Профсоюзы раскритиковали инициативы Министерства труда и социальной защиты РФ

18.09.2015 14:55

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

Министерство труда и социальной защиты РФ предложило сохранить до 2018 года включительно пониженный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Профсоюзы не согласны с таким подходом в принципе.

Страховые взносы до 2018 года предлагается оставить пониженными. При этом денег в Пенсионном фонде не хватает, пенсии индексируют на унизительные 5,5%, обсуждается повышение пенсионного возраста. Профсоюзы на заседании Российской трехсторонней комиссии 15 сентября высказали свое несогласие с такой политикой социальных фондов. А заодно вступились за Роструд, ликвидацию которого готовы поддержать работодатели. 4% для Пенсионного фонда Минтруд предложил сохранить до 2018 года включительно пониженный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Напомним, что он сейчас составляет 30% (22% в Пенсионный фонд РФ, 2,9% - в Фонд соцстраха, 5,1% в Фонд медстраха). Выпадающие доходы фондов предполагается компенсировать как обычно – из бюджета РФ. Профсоюзы не согласны с таким подходом в принципе. - Мы сейчас говорим о дефиците Пенсионного фонда, в то же время продлеваем действие льготного размера тарифов страховых взносов. Недоплаченные 4% вместе с отменой обязательной накопительной части покрыли бы все финансовые проблемы Пенсионного фонда! – возмутился председатель ФНПР Михаил Шмаков. Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, продление льготного тарифа приведет к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2018 году в размере 802,15 млрд рублей. Профсоюзная сторона опасается, что повышенные нагрузки на федеральный бюджет будут провоцировать финансово-экономический блок правительства на выработку мер, ухудшающих пенсионные права трудящихся и пенсионеров. В частности, инфляция даже в официальных источниках теперь указывается как достигшая 21%, а Пенсионный фонд намерен индексировать пенсии даже не на 11%, а только на 5,5%. – [Были бы полноценные поступления] - тогда не предлагали бы увеличить пенсионный возраст и не индексировать пенсии по инфляции. В Пенсионном фонде нет денег потому, что такие законы принимаются! – уверен лидер ФНПР. Сторона работодателей, наоборот, поддержала законопроект. Председатель РСПП Александр Шохин назвал большим завоеванием то, что президент обещал до 2018 года не повышать налоговую нагрузку и страховые платежи и держит свое слово. Вообще же, установление размера взносов в социальные фонды – это политический вопрос, который находится в ведении президента страны. Собственно, Минтруд и вышел с данным законопроектом потому, что таково было поручение Владимира Путина по итогам послания Федеральному собранию. - Когда принималось такое решение – была другая экономическая обстановка. Давайте отказываться от некоторых решений, которые были приняты в тучные годы, - предложил Шмаков. Право на проверку Большую дискуссию вызвало предложение наделить социальные фонды полномочиями проводить внеплановые проверки на предприятиях, где имеются к этому основания. Бывает, что работодатели нарушают закон, занижая официальные доходы своих сотрудников. Так, в прошлом году региональные гострудинспекции в ходе проверок предприятий выявили почти 46 тыс. правонарушений по оплате труда и около 19 тыс. нарушений в оформлении трудовых договоров. Занижение зарплат ведет и к заниженным выплатам в социальные фонды. Законопроект, который предлагает Минтруд, позволит социальным фондам проводить внеплановые проверки предприятий, которые, по информации Роструда, нарушили трудовое законодательство. Сейчас фонды имеют право проводить плановые проверки предприятий не чаще, чем раз в три года, а внеплановые – только в случае реорганизации или ликвидации компании. Профсоюзная сторона полностью поддержала законопроект, а вот работодатели выступили против. Александр Шохин предложил заняться повышением эффективности надзорно-контрольных мероприятий, а не увеличением их количества. К тому же он обратил внимание на то, что зарплату работодатели обязаны выплачивать не ниже МРОТ, а не прожиточного минимума. Зарплата ниже прожиточного минимума не является нарушением закона. Статс-секретарь – заместитель Министра труда и соцзащиты Андрей Пудов – возразил. Сейчас, если Роструд при проверке компании обнаружит, что уровень зарплат в ней ниже того, который закреплен в региональном генсоглашении (то есть ниже прожиточного минимума), он фиксирует это как нарушение. Более того, это влечет за собой финансовые последствия: штрафы и дополнительное начисление страховых взносов. За прошлый год работодатели вынуждены были доплатить 90,8 млн рублей, чтобы довести зарплаты сотрудников до размера прожиточного минимума, установленного в регионе. - Так мы дойдем до того, что работодатели поддержат ликвидацию Роструда! – воскликнул Шохин. – Или поддержим инициативу Минфина о передачи функции администрирования страховых взносов федеральной налоговой службе. - Я тогда попрошу о передаче функции Роструда ФНПР! Как это было сделано в 1933 году, когда функции наркомата труда были переданы ВЦСПС. Для начала мы заберем Роструд, - ответил на это лидер ФНПР. Обе точки зрения были зафиксированы в протоколе. Конвенция 102 Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения была разработана в 1952 году, но актуальна до сих пор. Россия идет к ее ратификации уже почти двадцать лет, и теперь готова к этому. В мире ее уже ратифицировали 50 стран. Она является основополагающим документом международного права, определяющим содержание Европейского и Ибероамериканского кодекса, а также Европейской социальной хартии и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека, ратифицированных Россией. Она покрывает почти все социальные направления: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, старости, в связи с несчастными случаями, по инвалидности, материнству, и по случаю потери кормильца. В соответствующих разделах прописаны определения покрываемых рисков, размер средств или объем услуг, продолжительность обеспечения и необходимый стаж для его получения. При этом Конвенция предполагает обязательное и добровольное страхование, государственное и частное обеспечение. Все стороны РТК поддержали ратификацию Конвенции, хотя профсоюзы посетовали, что некоторые разделы будут исключены. Конвенция позволяет принимать не все разделы сразу. Таким образом, Россия пока не берет на себя обязательства обеспечения по безработице, потому что наш максимальный уровень пособия не соответствует требованиям Конвенции. Также страна пока не принимает раздел «Семейное положение» по причине «трудностей в исчислении общей суммы расходов на ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое по законодательству РФ». Статистика и политика Росстат внезапно оказался на политическом поле битвы. Руководитель федеральной службы государственной статистики Александр Суринов рассказал о том, что его ведомство, реализуя рекомендации МОТ, приняло обновленные стандарты в области статистики труда. В ответ - получил упреки в содействии снижению зарплат бюджетникам. Дело в том, что сейчас при подсчете средней зарплаты в стране вообще и в регионах в частности не учитывается неформальная занятость. Это касается индивидуальных предпринимателей, надомных работников, людей, трудящихся по гражданско-правовым договорам. Теперь же Росстат подготовил новую методику подсчета, учитывающую этот тип занятости. Отвечая на вопрос председателя ФНПР, Суринов сказал, что по новой методике подсчета уровень средней зарплаты, скорее всего, упадет. По информации Росстата, в неформальном секторе оплата труда, как правило, ниже, чем в формальном. Это заявление было встречено шквалом возмущения, в первую очередь от профсоюзов. - Но регионы же будут на эту величину ориентироваться! Для выполнения [майских] указов президента берется статистическая цифра, средняя зарплата, которую вы предоставляете! – сказал Михаил Шмаков. В соответствии с указами президента, именно от средней зарплаты высчитывают зарплаты бюджетникам. В частности, если зарплата врача должна составлять две средних зарплаты по региону, то доходы врачей автоматически упадут в случае статистического уменьшения средней величины. - Вы привязываетесь к политическим мерам, а я говорю о коррекции [статистического] счета! – возразил Александр Суринов. – Такое явление, как неформальная занятость – есть. Замалчивать его не нужно. Мы, когда считаем ВВП страны, учитываем валовую зарплату, которую получает и эта часть работников! Тогда Шмаков спросил, учитываются ли в статистических расчетах в качестве неформального дохода взятки. На что Суринов ответил: - В системе национальных счетов, которые являются основой современной экономической статистики, рассматриваются два типа взяток. Взятки, связанные с использованием служебного положения, не являются экономической операцией и не рассматриваются в качестве дохода. А те взятки, которые являются неформальной благодарностью (учителям, врачам и т.д.) рассматриваются как доведение до нормального уровня заработной платы этой категории работников. Чаевые – тоже можно назвать взяткой, но они составляют часть зарплаты. На смех и удивленные возгласы Суринов ответил, что статистика подтверждается практикой. Лично он регулярно встречается в жизни с тем, что врачу за операцию нужно заплатить, классного руководителя в школе – нужно отправить отдыхать на каникулы и т.п. То есть такое явление есть, и игнорировать его нельзя. В Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ уверены, что «не должны результаты крупнейшего социального проекта изменяться экспериментальными расчетами». Новую методику, которая приведет к таким серьезным социальным последствиям, надо вначале апробировать. С ними же согласны и работодатели. - Для начала надо бы посмотреть методику. Ее никто еще не видел. Зачем спешить? Органам статистики нужно на практике разобраться, как все работает, после этого вводить ее в оборот и предлагать лицам, которые готовят управленческие решения; в том числе, на политическом уровне. И мы что, доходы от трудовой деятельности в неформальной занятости приравниваем к зарплате? А если это разные явления, то почему мы пытаемся их использовать в политических решениях? Почему рекомендуем субъектам РФ статистику, не прошедшую апробацию и которая имеет иную природу – почему такой резкий переход? – удивился вице-президент РСПП Федор Прокопов. Михаил Шмаков был более резок, заявив: - Немедленно идем к премьеру и говорим, что эту методику принимать нельзя! В конце заседания прошло торжественное награждение победителей всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в 2014 году. Список победителей и призеров можно посмотреть на сайте «Солидарности»

Карта конфликтов

Последние сообщения >>