. Надо уничтожить тиски, которые давят наших аграриев... Но тиски эти образованы государственной политикой. По его словам, конечным потребителям невыгодно покупать российскую технику почти за те же деньги, за которые можно приобрести европейские и американские аналоги. По его словам, одной из значимых проблем наших производителей является долгий срок гарантийного обслуживания техники в случае поломки. Так, некоторые европейские компании заявляют, что готовы подвезти необходимую деталь прямо к застрявшему в поле комбайну в течение 6 часов. Российские, к сожалению, не могут этого обещать. При этом наши запчасти нередко выходят даже дороже зарубежных. Аркадий Злочевский пояснил, что потребители, в принципе, готовы поддерживать отечественного производителя. Вот только добиваться этого нужно не через ограничение конкуренции, а искать другие средства. Насильно, как известно, мил не будешь. - Многие вопросы в развитии отрасли, по сути дела, не могут быть решены, ведь сельхозмашиностроение является составной частью агропромышленного комплекса, который у нас исчез, - считает Ошеров. - Размыто само понятие “агропромышленный комплекс”. Сейчас оно сводится лишь к понятию “сельскохозяйственное производство”, что совершенно неприемлемо. Отдельной проблемой для сельскохозяйственного машиностроения, по мнению Ошерова, является цена электроэнергии. Ранее в себестоимости выпускаемой продукции этот показатель составлял всего 7%. Теперь, по словам эксперта, доходит и до 50%. Цены на энергию постоянно растут, что буквально губит промышленность. Дороговизна ресурсов и отсутствие госсубсидий сводит на нет возможность конкуренции с зарубежными производителями даже при относительно дешевом труде. - Ситуацию в нашей отрасли можно назвать критической, - говорит председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрей Фефелов. - А первоочередной проблемой можно назвать вступление России во Всемирную торговую организацию. Село совершенно не подготовлено для работы в условиях ВТО. Отсюда, в общем-то, следует и значительная часть нынешних бед производителей сельхозтехники. По словам Фефелова, падение количества производимой техники теперь постоянное явление. И если в ближайшее время правительство не обратит внимания на проблемы отрасли, сельскохозяйственное машиностроение России может пройти точку, после которой что-либо исправить уже вряд ли получится. - Еще одна наша беда - уменьшение числа специалистов. Предприятия закрываются, люди увольняются, уходят на пенсии. Такими темпами в стране может просто не остаться квалифицированных кадров. Технологическая база, направленная на подготовку специалистов, уже фактически утрачена, - констатирует председатель профсоюза. Итого: в нынешних условиях у отечественного сельскохозяйственного машиностроения нет ни крупных заказов, ни системной господдержки. Да к тому же медленно, но верно становится все меньше людей, которые могли бы вернуть отрасль на достойный уровень. В мечтах о светлом будущем. Что же просят представители отрасли от государственных органов и правительства? В первую очередь не денег даже, а внимания. Внимания и системного подхода к развитию сельского хозяйства, к производству соответствующей техники. Внятной позиции по поддержке отечественного производителя. Разработки проекта федерального закона, который смог бы, наконец, “связать” все звенья агропромышленного комплекса. По мнению производителей, заниматься этим должно отдельное федеральное ведомство. Конечно, нужно помочь отечественному производителю и с борьбой за рынок. Для этого, по мнению экспертов, российские министерства должны прекратить субсидирование и передачу в государственный лизинг зарубежной техники, ввозимой в Россию или собираемой здесь в режиме отверточной сборки. - У нас неравные условия с зарубежными компаниями. Как на уровне самих сельхозпроизводителей, так и на уровне производителей техники. Для отечественных компаний необходимо снижать ставки по кредитам, налоговую нагрузку, тарифы естественных монополий... Сегодня эти вопросы не отрегулированы на уровне государства, - считает Андрей Фефелов. Ну и без финансовых вливаний не обойтись. Правда, просят машиностроители не за себя, а за “окончательного потребителя”. Эксперты считают, что правительство должно ежегодно выделять 10 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам для сельхозтоваропроизводителей при покупке отечественной сельскохозяйственной техники. - Если не будут развиваться предприятия АПК, нам-то тогда что делать? Для кого технику выпускать? - спрашивает профлидер. Комментарии. Олег Косых, председатель профкома Челябинского тракторного завода: - За 2013 год производство по всем позициям у нас упало на 17%. В этом году похвастаться пока тоже нечем. Мы обращались к Путину, собирали подписи работников. Просили помощи! После вступления в ВТО мы попали в переплет. Китайские производители нас, конечно, переплюнули. Качество машин примерно одинаковое, а по ценам, за счет основательной господдержки, они демпингуют. Есть надежда, что в ближайшие месяцы ситуация изменится. Только что прошла встреча профкома с гендиректором Виктором Воропаевым. Он сказал, что теперь наша задача - выпускать по 200 модернизированных машин в месяц (против 40, выпущенных за январь). Это наш новый продукт. Для потребителя он и по качеству, и по характеристикам, и по цене привлекательнее, чем китайские модели компании “Шантуй”. В коллективе эту модель называют не иначе как “трактор выживания”. Надеемся, что рост числа дилеров позволит их продавать. Правда, может подвести цена на электроэнергию. Судите сами: за месяц у нас 200 млн рублей ушло на зарплаты и 170 млн - на энергию! Колоссальные затраты! Если предполагается еще какое-то повышение цен - никакой “трактор выживания” не поможет. Александр Поликарпов, председатель профкома завода “Ростсельмаш”: - Наш коллектив работает без простоев, строго по графику. Некоторое время даже пришлось трудиться по субботам. Не хочу хвастаться, но пока все более или менее нормально. Нам удается поддерживать спрос на свои машины за счет постоянного развития техники, обучения персонала, достойного качества продукции, известности компании на российском и мировом рынке. Хорошо работают и маркетологи. Пока мы полностью конкурентоспособны. Средняя заработная плата на предприятии - вполне достойная. Работа есть, и коллектив настроен трудиться. Но мы знаем, в какой ситуации отрасль сельскохозяйственного машиностроения. Ситуация попросту аховая. И наши объемы производства, конечно, несравнимы с теми, какие были при советской власти. Честно говоря, я не могу понять, почему некоторые наши сельхозпроизводители делают выбор в пользу, например, немецкой техники. Зачем обеспечивают рабочими местами “немцев”, когда наша техника по всем показателям лучше? Раньше в небольшом колхозе комбайновый парк составлял 60 - 100 единиц техники. А теперь 5 - 10. Это разве нормально? Я считаю, что кто-то просто не заинтересован в работе отечественных производителей. Отовсюду кричат: “Село нужно поднимать! Село нужно поднимать!” А на деле с момента вступления в ВТО село лишили даже тех дотаций, которые были. Пока власть не будет выделять деньги на сельское хозяйство, можно даже не надеяться на развитие отрасли сельскохозяйственного машиностроения! Хочется, чтобы в правительстве это, наконец, поняли.

Карта конфликтов

В стране и за рубежом >>