В Санкт-Петербурге прошла конференция о развитии нормативной базы по условиям и охране труда в Арктике

05.05.2015 00:00

Автор:

Источник: www.ktr.su

Территория: Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге Российский профсоюз моряков и Нефтегазстройпрофсоюз России провели совместную практическую конференцию о развитии нормативной базы по условиям и охране труда в Арктике, на которой обсудили Конвенцию Международной охраны труда о труде в морском судоходстве.

В Санкт-Петербурге Российский профсоюз моряков и Нефтегазстройпрофсоюз России провели совместную практическую конференцию о развитии нормативной базы по условиям и охране труда в Арктике. На все суда, которые работают в Арктике и проходят Северным морским путем, в полной мере должны распространяться  требования Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС), – считают в Российском  профсоюзе моряков. С таким сообщением в ходе практической конференции «Арктика сегодня», проходившей в Санкт-Петербурге 29 апреля, выступил первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук. Основой для правового регулирования на шельфе является Конвенция по морскому праву 1982 года, в которой определено, что территориальными водами  является 12-ти мильная зона. – Мы исходим из того, что те суда, которые выходят за 12-ти мильную зону, являются судами, осуществляющими международное судоходство.  А такие суда, которые постоянно работают в этом районе и проходят Северным морским путем,  должны соблюдать  требования в соответствии с КТМС, – говорит Игорь Ковальчук. –  Требования конвенции должны распространяться и на плавучие объекты по добыче углеводородов. Формально эти конструкции являются судами, они имеют номер Международной морской организации  (ИМО), несут флаг страны, в которой зарегистрированы. Этот вопрос требует законодательного разрешения. Конвенция определяет, что в случае сомнений они должны быть разрешены компетентным органом с участием представителей судовладельцев (объединением работодателей) и моряков (профсоюзов). – Я уверен, – сказал Ковальчук, – что вместе с правительством мы вполне можем определить те группы судов, которые работают в Арктике и подпадают под действие конвенции. Для нас это важный вопрос, потому что конвенция позволяет поддерживать достаточно высокий уровень оплаты труда, достойные условия труда на судах, независимо от размера судна и района плавания, количества членов экипажа. В свете КТМС возникает другой вопрос: распространяются ли положения конвенции на работников-буровиков плавучих буровых установок и морских стационарных платформ? Иначе говоря, имеют ли они статус моряка или нет? – Для начала следует определить, являются ли буровые установки и  морские стационарные платформы судами, – справедливо заметил председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Лев Алексеевич Миронов. – Согласно российскому законодательству плавучие установки (платформы), плавучие нефтеналивные и перегрузочные комплексы  и стационарные морские платформы относятся к морским судам. А раз так, то и буровики плавучих буровых установок и морских стационарных платформ согласно КТМС должны иметь статус моряка. Но в реальности все не так просто, российское законодательство не стыкуется с нормами международной конвенции, а значит, условия труда этой категории работников невозможно привести в соответствие с нормами КТСМ. Но даже обретение статуса моряка не решит всех проблем по защите трудовых прав этой категории работников, поскольку трудовые отношения моряков и буровиков значительно отличаются. Последние работают, например, вахтовым методом.  Поэтому в Нефтегазстройпрофсоюзе считают, что целесообразно внести в установленном законом порядке соответствующие изменения в раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» Трудового кодекса РФ, дополнив раздел главой «». Особенности регулирования трудовых отношений при разведке и разработке недр континентального шельфа». Изменения необходимо внести и во многие другие законодательные акты. – Следующий вопрос связан с расширением добычи нефти и газа  на Арктическом морском шельфе, – говорит Игорь Ковальчук. – Обслуживанием таких установок и грузоперевозками могут заниматься разные суда, в том числе иностранные.  Поэтому для нас важно защитить рабочие места российских моряков и нефтяников-газовщиков. Но российское законодательство, в частности, КТМ, определяет, что на судно под российским флагом  могут наниматься иностранцы, но при этом старший комсостав: капитан, старпом, стармех и радиоспециалист должны быть российскими гражданами. При этом надо понимать, что в России моряки практически единственная профессия, в которой требуется разрешение на найм иностранцев. По мнению РПСМ, профсоюзы должны разработать совместно с правительством и компаниями законодательные меры, которые квотировали бы рабочие места на судах и плавучих сооружениях, чтобы часть работников  обязательно была российскими гражданами, если речь идет о добыче углеводородов на шельфе, который является зоной экономических интересов России. Важный фактор – соблюдение требований безопасности труда. Сейчас в России идет смена идеологии в этой области, если раньше априори были определены отрасли с вредными и опасными условиями труда, полагались определенные компенсации, то сегодня система меняется. Каждое рабочее место освидетельствуется, но, к сожалению, не всегда компетентно и качественно. Практическая конференция «Арктика сегодня: взаимодействие профессиональных союзов в развитии нормативной базы по условиям и охране труда, промышленной и экологической безопасности при работах на континентальном шельфе» была организована совместно Российским профсоюзом моряков и Нефтегазстройпрофсоюзом России. Как отметил Александр Георгиевич Воробьев, председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга, цель конференции – организовать взаимодействие всех заинтересованных сторон по разработке нормативной базы при работах на континентальном шельфе. При этом  защита трудовых и социально-экономических прав работников, обеспечение промышленной и экологической безопасности были и будут  главными приоритетами деятельности на арктическом шельфе.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>