В Москве состоялось заседание Второго всероссийского форума "Национальная система квалификаций в России"

14.12.2016 10:49

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Москва

8 декабря 2016 года в Москве состоялся Второй всероссийский форум "Национальная система квалификаций в России", организованный РСПП совместно с национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством образования и науки. Это мероприятие высокого уровня было посвящено состоянию и перспективам национальной системы квалификаций, а также перспективам появления новых профессий и компетенций.

8 декабря в Москве состоялся Второй всероссийский форум “Национальная система квалификаций в России”, организованный РСПП совместно с нацсоветом при президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтрудом и Минобрнауки. Это мероприятие высокого уровня было посвящено состоянию и перспективам национальной системы квалификаций, а также перспективам появления новых профессий и компетенций. Наибольший, на наш взгляд, интерес участников форума вызвали вопросы независимой оценки квалификации работников или претендентов на определенный вид трудовой деятельности. Участниками Второго всероссийского форума “Национальная система квалификаций в России” стали представители органов исполнительной и законодательной власти, работодателей и их объединений, научных и образовательных учреждений. На форуме были активны и представители российских профсоюзов. Учитывая, что вопросы независимой оценки квалификации (НОК) напрямую затрагивают интересы трудящихся, профсоюзам необходимо ориентироваться в тонкостях данной процедуры. Однако в полном объеме оценить эффективность этой системы, которая вводится с 1 января 2017 года, можно будет лишь по мере формирования соответствующей практики. Ожидания и опасения. Как видно, практически все участники процесса регулирования в сфере оценки квалификаций уделяют большое внимание развитию системы квалификаций. В развитых зарубежных странах подобные системы внедрены и дают определенные положительные результаты, опыт признается позитивным. Предполагается, что в нашей стране введение НОК позволит работодателям заполучить более квалифицированные кадры и повысить производительность труда и производственные результаты. Работникам - получить возможность за счет подтвержденной высокой квалификации продвинуться по службе и увеличить зарплату. Государству - за счет всего этого поднять экономику и выйти на новый уровень организации труда. Что в итоге получится - движение вперед или “как всегда”, - покажет время. Как и многие другие новшества, внедрение независимой оценки квалификации вызывает определенные опасения. Ведь у нас свежи воспоминания, как разрабатывалась и внедрялась другая новая процедура - спецоценка условий труда. И мы сегодня сталкиваемся с проблемами ее применения: с ухудшением положения трудящихся, необоснованной отменой компенсаций и льгот за работу во вредных и опасных условиях, утратой прав на досрочное пенсионное обеспечение и т.п. Центры оценки квалификации. Мировой опыт, которому следуют разработчики системы, показывает, что компетенции работников должны подтверждаться независимыми от работодателей структурами, признанными всеми заинтересованными сторонами: работодателями, работниками, проф- союзами, органами власти. Если такая структура подтверждает квалификацию работника, то это подтверждение является универсальным и принимается всеми участниками национальной системы квалификаций. Материал по теме. Полина Самойлова. “НАРК готов к действию”, “Солидарность” № 45, 2016. Независимая оценка квалификаций - один из ключевых элементов национальной системы квалификаций наряду с профессиональными стандартами, национальной рамкой квалификаций и др. Сама НОК представляет собой процедуру, применяемую для подтверждения, что квалификация соискателя соответствует положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Данная процедура должна проводиться центром оценки квалификаций в соответствии с законом. В основе правового регулирования НОК лежит ФЗ от 03.07.2016 № 238 “О независимой оценке квалификации”, который вступает в силу с 01.01.2017. В соответствии с данным законом проведение НОК осуществляется центром оценки квалификаций (ЦОК). Полномочиями ЦОК может быть наделено юридическое лицо, если оно не является образовательной организацией и не учреждено ею. К ЦОК предъявляются серьезные требования. Прежде всего - наличие состава экспертов, а также необходимой организационной структуры и материально-технической базы для проведения профессиональных экзаменов, для обработки всей документации, возникающей в процессе НОК, для обмена информацией, участия в подготовке методических документов по проведению экзаменов и т.п. В настоящее время ЦОКи создаются во многих отраслях экономики, разрабатывается методическая база для работы этих центров, в первую очередь - комплексов оценочных средств, необходимых для экзаменов. Несколько ЦОКов уже создано и действует в тестовом режиме. Об участии профсоюзов. Стоит отметить, что профсоюзы тоже могут создавать ЦОКи, если для этого есть организационные и технические возможности. В перспективе свой ЦОК позволит не только работать в системе НОК, держа руку “на пульсе”, но и получать доход в виде платы соискателей или работодателей за проведение экзамена. Кроме того, можно проработать вопрос о предоставлении преференций членам профсоюзов в части оплаты экзамена при проведении НОК такими центрами. Но нужно учитывать, что уже отмечаются случаи, когда отдельные организации, слишком активно устремившиеся к созданию ЦОКа и инвестировавшие в это дело значительные средства, несут большие издержки на содержание этой, пока еще не работающей, инфраструктуры. И пока неясно, окупятся ли их вложения. Комплексы оценочных средств. При проведении профессионального экзамена ЦОК использует комплекс оценочных средств (КОС) - совокупность теоретических и практических заданий, критериев оценки. КОС разрабатывается по каждой квалификации, входящей в состав профстандарта. Учитывая, что в одном профстандарте может содержаться множество квалификаций, разработка КОСов - огромная и весьма дорогостоящая работа. Сейчас она осуществляется при финансовой поддержке со стороны государства, в бюджет на 2017 год заложены средства на эту работу. Материалы по теме. Елена Косаковская. “Тарифы, стандарты и квалификации”, цикл статей. “Солидарность” №№ 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 2016. Решения о создании ЦОКов и об утверждении КОСов принимаются отраслевыми Советами по профессиональным квалификациям (СПК). Представители профсоюзов, которые обязательно должны входить в состав СПК, имеют возможность влиять на принятие этих решений, чтобы не допускать на рынок независимой оценки квалификаций сомнительные организации, исключать избыточные либо непрофильные требования из состава оценочных средств и т.п. Профессиональный экзамен. НОК проводится в форме профессионального экзамена. Постановлением правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 утверждены Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена (далее - Правила), которые, как и ФЗ-238, вступят в силу с 01.01.2017. В соответствии с Правилами процедура прохождения профессионального экзамена поэтапно выглядит следующим образом: 1. Соискатель (работник) лично или через законного представителя представляет в ЦОК на бумажном или электронном носителе необходимый комплект документов, включая личное заявление о проведении профессионального экзамена по определенной квалификации, копию паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) и др. 2. ЦОК принимает документы и в течение 10 календарных дней проверяет их корректность и полноту, информирует соискателя о результатах рассмотрения документов, определяет и согласовывает с соискателем (его законным представителем) дату, время и место проведения профессионального экзамена. Также ЦОК информирует соискателя о процедуре проведения экзамена. Если экзамен проводится по направлению работодателя - дата, время и место согласовываются с работодателем. 3. Соискатель прибывает на экзамен (допуск осуществляется по документу, удостоверяющему личность). ЦОК проводит профессиональный экзамен в соответствии с КОСом, утвержденным СПК для данной квалификации. Экзамен считается успешно пройденным, если соискатель достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами. Результаты оформляются протоколом экспертной комиссии. Предусмотрена возможность присутствия на профессиональном экзамене представителей Минтруда и соответствующего СПК. 4. В течение 7 календарных дней после экзамена ЦОК передает протокол и иные материалы экзамена в СПК. В течение 14 календарных дней после экзамена СПК проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК соискателя, принимает решение о выдаче ему свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена (в зависимости от результатов). Информацию о выданных свидетельствах и заключениях СПК направляет в АНО “Национальное агентство развития квалификаций”, которое вносит данную информацию в реестр сведений о проведении НОК. 5. Не позднее 30 календарных дней после экзамена ЦОК на основании решения СПК оформляет и выдает соискателю свидетельство или заключение либо направляет данные документы по указанному соискателем адресу. Отраслевые СПК наделены контрольной функцией по проверке и признанию результатов НОК каждого соискателя. Массовое применение НОК потребует от СПК существенного расширения штата для организации этой работы, качеством которой будет во многом определяться доверие к системе в целом. О стимулах. Как известно, прохождение НОК - не бесплатно. В соответствии с Правилами профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя и за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет его средств. Лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), должно заключить договор с ЦОКом о возмездном оказании услуг по НОК и оплатить услуги по цене, предусмотренной договором. Здесь необходимо обратиться к вопросу экономической составляющей системы НОК. Эти вопросы также обсуждались участниками форума “Национальная система квалификаций в России”. Очевидно, что при нынешнем уровне доходов подавляющего большинства россиян мало кто из трудящихся готов нести расходы на НОК. Разработчики национальной системы квалификаций исходят из того, что система НОК является добровольной и интерес к участию соискателей и работодателей в НОК может иметь место только при доверии всех заинтересованных сторон к результатам этой оценки, которые должны быть объективными и честными. Интерес работников к прохождению НОК и готовность нести соответствующие расходы возникнут только тогда, когда работники будут воспринимать вложения в НОК как инвестицию в собственное развитие, которая в итоге окупится. У работника должен быть стимул в виде четкой взаимосвязи между положительными результатами НОК и возможностями, которые при этом он получает: переход на новый уровень квалификации, карьерный рост, что сопровождается повышением оплаты труда. Причем стимул должен быть не абстрактным, а реально действующим. Работнику неинтересно заплатить деньги, чтобы просто повесить на стену свидетельство о прохождении НОК. Но реальные стимулы для работника сегодня неочевидны. Возможно, они будут отработаны по мере практического применения НОК и придадут ей новый импульс. Но на первых этапах внедрения НОК стоит рассчитывать только на работодателей, находящихся в устойчивом финансовом положении, готовых инвестировать в повышение квалификации работников и направлять их для прохождения НОК.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>