На авиационном заводе "Прогресс" начались массовые сокращения

20.01.2020 03:06

Источник: fedpress.ru

Территория: Приморский край

Населенные пункт(ы): Арсеньев (*2)

В январе 2019 года на приморском авиационном заводе "Прогресс" начались массовые сокращения сотрудников. Около тысячи человек остались без работы.

В Приморском крае уже много месяцев подряд продолжаются массовые сокращения. В 2019 году потеряли работу 6567 человек – и это только по данным профсоюзного мониторинга. В правительстве Приморского края считают, что на самом деле безработных в крае стало намного больше. Даже по сравнению с прошлым годом статистика плачевная: в 2018 году потерявших работу приморцев было в четыре раза меньше. Больше всего сокращения персонала коснулись флагманов приморской промышленности – например, завода «Прогресс» и 322-го авиаремонтного завода. При этом в последние годы в России уделяется огромное внимание обновлению военной техники и оборонной промышленности в целом. Как тогда объяснить происходящее? Об этом – в материале «ФедералПресс». Прогрессирующая безработица. В январе 2019 года на приморском авиационном заводе «Прогресс» начались массовые сокращения сотрудников. Около тысячи человек остались без работы. Это серьезно ударило по экономике Арсеньева – по сути, моногороду, выстроенному вокруг предприятия. Руководство «Прогресса» не собиралось останавливаться на достигнутом, анонсировав новую волну сокращений. Все это спровоцировало вспышку общественного недовольства – прошлой осенью в городе состоялся крупный митинг. В нем участвовало больше 800 человек. Организаторы акции хотели добиться не только прекращения увольнений, но и сохранения краевого коэффициента при начислении зарплаты заводчанам. Митингующим удалось добиться своего: работу сохранили минимум 140 человек, а увольнения прекратились. Вероятно, только на время: в этом январе на предприятии снова заговорили о возможных сокращениях. Однако проблемы были и остаются не только у «Прогресса». Так, на 322-м авиаремонтном завода из-за недостатка гособоронзаказов планируют оставить без работы больше половины сотрудников. На «Дальзаводе» также собираются избавиться от 138 рабочих. Все эти сокращения и проблемы тянутся уже много лет и с каждым годом ситуация на промышленных предприятиях Приморского края становится все хуже. Проблемы, с которыми столкнулись промышленные предприятия в Приморье, не имеют региональной окраски. По сути, это лишь следствие кризиса отрасли, затронувшего всю Россию. На это обратил внимание даже президент. Во время недавней большой пресс-конференции Владимир Путин заявил, что предприятия оборонно-промышленного комплекса слишком сильно закредитованы. «Цифры значительные, речь идет о сотнях миллиардов рублей. Правительство, Центробанк и сами оборонные предприятия сейчас активно работают над тем, как развязать этот узел. Проблема решаема. Недавно я собирал коллег по этому вопросу и поручил им подготовить окончательное решение. Оборонку будем развивать и дальше», - отметил глава государства. Слишком новые технологии. Основная причина кризиса – завершение модернизации армии. За последние несколько лет Россия обновила свою производственную базу, разработала современные системы вооружения. Как рассказал «ФедералПресс» доктор экономических наук Александр Латкин, процесс практически завершился – а потому у предприятий неизбежно сокращается количество заказов. Кроме того, многие дальневосточные заводы просто не могут производить современные вооружения. «С одной стороны, Минобороны стало заказывать меньше продукции. С другой стороны, Россия стала делать действительно высокотехнологичные ракеты и корабли. Предприятия на Дальнем Востоке – в том числе в Приморье – зачастую могут не потянуть оборонные заказы по уровню технологий», - отметил специалист. Александр Латкин рассказал также, что проблемы больших промышленных предприятий начались еще в девяностые годы. «Эти заводы создавали еще в советские времена – в том числе для того, чтобы привлечь на Дальний Восток высококвалифицированных специалистов. Создать судостроительный или авиастроительный завод в регионе стоит дороже, чем, например, в Санкт-Петербурге. Все, начиная от зарплат сотрудникам, и заканчивая электричеством, стоит гораздо больше, чем в центральной России. А потому сокращения гособоронзаказа для дальневосточных предприятий становятся действительно губительными. Такая тенденция зародилась еще в 90-е годы. Это был осознанный шаг правительства, на мой взгляд, ошибочный», - добавил Латкин. При отсутствии финансирования и заказов, снизился и темп модернизации предприятий. В итоге к началу 2020-х годов приморские заводы потеряли свою конкурентоспособность. Стремление к миру Впрочем, по мнению экспертов, не все так однозначно. Как отметил кандидат экономических наук Павел Грибов, нельзя однозначно говорить о сокращении числа гособоронзаказов. Речь идет, скорее, про общее проседание оборонной промышленности. «Есть такое понятие в гособоронзаказе, как сдвиг сроков вправо. То же количество продукции, которое раньше заказывали за два года, будут теперь изготавливать в течение пяти лет. Получается, что в один год у предприятия закажут меньше кораблей или вертолетов. Более того, оборонная продукция имеет цикл использования, причем довольно длительный», - рассказал Грибов. Специалист добавил, что очень много военной продукции Россия производила на продажу в другие страны. Много лет российские самолеты и оружие насыщали рынок, и теперь нужно искать новые рынки сбыта. «В начале девяностых была похожая ситуация – в какой-то момент в мире просто перестали закупать оружие. Сейчас снова настает период, когда предложение на военную продукцию превышает спрос. Воевать с Россией тоже никто не собирается, поэтому всплеска спроса на военную продукцию ожидать не стоит. Промышленность сейчас пытается найти выход из ситуации, найти новых партнеров», - добавил Грибов. Экономист добавил, что в последние годы в мире наблюдается тенденция к снижению числа войн. Все мировое сообщество, по существу, стремится к миру и согласию. Поэтому неудивительно, что работники военно-промышленного комплекса постепенно теряют работу. Слово на букву Д. Спасти оборонные предприятия и остановить сокращения работников можно. Рецепт спасения лежит на поверхности - начать производство продукции, востребованной не только военными, но и обычными людьми. Та самая диверсификация, о которой у нас говорят уже много лет. Одно из поручений Путина, например, касается увеличения доли продукции гражданского и двойного назначения в производстве оборонно-промышленного комплекса. К 2030 году этот показатель должен составить 50 процентов. Павел Грибов отметил, что одними из первых за реализацию поручения взялись судостроительные предприятия. Они начали развивать так называемые гражданские проекты. «В первую очередь государство пытается освоить строительство крупнотоннажных судов для гражданской сферы, и только потом уже для военной. Это видно, например, по истории кораблей класса «Лидер», о которых говорят уже лет семь, но все никак не начнут производство. Идея освоения гражданской продукции для оборонных предприятий кажется мне наиболее перспективной», - отметил Грибов. Александр Латкин добавил, что производство продукции для гражданских нужд может сработать, но для этого нужно смотреть вперед, уметь просчитывать. «Не у всех есть достаточно ума, чтобы просчитать, что будет востребовано через 10 лет. Взять тот же обанкротившийся завод «Дальприбор». Его могли взять под свое покровительство местные власти, дать дешевые кредиты и наладить производство детских игрушек или еще чего-нибудь в этом духе. Но прежде чем делать что-то подобное, нужно же понять, сколько этих игрушек привозят, какие именно нужны, что сейчас популярно. Это не каждому под силу», - подчеркнул специалист. Фото: commons.wikimedia.org\Vitaly V. Kuzmin,Фото: ФедералПресс / Ксения Медведева

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>