В Москве наблюдается отток низкоквалифицированной иностранной рабочей силы

21.01.2015 12:50

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

Одним из последствий снижения курса рубля стал отток из столицы низкоквалифицированной иностранной рабочей силы.

Одним из последствий снижения курса рубля стал отток из столицы низкоквалифицированной иностранной рабочей силы. Что это - сезонный “отлив”, связанный с новогодними каникулами? Последствия патентной системы? Или бегство трудовых мигрантов с подмокшего корабля российской экономики? А главное, кто возьмет в руки мастерок или метлу, оставленные прежними работниками. Нетрудно догадаться, что после того, как средние мигрантские 15 тысяч рублей из пятисот долларов превратились в двести с хвостиком, привлекательность трудовой деятельности в Российской Федерации для граждан близлежащих республик изрядно снизилась. “Солидарность” решила провести предварительный мониторинг и выяснить, действительно ли трудовые мигранты покидают город и хватит ли Москве рабочих рук в новых экономических условиях. Для начала мы обратились за информацией к трем столичным горкомам профсоюзов, действующих в тех отраслях, на предприятия которых активно привлекались иностранные работники. По словам председателя горкома профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов Валерия Лаптева, сейчас начало года, и сложно делать выводы, потому что люди еще оформляются, возвращаются те, кто уезжал на каникулы. Говорить о какой-то устойчивой тенденции можно будет только в феврале. - Кроме того, изменилось законодательство - стало необходимо платить за патент. Отменили упрощенную форму для оформления на работу. Я проезжал сегодня мимо миграционного центра, там толпы стоят. Думаю, на родине останутся многие, особенно специалисты с низкой квалификацией. Раньше для них 15 - 17 тысяч рублей - это была большая зарплата, а теперь это - чуть больше двухсот долларов. А так как мы сегодня не можем говорить о росте заработной платы даже для постоянных работников, то доходы мигрантов тоже останутся на том же уровне. Эти деньги он может заработать и по месту жительства, причем не платя за патент, - говорит Лаптев. Финансовый аспект поднимает и председатель горкома профсоюза муниципальных работников Москвы Сергей Чалый: - Количество работников начало уменьшаться, потому что люди в реальности стали получать в два раза меньше. Точных данных у нас нет. Работодатель не обязан их предоставлять, а членами профсоюза подобные работники обычно не являются. Но некоторую очевидную убыль невозможно не заметить. Председатели профкомов ГКУ “Жилищник” (находится в ведомственном подчинении Департамента ЖКХ, выполняет функции содержания жилищного фонда и дворовых территорий. - Прим. авт.) тоже говорят, что мигранты уезжают. Я думаю, что скоро будет некоторый дефицит работников на тех должностях, которые ранее привычно занимали граждане Узбекистана, Таджикистана и других республик (дворники, подсобные рабочие. - Прим. авт.). Наши граждане были буквально выдавлены из этой сферы и заменены приезжими рабочими. Как будут дальше обстоять дела, я пока не знаю, да руководители-то и сами еще не знают, что делать. Безусловно, со временем мы придем к тому, что надо будет повышать заработную плату, а повышать ее не с чего. Но это не самая страшная проблема, с которой мы можем столкнуться. А вот в Московском городском профсоюзе работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства считают, что отток иностранных работников не вызовет кадрового дефицита: - Иностранных мигрантов среди наших водителей не более 7%, для нас это не глобальная цифра. Тем не менее никакого сокращения по иностранным водителям на данный момент не наблюдается. У нас есть свои “приливы” и “отливы”, но они связаны с тем, что по закону мигранты должны время от времени выезжать к себе домой. Заработная плата у водителей увеличилась в 2014 году, в среднем водитель автобуса сегодня зарабатывает 78 тысяч рублей. А иностранные водители и того больше, так как они охотно работают сверхурочно, - отмечает председатель горкома профсоюза Александр Шуриков. ОПРОС. “Солидарность” провела опрос среди руководителей профобъединений в регионах, где, по официальным данным, отмечается высокий уровень безработицы и массовые сокращения. Нас интересовало, во-первых, как обстоят дела в данных областях по трем направлениям: строительство, ЖКХ, транспорт. А во-вторых - поедут ли в случае чего жители оттуда на работу в Москву. Предлагаем вашему вниманию результаты опроса. Николай Тужиков, председатель Федерации профсоюзов Брянской области: - Мигрантов у нас не так много, как кажется. Их количество не настолько велико, чтобы говорить, что мы ощущаем какие-то сложности. Из региона на заработки ездит довольно много людей. Однако у нас сейчас активно развивается система “Мираторг”, которая не только разводит крупный рогатый скот и птицу, но и держит кормовую базу, перерабатывающие предприятия, строит цеха. Заработная плата у них, я думаю, 20 тысяч рублей уже есть. Так что часть людей из тех, кто раньше ездил в Москву работать, уже остаются здесь. Специалисты, конечно, продолжают ездить, но подсобные рабочие предпочитают не мотаться, а оставаться дома, с семьей, с хозяйством. Пик проблем и безработицы у нас был 8 - 10 лет назад, когда закрывались предприятия. Ведь Брянщина в советское время была центром тяжелого машиностроения и оборонной промышленности. А сейчас часть предприятий уже возобновили работу. Те же, кто не хотел на них работать, те и не работают. Молодежь на предприятиях отпугивает не столько заработная плата, сколько строгий график, режимный объект, обязательства, ежедневный 8-часовой рабочий день. Это ограничивает их свободу. У меня у самого дочка ездит в Москву работать няней. Я, конечно, провожу с ней беседы, говорю про пенсию, сердце-то за дочь болит, но такую зарплату у нас сейчас для медсестры не найти. Ольга Ларичева, председатель Тульской федерации профсоюзов: - Вероятность того, что из нашей области люди поедут трудоустраиваться в Москву, была и до этой ситуации. Потому что Москва всего в двух - двух с половиной часах езды. Отток работников у нас довольно высокий. Мы отчасти наладили эту ситуацию с помощью регионального соглашения. Теперь у нас минимальный размер заработной платы не может быть ниже 12 тысяч рублей. Создаются все условия, по средней зарплате мы в ЦФО третьи после Москвы и Московской области. Средняя зарплата в строительстве у нас 23 701 рубль, в сфере транспорта и связи - 26 808 рублей и в сфере коммунального хозяйства - 20 417 рублей. Но это все равно ниже, чем в Москве: у нас по отраслям разница в заработной плате бывает и в два, и в три, и в пять раз. Валерий Корешков, председатель Объединения организаций профсоюзов Тверской области “Федерация тверских профсоюзов”: - В область после новогодних каникул не вернулось порядочное число мигрантов, особенно это коснулось отрасли строительства. Уехало их очень много. Мы видим это по маршруткам, по остановившимся кранам на строящихся объектах. Нет людей. При этом средняя заработная плата у тверских строителей - порядка 20 тысяч рублей, у работников жилищно-коммунального хозяйства - 16 - 17 тысяч. Но статистика сегодня не отвечает за зарплату, а наблюдает ее. Среднюю заработную плату по области мы тоже берем на основании статистики, но это неправильно, так как из 28 тысяч юридических лиц отчитываются о зарплате всего-навсего триста с небольшим. Сами жители области на заработки в Москву и в другие регионы ездят регулярно. Если зарплата за какую-либо работу в столице будет больше, то туда, конечно, поедут. Или пойдут работать здесь, но в московскую компанию, которая выиграла тендер в области, а работников оформляет через Москву и Московскую область. Евгений Максименко, председатель Смоленского областного объединения организаций профсоюзов: - Люди ездят работать в столицу в большом количестве, в основном бюджетники. Но мы бы не хотели, чтобы уезжали и представители других профессий, у нас ощутимая нехватка своих рук. Предложений работы сегодня больше, чем спроса, ощущается острая нехватка специалистов, которых высасывает Москва. Дворниками и уборщиками у нас никто не ездит работать, да и вряд ли поедет в будущем. Строителями ездят “шабашить” тоже в основном умельцы, на индивидуальные подворья. В области средняя заработная плата у строителей 19 - 20 тысяч, в столице доход гораздо выше. Но у нас стабильный рынок, нет такой волны, как в Москве, когда с людьми “забывают” рассчитываться. Резонанс у таких случаев большой, и люди перестают ездить. Коммунальные работники получают в среднем 17 - 18 тысяч. У водителей общественного транспорта - 18 - 20 тысяч, исключая муниципальную автоколонну, где эти цифры немного ниже. Николай Меркулов, председатель Федерации профсоюзов Орловской области: - В столицу, конечно, едут, но это больше работники здравоохранения, образования, иногда просто рабочие. В основном молодежь. Специалистов ЖКХ никто давно не готовит, у нас у самих их нет. В связи с низкой заработной платой очень проблематично найти и привлечь работника, особенно молодого, в коммунальное хозяйство. Строителей более-менее хватает, но они больше закрепляются здесь, у нас. Средняя зарплата в области - 20 176 рублей, у строителей - 23 263, в отрасли транспорта и связи - 24 232 рубля, а в ЖКХ - в пределах 12 - 14 тысяч.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>