Состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

06.04.2016 12:03

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

29 марта 2016 года на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений председатель ФНПР М.Шмаков предложил закончить крымский эксперимент и вернуть контрольно-надзорные полномочия органам федеральной власти.

29 марта на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений председатель ФНПР Михаил Шмаков предложил закончить крымский эксперимент и вернуть контрольно-надзорные полномочия органам федеральной власти. С профлидером согласились и работодатели: за трудовым законодательством должна наблюдать Федеральная служба по труду и занятости. Минтруд, правда, предложил продлить эксперимент до 2017 года. Крымский эксперимент. Между Федеральной службой по труду и занятости, Советом министров Республики Крым и правительством Севастополя было заключено соглашение о передаче части полномочий Роструда в сфере соблюдения трудового законодательства. В соответствии с соглашением с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года крымские и севастопольские власти сами надзирают за соблюдением трудового законодательства на своей территории. Для этого властями были созданы инспекции по труду, из федерального бюджета РФ им выделили субвенции. Позже было принято решение продлить эксперимент до 1 января 2017 года. В прошедшем году крымские инспекции труда провели 1296 внеплановых проверок. В 75% случаев найдены нарушения, по результатам которых выдано 973 обязательных к исполнению предписания. В результате по требованию госинспекторов восстановлены права 15 380 работников; оформлено 2137 трудовых договоров; выплачена зарплата 13 171 работнику на общую сумму более 210 млн рублей; расследован 91 несчастный случай, в которых пострадали 82 работника. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, среднероссийских показателей достичь не удалось. Минтруд считает, что причина - в “нахождении указанных региональных органов власти вне системы стимулирования надзорной деятельности на основе ключевых показателей эффективности”. Минтруд обращает внимание и на то, что действия крымских властей в рамках эксперимента нельзя назвать самостоятельными, они координируются Минэкономразвития РФ посредством согласования проверок. При этом отсутствие утвержденного порядка приводит к тому, что зачастую согласование проверки занимает около месяца, что фактически парализует работу инспекций. В связи с тем, что такие полномочия реализуются всего лишь в течение года, Минтруд предлагает оценивать результат эксперимента по данным за два года, то есть подождать еще. Все согласились с тем, что эксперимент в Крымском федеральном округе - не показательный: на него влияли проблемы переходного периода, а органы власти и инспекция труда не успели адаптироваться к российскому законодательству. Однако в целом профсоюзы выступили против передачи федеральных полномочий на местный уровень. - На Крыме решили проверить эффективность передачи функций федеральных органов на местный уровень. Не получилось. Фактически по всем направлениям, а не только в части инспекции труда, - сказал председатель ФНПР Михаил Шмаков и предложил дополнить решение РТК по этому вопросу позицией профсоюзной стороны: “Считать целесообразным сохранение полномочий по государственному надзору по соблюдению трудового законодательства за Федеральной службой по труду и занятости”. Такая же позиция - сохранить полномочия по надзору в профильном ведомстве - и у работодателей. Реиндустриализация по-российски. По данным Росстата, в 2015 году производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 3%. Но если с мясом, зерном и сахарной свеклой у нас все неплохо, то с выращенными в теплицах овощами - хуже. К основным причинам, сдерживающим развитие тепличного овощеводства, Минсельхоз относит диспаритет цен на энергоносители, а также поступление на российский рынок импортных овощей по низким ценам, рассказали на заседании РТК. Так, за последние четыре года цены на газ, используемый для обогрева теплиц, увеличились почти вдвое, на электроэнергию - в 1,6 раза, а на произведенную продукцию - в 1,2 раза. За 2015 год, как ожидает Минсельхоз (итоги года еще не подведены), рентабельность тепличного овощеводства с учетом субсидии составит 18,9%, что на 2,8% выше, чем в 2014 году, и на 5,9% выше планового показателя госпрограммы. Рентабельность же без субсидии предположительно составит 10,9% против 6,3% в 2014 году. По оценке Минсельхоза, в 2015 году достигнуты или превышены пороговые значения показателей продовольственной безопасности по зерну, сахару, растительному маслу, картофелю, мясу и мясопродуктам, рыбной продукции. Ниже пороговых значений - показатели по молоку и молокопродуктам, пищевой соли. Заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов отметил, что стоимость сельскохозяйственного продукта нельзя рассматривать в отрыве от цен на ГСМ, стоимости электроэнергии, железнодорожных тарифов и покупательной способности населения. - Если мы допускаем рост стоимости [товаров], то мы должны синхронизировать и рост доходов [населения]. За прошлый год в среднем цены выросли на 14,5% на все виды товаров. На продовольственные товары цены выросли на 12,5%, на сельскохозяйственные - на 8%, - напомнил Хатуов. Доходы же населения не просто не выросли, а упали в среднем на 10%. Его тут же поддержал Михаил Шмаков, добавив, что цена труда в нашей стране занижена. С этим никто из социальных партнеров спорить не стал. Если говорить о ситуации в отраслях из сферы ведения Минпромторга России, то рост производства по итогам 2015 года наблюдался только в химической отрасли, включая производство фармацевтической продукции (106,3%). В остальных отраслях был спад - от 96,6% (обработка древесины и производство изделий из дерева) до 88,3% (текстильное и швейное производство). Динамика рентабельности определялась, с одной стороны, ослаблением рубля, с другой - масштабами роста удельных затрат из-за сжатия спроса. Наиболее существенно рентабельность повысилась в сырьевых отраслях. При этом в машиностроении, испытавшем резкое снижение спроса, она осталась на крайне низком уровне (рост с 1,8 до 2,3%). Средняя ставка по кредитам в 2015 году (15,7%) существенно превысила уровни рентабельности в обрабатывающих отраслях. А вот в машиностроении ситуация просто критическая: отношение процентных платежей по кредитам к прибыли от продаж выросло за год с 2300 до 2500%! В целом по итогам 2015 года экспорт товаров снизился на 32%, а импорт - на 37%. Более чем на 40% уменьшился ввоз машин и оборудования, почти на 30% - химических товаров. Импортозамещение же, по сути, только начали - комплекс мероприятий находится на начальном этапе, поэтому пока эффект практически не заметен. Минпромторг надеется, что в ближайшем будущем ситуация улучшится. - Нам необходима реиндустриализация! - заявил председатель ФНПР. - Чтобы промышленность развивалась, нужны условия финансирования и кредитования экономики, сопоставимые с условиями у конкурентов. Этого у нас нет. Нынешняя политика Центробанка ведет к полному удушению экономики внутри страны. Конечно, на кладбище инфляции нет. И пенсии не надо платить… Вице-премьер отчитала Минфин и Минздрав. В конце заседания Михаил Шмаков вновь поднял вопрос о передаче Федеральной налоговой службе администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: - Я хочу еще раз заявить категорическую позицию профсоюзной стороны: мы против передачи сборов взносов в федеральный орган, которым сейчас явочным порядком определяется Федеральная налоговая служба! По мнению профсоюзной стороны, передача администрирования разрушит выстроенную пенсионную систему, особенно если вместо социальных взносов вновь будет введен единый социальный налог. И хотя правительство уверяет, что этого не планируется, неофициально такие разговоры ведутся. Еще 29 января в решении РТК было записано: “…рекомендовать Минфину создать рабочую группу по подготовке проектов нормативно-правовых актов по реализации Указа, а также проводить регулярные консультации” (имеется в виду Указ президента РФ от 15.01.2016 № 13. - Прим. ред.). Но рабочая группа до сих пор не создана, консультаций со сторонами социального партнерства не ведется, то есть решение РТК не выполнено. Представитель Минфина заверил, что они готовы встречаться и обсуждать, но его перебила возмущенная вице-премьер Ольга Голодец: - Вы были готовы встречаться с 29 января, но почему с тех пор не создали рабочую группу?! В течение пяти дней создать рабочую группу и определить дату первого заседания! Досталось и Минздраву, правда, заочно. Председатель профсоюза угольщиков Иван Мохначук принес документы, из которых видно, что Центр профпатологий Новокузнецка сделал платным подтверждение полученного работником профзаболевания или травмы. Причем общая цена анализов может доходить до 20 - 40 тыс. рублей. Голодец потребовала у Минздрава разобраться с этим безобразием, однако обнаружилось, что ни одного представителя министерства на заседании РТК нет. - Никого нет? [Пусть пишут] объяснительную! Анализы обследования должны проводиться за счет ОМС! Разобраться! Срок - неделя, - потребовала вице-премьер.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>