На заседании Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ обсудили порядок начисления северных районных коэффициентов

На заседании Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ обсудили порядок начисления северных районных коэффициентов

24.09.2014 10:08

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

Северные районные коэффициенты и порядок их начисления стали главной темой очередного заседания Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Северные районные коэффициенты и порядок их начисления стали главной темой очередного заседания Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ. Минтруда было поручено инкорпорировать соответствующие пункты еще советских законов в российскую законодательную систему. Сделать это, однако, не нарушая чьих-либо интересов, оказалось очень непросто. Для начала присутствующим на заседании Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ предстояло познакомиться с четырьмя новыми экспертами, вливающимися в работу совета взамен ушедших по разным причинам общественников. Двое “новеньких” представляют ученое сообщество, еще двое - представители общественных организаций. После некоторых административных формальностей члены общественного совета перешли к обсуждению социально-трудовых прав граждан. Для начала проголосовали за замену части отпуска госслужащим на денежную компенсацию. Затем перешли к плану Министерства труда и социальной защиты по противодействию коррупции на 2014 - 2015 годы, подготовленному в соответствии с указом президента Российской Федерации. Пообсуждав возможное “коррупционноемкое поведение” сотрудников министерства и неловкие ситуации, в которые те могут попадать в случае подношений всяческих подарков, план ведомства по борьбе с коррупцией в самом себе признали годным, а особых изменений решили с ходу не вносить. Главные же споры возникли по поводу проекта постановления правительства РФ “О размерах районных коэффициентов и порядке их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”. “Ветвистое дерево” районных коэффициентов. Историей вопроса с присутствующими поделился директор Департамента комплексного анализа и прогнозирования Минтруда Виталий Колбанов: - Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, впервые появился как системный в 1967 году. И с тех пор все эти документы продолжают действовать в том виде, в каком есть. За период Советского Союза неоднократно принимались решения, во многих случаях связанные с определенными политическими или экономическими задачами не только по отдельным отраслям экономики, но даже по отдельным предприятиям. Существовали объекты, стройки, на которые необходимо было привлечь людей - давали более широкий районный коэффициент. Это “дерево” такое “ветвистое”, что отдельно перечень нормативных правовых актов, которые принимались по районным коэффициентам и районам Крайнего Севера, занимает около 250 страниц. Как рассказал Колбанов, на сегодняшний день на территории Российской Федерации к перечню районов Крайнего Севера и приравненным местностям относится 24 субъекта РФ. Из них 13 субъектов РФ полностью попали в эти списки, 11 субъектов - частично: часть районов включена в перечни, часть - нет. По данным Росстата, сейчас в этих регионах работает 3,3 млн человек. Причем 2,2 млн (66%) - это работники внебюджетной сферы, реального сектора экономики. Остальные 33% - работники организаций, финансируемых из бюджетных источников. Если выплата районных коэффициентов для работников внебюджетной сферы финансируется непосредственно предприятиями, то в бюджетной сфере есть некоторое деление на источники. Некоторые организации (примерно 831 тысяча работающих) финансируются из федерального бюджета, а примерно 407 тысяч человек трудятся в госучреждениях субъектов РФ и в органах местного самоуправления. Их деятельность финансируется из региональных бюджетов. - Понятно, что экономика Советского Союза и экономика Российской Федерации существенно различаются. В том числе и в финансировании этих выплат, - объяснял Колбанов. - В Советском Союзе немалая часть выплат шла из центра. Сейчас финансирование разделено. Дабы разделить два уровня организаций, в которых применяются районные коэффициенты, мы предложили простое решение. За базу мы взяли те районные коэффициенты, которые применяются для работников непроизводственных отраслей народного хозяйства. Что касается предприятий реального сектора экономики, то мы предложили, чтобы размеры районных коэффициентов, в том числе с учетом необходимости сохранения тех коэффициентов, которые установлены советским законодательством, регулировались в отраслевых соглашениях, коллективных договорах... В общем, через систему социального партнерства. Однако профильная комиссия этот проект не поддержала, признав его преждевременным. О причинах подробно рассказала Нина Кузьмина, заместитель председателя ФНПР, заместитель председателя Комиссии по труду и занятости при Общественном совете Минтруда: - Тема - крайне болезненная, а решение, которое предложено... Виталий Федорович сказал, что оно простое... Но оно очень неаккуратное, - заметила Кузьмина. - По ряду территорий Крайнего Севера коэффициенты снижаются. Некоторые территории, где применяются сегодня районные коэффициенты, вообще выпали, например, районы Европейского Севера, Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока и так далее. Снижаются коэффициенты в семи территориях Крайнего Севера. По мнению Кузьминой, в предложенном проекте постановления слишком много фактов и факторов не учитывается, нет и решения инкорпорирования законодательных норм Советского Союза в современное законодательство. Более того, правильное решение не может быть найдено без проведения новой процедуры районирования, которая, в свою очередь, выходит далеко за рамки компетенции Минтруда. По идее, этим должен был заняться Минрегион. Но эта структура упразднена, и кому перейдет ее наследство, пока не совсем понятно. Нет и общепризнанной методики, по которой можно было бы подсчитать вредность и сложность работы в том или ином регионе. Департаменту комплексного анализа и прогнозирования Минтруда рекомендовано продолжить разработку предложений по совершенствованию этого постановления. Бюджетники и частники. Дискуссия на тему, как сейчас начисляются районные коэффициенты и как можно эту систему улучшить, развернулась нешуточная. Многие участники общественного совета обратили внимание на тот факт, что советская система регулирования, действующая по сию пору, не вполне отражает реальные климатические условия. То есть в ряде регионов, где не такие уж и плохие климатические условия, коэффициенты больше, чем там, где стоят знатные холода. Ряд общественников бодро и напористо предложили при формировании нового проекта постановления разделить бюджетников и частников. Первым коэффициенты дать, а для вторых оставить на усмотрение работодателя. А Владимир Колбанов упомянул о чьем-то “революционном” предложении вообще оставить коэффициенты (да и судя по тому, что было сказано, все надбавки) на откуп работодателям, которые должны будут попросту назначать сумму зарплаты работников без какого-либо деления. - Коллеги, коллеги, побойтесь бога! Мы говорим о чудовищных вещах! Мы говорим о рынке, о свободном рынке труда, и сейчас данным документом, по сути, это перечеркиваем, - аж всплеснул руками исполнительный директор ОООР “Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России” Алексей Окуньков. - То, что касается бюджетников, мы можем и должны решить. Но ведь все присутствующие прекрасно понимают - что бы ни было записано, заработная плата человека, работающего на Севере, не изменится ни на рубль. По-видимому, здесь надо решать вопрос только по бюджетникам. Остальные вообще уходят за рамки обсуждения. Возникает вопрос: если, по мнению господина Окунькова, записанное в постановлениях правительства никак не влияет на зарплаты - зачем вообще нужно это правительство, министерства и общественные советы при них? Пусть уж тогда рынок и решает. Ну, как в недавней истории страны. - Коллеги, которые представляют здесь работодателей, совершенно справедливо говорят о том, что в коммерческом секторе производств система районных коэффициентов давно уже не работает. Она себя изжила. Кладется условно зарплата в 100 тысяч рублей, а потом при помощи программы “1С-бухгалтерия” раскладывается на оклад, коэффициент, процентную надбавку и прочие радости жизни. Потому что рабочая сила стоит столько, сколько она стоит, - заявил первый замминистра Сергей Вельмяйкин. - Абсолютно справедливо и то, что тема эта актуальна для бюджетного сектора, с его системой оплаты труда, которую мы в настоящее время по ряду объективных причин поменять не можем. Решать проблему необходимо. Делать вид, что ее не существует, уже просто невозможно. Но как решать, если нет ни методик, по которым можно было бы подсчитать районные коэффициенты, ни даже более-менее общего понимания, по каким принципам разрабатывать эти методики. Очевидно лишь то, что профсоюзная сторона никогда не согласует озвученное предложение работодателей и правительства перенести районные коэффициенты только на бюджетников. - Тупик, - вздохнули участники совета. Судя по всему, проект этого постановления еще неоднократно будет обсуждаться на этой площадке. К счастью, по остальным вопросам таких бурных споров не возникло. Хотя, например, проект федерального закона “О независимой оценке квалификации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” также был признан далеко неоднозначным. Тем не менее этот проект, равно как и внесение некоторых изменений в статью ТК о профессиональных стандартах, были советом в целом одобрены. Правда, на обсуждении этих последних вопросов количество выдержавших все тяготы и лишения продолжительного заседания членов совета вплотную приблизилось к опасному рубежу отсутствия кворума, но решения по ним принять все же успели.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>