Состоялся круглый стол "Легализация трудовых отношений в России"

Состоялся круглый стол "Легализация трудовых отношений в России"

10.06.2015 09:52

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

По данным Федерального агентства по труду, около 12 млн россиян трудятся без оформления трудового договора. С их зарплат не платятся налоги, не отчисляются взносы в социальные фонды. Включая Пенсионный, на поддержку которого бюджетом на текущий год предусмотрено около 600 млрд рублей. Как бороться с подобным явлением, обсуждали эксперты на круглом столе "Легализация трудовых отношений в России".

По данным Федерального агентства по труду, около 12 млн россиян трудятся “вчерную” - с их зарплат не платятся налоги, не отчисляются взносы в социальные фонды. Включая Пенсионный, на поддержку которого бюджетом на текущий год предусмотрено около 600 млрд рублей. Как вывести зарплаты из сумрака, обсуждали эксперты на круглом столе “Легализация трудовых отношений в России”. Недавно “Солидарность” писала о дефиците Пенсионного фонда России (ПФР), прогнозное значение которого на этот год составляет около 600 млрд рублей (см. № 19, 2015). Именно такая сумма предусмотрена на компенсации из федерального бюджета “выпадающих доходов” ПФР. Практика подобных трансфертов позволяет некоторым экспертам называть дефицит ПФР “мифом”, однако как дефицит ни назови, его покрытие ежегодно обходится бюджету в весьма круглую сумму. При этом, как справедливо заметил в середине мая министр труда Максим Топилин, россияне по факту вынуждены “скидываться” в ПФР дважды: сперва в виде отчислений в фонд с зарплаты, а потом в виде налогов в бюджет, миллиарды рублей из которого покрывают тот самый “мифический” дефицит. Причин у плачевного финансового состояния ПФР несколько. Чаще всего эксперты называют ту, что пенсионеров становится все больше по сравнению с работающими россиянами, то есть теми, кто обеспечивает им выплаты. По данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, сейчас на одного получателя пенсии приходится 1,3 работающего гражданина, а по его же прогнозу к 2030 году эти показатели могут сравняться. “Если мы не найдем способа увеличить долю тех, кто платит”, - уточнил недавно ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Способов предлагается много - достаточно вспомнить идеи правительства об увеличении пенсионного возраста или обсуждение возможности “ревизии” практики досрочных пенсий. Подобные инициативы вызывают резкое неприятие в обществе - возможно, поэтому эти новшества до сих пор не обрели форму законов. И тем более приятно, что правительство в лице Минтруда всерьез, кажется, задумалось над другим путем решения проблемы - легализацией рынка труда. Ударим комиссией и группой. На сегодняшний день в России насчитывается около 80 млн граждан трудоспособного возраста. Страховые взносы в фонды пенсионного, социального и медицинского страхования поступают на данный момент только примерно за 56 млн человек. Однако стоит учитывать, что примерно за 17 млн россиян трудоспособного возраста взносы поступать не должны в принципе. Речь идет о неработающих инвалидах, лицах, ухаживающих за нетрудоспособными людьми, а также военнослужащих, зарегистрированных безработных, судьях и других категориях граждан. Такие данные привел 4 июня на круглом столе “Легализация трудовых отношений в России” замруководителя Роструда Михаил Иванков. По данным ведомства, примерно за 15 млн россиян в настоящий момент работодатели не отчисляют обязательные взносы в государственные фонды. Впрочем, Михаил Иванков при этом поясняет, что в их число входят также домохозяйки и лица, находящиеся на иждивении, граждане, работающие на территории другого государства и люди, живущие за счет использования своего имущества (например, сдачи в аренду). То есть это не обязательно люди, получающие “серую” или “черную” зарплату. Чиновник подчеркнул, что количество граждан, именно работающих “в тени”, “ни в одной стране мира подсчитать невозможно”. Однако, опираясь в том числе на данные Международной организации труда, Роструд оперирует цифрой в 14% от числа трудоспособных граждан страны. Таким образом, сейчас речь идет примерно об 11 млн россиян (Иванков навскидку оценил их количество как “порядка 12 млн”). - Мы делим людей, которые работают в неформальном секторе, на две категории, - пояснил Михаил Иванков. - Основная часть - это те люди, которые, проживая в глубинке, не имеют возможности найти работу с приличной заработной платой и вынуждены работать “вчерную”. Меньшая часть - это люди, которые живут в крупных городах и понимают, что у них есть выбор: “Зачем мне получать 60 тысяч [официально], когда я могу не платить налогов и получать 90?” В глубинке другой выбор - получать 8 тысяч или 12 - 14 тысяч. При этом, сообщил чиновник, правительство уже поставило перед Рострудом задачу “принять необходимые меры по снижению нелегальной занятости не менее чем на 30%; обеспечить поступление взносов в ПФР не менее чем на 10%”. (За какой именно период, на круглом столе не уточнялось.) На практике, судя по всему, это означает принятие мер чисто административного характера. Так, почти во всех регионах созданы межведомственные комиссии во главе с вице-губернаторами, рассказал Иванков. А в каждом муниципальном образовании - рабочие группы “во главе либо с главой, либо с заместителем”. Занимаются эти органы выявлением секторов экономики, для которых на подведомственной территории применение нелегального труда наиболее характерно. Как правило, это строительство, сфера услуг, рыночная торговля. “Чтобы не кошмарить весь бизнес”, чиновники “подталкивают людей к легализации” “без принятия каких-либо мер инспекторского реагирования, без наказания, путем обсуждения”. - И только в том случае, если это не получается, подключаются наша инспекция, органы прокуратуры, другие правоохранительные органы, - поясняет Иванков. - На сегодняшний момент мы уже имеем определенные результаты: на 2 июня [с начала года] выявлено 390 тысяч нелегально занятых, и 315 тысяч [из них] уже легализовано. Вообще нам необходимо обеспечить в этом году легализацию не менее 4 млн человек. Убеждать работодателей переводить своих работников на легальное положение государство собирается также введением ограничения по наличным платежам и ограничением доступа к госзакупкам для организаций, которые не обеспечивают соответствующую уплату страховых взносов. Что касается самих работников, то их сознательность планируют повышать “формированием неприятия к фактам нелегальной занятости”. Речь идет о том, чтобы “легальные” трудящиеся понимали: они платят социальные взносы и налоги за безответственных “нелегалов”. Представитель Роструда, кстати, отметил, что “заработали горячие линии, на которые поступает информация”. “Информаторов” в России издавна, мягко говоря, недолюбливают, и переломить отношение общества к данному вопросу - задача весьма нетривиальная. Не открывая Америку. Между тем, со своими соображениями по теме подключается и общественность. Пока в лице Общественной палаты (ОП), зато с конкретными идеями. Председатель комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак в ходе круглого стола предложил сразу несколько инициатив. Первое предложение - создать “эффективную информационную систему”, объединяющую базы данных ведомств, имеющих отношение к вопросу. Например, с привлечением налоговой службы и Министерства труда. Второе предложение касается увеличения влияния на проблему нелегальной занятости “некоммерческих организаций, гражданского общества, профсоюзов”: - Я не открою Америку, если скажу, что сегодня во всех странах мира профсоюзы имеют свой контроль на основе тарификации, которую они проводят в соответствии с установлением минимального уровня оплаты труда в данной отрасли. Очень-очень хорошо работает, - пояснил общественник. - Третье предложение: мне кажется, регулирование данного вопроса достойно отдельного закона. Кое в чем Владимир Слепак высказался гораздо более определенно. Так, по его мнению, легализация рынка труда невозможна без повышения его привлекательности для работника и без того, чтобы сделать “привлекательной систему налогообложения” [для работодателей]. Тормозящим процесс фактором, как следует из выступления эксперта, является, в частности, минимальная зарплата, сильно отстающая от прожиточного минимума. Наконец, очень здравой представляется мысль о том, что количество нелегально занятых является своеобразным “индексом доверия” граждан к экономической политике государства. - Бизнес с пониманием относится к данной проблематике, но давайте посмотрим на текущую ситуацию, - охладил присутствующих член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” Дмитрий Третьяков. - Если работодатель сейчас начисляет в фонд заработной платы в среднем по стране по 30 тысяч рублей, то надо понимать, что на него возлагаются дополнительные затраты в размере, как правило, 50% от отчисления в ФОТ. 26% мы платим в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования. И здесь надо четко понимать, насколько мы доверительно относимся к этим отчислениям и насколько прозрачна судьба этих средств. Выходит, что иной добрый бизнесмен и рад бы платить в социальные фонды, да вот только доверия к ним ни на грош. Уж лучше не буду. А то заплачу, и ни мне, ни несчастному работнику ничего не достанется. Весьма оригинальное, надо сказать, понимание социальной ответственности. Раскрывая свою мысль, Третьяков пояснил, что, например, пенсионная реформа в понимании бизнеса явно забуксовала, и надолго. (С медицинской сферой и ФСС “тоже не все так гладко”.) То есть пока нет четких правил игры и непонятно, что это всерьез и надолго, бизнесменам неинтересно и невыгодно быть вечным “флюгером” реформ. И, наверное, их можно понять. Однако, по мнению представителя “Опоры”, первым делом стоит провести глобальную ревизию хозяйственной деятельности “не отдельно взятых фондов, а по совокупности”. А еще - произвести глубокий “суммарный анализ вот этих начислений” с целью снижения суммарных затрат на начисления в фонды. И представьте себе, что кто-то возьмет на себя ответственность и решит: будем экономить на пенсиях. Или на медобслуживании. Или на социально незащищенных гражданах. Ладно, допустим, что сэкономили - от этого вырастут “легальные” зарплаты и “народ потянется”? Тем не менее очевидно, что если задача легализовать рынок труда стоит всерьез, идти на какие-то уступки, в том числе и бизнесу, придется. Цель, скорее всего, стоит того. Даже если взять за основу расчетов среднюю зарплату в 32 тысячи рублей в месяц, то в год 12 млн “нелегальных” тружеников зарабатывают 4,6 трлн рублей. Для ПФР это означает, например, более 1 трлн рублей ежегодных взносов (22% от ФОТ). Учитывая дотации в 600 млрд, еще и останется. Комментарий. Елена Косаковская, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР: - Очень сложно ответить на вопрос, как легализовать рынок труда. Профсоюзы редко с этим сталкиваются. Просто потому, что там, где есть профсоюзы, не бывает “черных” зарплат. Но, с моей точки зрения, нужно начать на уровне государства поддерживать крупный и средний бизнес. Потому что когда правительство поддерживает малый бизнес, через некоторое время предприятия начинают искусственно дробиться. И на малых предприятиях уже как раз и исчезают профорганизации, и появляются “черные” зарплаты. Официально платят оклад на уровне МРОТ, а все остальное - в конвертах. Крупный бизнес, как правило, не может себе такого позволить. Поэтому работник крупного предприятия больше защищен. Также надо решить вопрос с самозанятыми работниками. И логично помогать бизнесу - высокая налоговая нагрузка, высокие арендные платежи... Слишком выгодно работать в тени. Еще надо сделать пенсии привлекательными. Чтобы работник сам был заинтересован идти работать легально. Также нужно сделать более жестким охват коллективными и отраслевыми соглашениями. По крайней мере в ряде европейских стран соцпартнерство является обязательным. В общем, трудно придумать какую-то одну меру по легализации рынка труда. Скорее это должна быть система мер. Причем как стимулирующих, так и контрольно-надзорных.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>