В Москве состоялся съезд профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения

25.02.2015 14:10

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

17 февраля 2015 года в городе Московский состоялся VII съезд профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Главной темой съезда стали негативные изменения в экономике, происходящие в последние месяцы, и возможные способы борьбы с ними.

Скрытые сокращения, переход на неполную рабочую неделю и прочие беды, связанные с экономическим кризисом, в полной мере отразились на отечественной промышленности. Делегаты VII съезда профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения обсудили происходящее и попытались выработать решения, которые должны способствовать укреплению профсоюза в этих тяжелых условиях. В борьбе за производства. 17 февраля в городе Московский состоялся VII съезд профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Пожалуй, главной темой съезда стали негативные изменения в экономике, происходящие в последние месяцы, и возможные способы борьбы с ними. Как верно заметил один из выступавших с трибуны гостей мероприятия, прошлый съезд проходил в условиях выхода из кризиса, а нынешний - в начале нового. Относительно спокойные времена закончились, и профсоюзу вновь приходится бороться за сохранение рабочих мест и против снижения социальных гарантий. - Давно известно: страдает экономика - страдают люди. Наш сектор экономики, автосельхозмаш, не исключение. Мы видим, насколько негативное влияние оказывает кризис на занятость, уровень доходов, возможность укрепления здоровья работников, - заявил с трибуны председатель профсоюза работников АСМ Андрей Фефелов. - Основная роль в преодолении кризисных явлений принадлежит государству. И от того, какую оно занимает позицию, кому оказывает поддержку, какими методами стимулирует производство, во многом зависят сроки выхода из кризиса. Для принятия правильных решений необходимы не только умения и знания, но и политическая воля. Для борьбы с кризисом (особенно с тем, что наступил в карманах работников) профсоюз выработал собственные рецепты. Так, Валерий Болотов, председатель профсоюзной организации автомобильного завода “Урал”, предложил внести в трудовое законодательство единый механизм индексации заработной платы. - Все мы свидетели того, насколько неконтролируемо растут цены в магазинах. Всем нам прекрасно известно, что важной составляющей системы оплаты труда является повышение уровня реального содержания зарплаты. Сегодня покупательная способность зарплат членов нашего профсоюза падает. На обязанность индексировать зарплату указывает и Конституционный суд в своем определении, и Роструд в своем письме. Но в настоящее время в ТК РФ отсутствует закрепленный законодательно порядок индексации зарплаты, которым организации обязаны руководствоваться. Статья 134 не устанавливает ни порядка проведения индексации, ни ее размера, ни периодичности. В настоящее время решить этот вопрос на уровне коллективного договора на многих предприятиях не представляется возможным, - обосновал свою позицию Болотов. Его предложение нашло отражение в одной из резолюций съезда под названием “Достойный труд - достойная заработная плата”, а также вошло в программу действий профсоюза на следующие пять лет. Кстати, с похожей идеей недавно выступил Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей. Под их предложением - внести в ст. 134 ТК РФ положение об обязательной индексации зарплаты не реже раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции - на сайте “Российская общественная инициатива” подписались уже более 75 тысяч человек. Интересно, кстати, как оценивают ситуацию представители работодателя, которые не оставили без внимания съезд отраслевого профсоюза. - Инструмент у профсоюзов один - объединение работников и оказание массового давления на руководство. Но профсоюзы должны проявлять понимание: в тех условиях, в которых сегодня приходится действовать предприятиям, может быть, и нет у менеджмента возможности принимать все условия персонала. Иначе это грозит банкротством предприятия, - считает Вячеслав Пронин, помощник президента ассоциации “Росагромаш”. - Должен быть вежливый диалог. Считаю, что забастовки во время кризиса - большое вредительство. Впрочем, в интервью корреспонденту “Солидарности” после нескольких наводящих вопросов г-н Пронин признал-таки: далеко не во всех случаях в протестных действиях виноваты работники. Иногда и сами руководители способствуют возникновению конфликтных ситуаций в коллективе. Так что им тоже стоит быть дипломатичнее в общении с лидерами работников. Что решили делегаты. Дальнейшее организационное укрепление профсоюза, о необходимости которого говорило большинство выступавших на съезде, - это и требование времени, и необходимое условие эффективной защиты социально-экономических интересов работников. - Одна из основных задач на предстоящий период - это рост рядов профсоюза, - уверен Фефелов. - Как за счет создания новых профсоюзных организаций, так и за счет пополнения действующих. Мы будем применять органайзинг, разрабатывать новые программы обучения, расширять категории обучаемых. Также необходимо, по мнению лидера профсоюза, повысить эффективность информационной работы и выстроить информационную структуру. Кстати, нынешнее положение в этой сфере вызвало публичную критику со стороны делегатов съезда. По этому поводу выступил Юрий Шерстнев, ведущий специалист информационного отдела профкома ОАО “ДААЗ”: - Сейчас идет настоящая информационная война. И я ощущаю это на своей шкуре! Можно и нужно использовать все способы коммуникаций, и сайты, и социальные сети. Но как журналист-газетчик с 15-летним стажем заявляю: самый действенный способ - это газета. - Шерстнев добавил, что необходимо выводить информационные ресурсы профсоюза на новый уровень по всем направлениям, так как нынешняя ситуация оставляет желать лучшего. Председатель профсоюза признал критику в целом справедливой, призвав всех грамотных информационных специалистов помочь своими умениями и опытом Центральному комитету профсоюза развить это направление. В итоге делегаты съезда разработали программу действий профсоюза на ближайшие пять лет. Это и необходимость повышения зарплат, и борьба против сокращения рабочих мест, и внимательный подход к спецоценке условий труда, и прочие моменты, наиболее беспокоящие профсоюзную общественность. По каждому направлению работы была составлена и утверждена резолюция. На исполнении этих решений профсоюзным лидерам и предстоит сконцентрироваться. В конце мероприятия делегатам предстояло определиться с лидером профсоюза на предстоящее пятилетие. Интриги не случилось. Профсоюз работников АСМ вновь возглавил Андрей Фефелов, получивший абсолютное большинство голосов “за”, с одним “против” и одним “воздержавшимся”. Устами делегатов. Владимир Рыбкин, председатель Владимирской областной организации профсоюза работников АСМ: - По нашим предприятиям и первичным профсоюзным организациям кризис прошелся очень сурово. Численность трудящихся сильно упала. За последние три года мы потеряли два предприятия: собственники решили прекратить производство. Таким образом мы лишились Ставровского завода, а только что снимали с учета профсоюзную организацию предприятия “Автосвет”. Вот так. Вырезаются не то что цеха - целые заводы. Когда нет производства - ничего и сделать нельзя. Отсюда и претензии к правительству. Ресурсами профсоюза остановить такие процессы крайне сложно. Если собственник задумал - у него есть законные основания, чтобы предприятие закрыть. Если мы через власть не заставим собственников смотреть на вопросы занятости, как это должно быть в нашем понимании, ничего не будет. Профсоюз может и находит для своих участников новые рабочие места. Но мы теряем специалистов! А значит, и всю отрасль машиностроения. Представьте: человек учился, потом 20 лет стажа, а после - его предприятие закрывается, и специалист уходит куда-нибудь в “Водоканал” работать. Полгода - и мы его потеряли. А потом такого специалиста надо готовить еще 10 лет. Поэтому мы говорим собственникам: временные трудности бывают у всех, но давайте сохранять хотя бы костяк производства! Уборщиц мы потом найдем, а вот грамотных токарей-фрезеровщиков... Да они же на вес золота! Их берут с удовольствием. У нас в области осталось четыре серьезных предприятия. И на каждом какие-то проблемы. Например, ОАО “Автоприбор” находится в про-цедуре банкротства. Один конкурсный управляющий принял решение уволить 1300 человек. Профсоюз воспротивился, и нам удалось людей отстоять. Теперь пришел другой конкурсный управляющий, и он уже по-другому говорит. Готов вместе с акционерами рассмотреть вопрос, чтобы сохранить рабочие места. Вот здесь профсоюз его поддержал. На этом предприятии, кстати, уже третий год трехдневная рабочая неделя. Мало работы. А “мало работы” - это значит, что и зарплата невелика. Николай Баркалов, председатель профсоюзной организации завода ООО “КамАЗ-Энерго”: - На нашем предприятии работают 570 человек. Профсоюзное членство - более 92%. Проблемы у нас, как и у всех, наверное. В частности - неполная занятость. Пока мы на четырехдневке, ввели неполную рабочую неделю еще в ноябре. Справляться с этим пытаемся, организовав общественные работы. Это позволяет людям хоть немного дополнительно заработать в пятницу. Люди красят, убирают, проводят мелкий ремонт, убирают снег. В общем, занимаются насущными хозяйственными работами. Платят за это 800 рублей в день. Конечно, это сугубо добровольная инициатива, но желающих довольно много. Подобная практика была введена, в том числе, по просьбе нашей профсоюзной организации. При этом сокращений у нас как таковых нет. Только если человек уходит на пенсию или заканчивается срочный трудовой договор. Сергей Солодов, председатель первичной профсоюзной организации ООО “ГАЗ”: - Когда падают объемы производства - везде идет “оптимизация”, это неизбежно. Но собственник и работодатель не очень хотят говорить о сокращении. Они предпочитают договариваться, расставаясь с людьми по соглашению сторон, выплачивая дополнительные зарплаты. Такую скрытую “оптимизацию” отследить сложно. Это будет долгий процесс, пока наше государство не повернется лицом к автопрому. При этом все мероприятия, предусмотренные коллективным договором, выполняются в полном объеме. Здесь у нас никаких претензий к работодателю нет. А вообще - претензий к профкому, по-моему, не было, только когда упал Челябинский метеорит. В этой ситуации ни одной жалобы не было. А по всем другим проблемам люди идут в профком. Такая наша работа. Впрочем, это даже хорошо. Если приходят - значит, верят. Олег Косых, председатель первичной профсоюзной организации ЧТЗ, председатель Челябинской областной организации профсоюза работников АСМ: - У нас наступила некоторая стабилизация. ЧТЗ находится на плаву, хотя и на плаву очень шатком. Сейчас у нас есть поддержка правительства, поддержка губернатора, поддержка Уралвагонзавода, государственные гарантии, субсидии, дополнительные заказы... Но если убрать часть поддержки - мы снова можем потонуть. Да и сейчас не все гладко. На сегодня имеется некоторая задержка зарплаты за работу в декабре. В ближайшее время ситуация будет обсуждаться в профкоме с приглашением генерального директора. В то же время эта задержка связана с непоступлением средств за проданную продукцию. Как только поступят деньги от заказчика, зарплату немедленно выплатят. Что касается сокращений. Недавно в СМИ прошла информация о сокращениях более 6000 работников нашего завода. Человек приходит на рабочее место, удивляется: “Как так? Завод гробят!” Хочу заявить: никаких приказов о сокращениях в профком не поступало. Сами сотрудники предприятия тоже не получали уведомлений. Нам, наоборот, нужно набрать почти тысячу человек, чтобы выполнить объем заказов, который сейчас есть! Так что по сокращениям - это ложная информация, распространяемая кем-то, кому это выгодно. Александр Поликарпов, председатель профсоюзной организации завода “Ростсельмаш”: - На данный момент наш завод работает в штатном режиме. Зарплата выплачивается вовремя, коллективный договор действует в полном объеме, сокращений нет. Единственный беспокоящий нас момент - объем дотаций, выделяемых правительством страны на сельское хозяйство. Если селу не выделят достаточные средства, это потянет за собой цепочку неприятностей. И наши продажи, естественно, тоже упадут. Сегодня мы прекрасно работаем с поставщиками и с потребителями. Делаем все возможное, чтобы сделать качественную, хорошую технику, которая пользуется спросом. В дальнейшем, конечно, все будет зависеть от решений правительства.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>