В Польше работники городского транспорта провели акцию протеста против сокращения зарплаты

22.05.2013 11:12

Автор:

Источник: www.solidarnost.org

Территория: Польша

В польской столице состоялась масштабная акция, которую провели 19 профсоюзов страны, включая "Август 80", "Солидарность", организации транспортных предприятий "Варшавские трамваи", "Быстрая столичная железная дорога", "Управление городского транспорта", "Столичные автобусы", "Варшавское метро". Сотни людей пришли к стенам варшавской ратуши выступить против планов сокращения зарплат водителей и вагоновожатых общественного транспорта столицы.

На минувшей неделе в польской столице состоялась масштабная акция, которую провели 19 профсоюзов страны, включая “Август 80”, “Солидарность”, организации транспортных предприятий “Варшавские трамваи”, “Быстрая столичная железная дорога”, “Управление городского транспорта”, “Столичные автобусы”, “Варшавское метро”. Требования - сохранить права транспортников и их семей на льготный проезд. Сотни людей пришли к стенам варшавской ратуши выступить против планов сокращения зарплат водителей и вагоновожатых общественного транспорта столицы. В их руках - профсоюзные флаги и транспаранты, на площади - свист и шум мощных динамиков. Причину протеста понять нетрудно. Столичная мэрия не только решила сократить зарплаты водителей общественного транспорта, но и собралась вскоре отменить традиционные льготы, позволявшие им и их семьям бесплатно пользоваться гортранспортом. Профсоюзы не скрывают возмущения и указывают на то, что несколько миллионов злотых, которые президент Варшавы пытается сэкономить для горбюджета, будут вынуты из карманов одной из самых малообеспеченных групп горожан. По подсчетам профсоюзных экономистов, транспортники и члены их семей недосчитаются 500 злотых в месяц (160 долларов). К примеру, только работники “Столичного автобусного парка” перестанут ежемесячно получать 15 тысяч проездных билетов, а в общей сложности без права на льготный проезд в столице останется 30 тысяч транспортников с их семьями. Стоит ли удивляться, что основные претензии у профсоюзов имеются непосредственно к президенту Варшавы - Ханне Гронкевич-Вальц? Ведь именно она стала главным идеологом антикризисной политики, призванной найти для бюджета столицы дополнительные средства, в том числе и путем урезания так называемых “ненужных расходов”. А для этого все средства хороши: наряду с планами сокращения зарплат транспортников власти готовят очередной “сюрприз” для всех горожан - увеличение цен на билеты за проезд. Дескать, эта мера обеспечит более динамичное развитие общественного транспорта. Профсоюзы смотрят иначе. Они уверены, что указанные меры лишь усугубят положение. Все помнят, что множество транспортных линий было ликвидировано, а на тех направлениях, которые еще функционируют, каждый месяц сокращается количество курсирующих автобусов и трамваев. Теперь же городское начальство пытается назначить на роль спонсоров сами транспортные предприятия, которые уже с первого июля будут вынуждены самостоятельно оплачивать билеты своих сотрудников и решать, кому и какие льготы предоставить. Причем новые правила затронут сотрудников всех основных столичных перевозчиков, работающих на автобусах, в трамваях и метро, на местной железной дороге и в главном транспортном управлении. Что потеряют транспортники? По данным профсоюзов, еще в прошлом году льготы за проезд стоили горбюджету 12 млн злотых (4 млн долларов). Больше всего билетов получали работники компании “Столичные автобусы”, которая выдавала 5 тысяч бесплатных билетов сотрудникам и еще 6 тысяч - членам их семей. Почему транспортники должны лишиться такой поддержки? Вице-президент этой компании Яцек Козновский так объясняет профсоюзам происходящее: “Наша фирма изо всех сил пытается сократить расходы. Быть может, меньшие предприятия и могут найти средства для того, чтобы далее финансировать льготы, но только не мы. После того как в январе резко выросли цены на билеты, стоимость бесплатного проезда для работников обойдется нашему бюджету на 20 млн злотых больше, чем в прошлом году (6,4 млн долларов). Мэрия ничем не сможет нам помочь, кроме общих советов начать зарабатывать больше и изыскивать дополнительные средства. Нам это просто не под силу, и если мы хотим обеспечивать льготный проезд и дальше, придется брать гигантский кредит в банке”. Не лучше выглядит ситуация и на предприятии “Варшавские трамваи”, где привилегией бесплатного проезда пока еще пользуются 9,7 тыс. сотрудников. Президент этой компании Кшиштоф Карос утверждает, что им тоже не удается сводить концы с концами: “Мы пытаемся получать дополнительные доходы всеми возможными способами. Каждый месяц продаем на металлолом старые трамваи, пытаемся сдавать в аренду вагоны для проведения различных мероприятий и пиар акций, зарабатывать на рекламе. Однако окончательное решение вопроса сохранения льгот самостоятельно принять не сможем. Это исключительно в юрисдикции руководства столицы, которая является владельцем предприятия. И даже если дополнительные средства будут найдены, в наших финансовых планах на 2013 год уже нет такой позиции, как средства на льготы для проезда работников. Невелики шансы сохранить бесплатный проезд и у сотрудников Управления городского транспорта, которое обеспечивает такими билетами почти 1,5 тысячи сотрудников: “Управление не должно никому обеспечивать бесплатный проезд на транспорте, поскольку эта организация фигурирует в наших столичных структурах как непосредственный работодатель. Иными словами, мы не можем платить за билеты номенклатуры, - заявили в канцелярии президента Варшавы. Что говорят на все это профсоюзы? Еще в начале мая они ясно предупредили, что скажут решительное “нет” сокращениям зарплат и отмене льгот. Новый законопроект был официально отвергнут крупнейшим профсоюзом “Солидарность”, после чего главы основных транспортных предприятий города организовали встречу для выработки общего плана борьбы. Одновременно весь месяц профсоюзы, объединенные в межотраслевом стачечном комитете, слали в мэрию жалобы и запросы, касающиеся планов по отмене льгот. Не ответил никто - ни депутаты горсовета, ни лидеры крупнейших политических партий. Столичная администрация повторяет, как заклинание: “Власти города не являются участником данного спора. У нас нет возможности доплачивать за билеты из столичного бюджета, но если сами транспортные предприятия найдут источники такого финансирования, мы не против. Главное, чтобы это не были средства, вырученные от продажи обычных билетов, которые покупаются обычными пассажирами”. Профсоюзы явно не были довольны такими ответами: “Мы очень хорошо знаем, за что боремся, - заявил на прошедшей манифестации шеф межотраслевого протестного комитета Славомир Раковецкий. - Бесплатный проезд для работников общественного транспорта - это не привилегия и не прихоть, это часть вознаграждения за плохо оплачиваемый тяжкий труд. Каждый, кто приходил работать на транспорт, знал об этих льготах, и отменить их сейчас - все равно что запустить руку в чей-то кошелек и забрать оттуда последнее... Не хочу показаться язвительным, но скажу, что права на бесплатный проезд работники общественного транспорта Варшавы имеют с 1932 года. Даже когда наша страна была оккупирована немцами, фашисты не посмели отобрать у людей это право. Президент столицы Ханна Гронкевич-Вальц будет первой, кто решится на такой поступок”. Масло в огонь добавляет и тот факт, что на фоне урезания зарплат и льгот средняя зарплата сотрудников транспортных министерств и ведомств только растет и уже составляет 7 тыс. злотых (2250 долларов) - вдвое больше вознаграждения обычных трудяг. По данным польской газеты “Факт”, которая недавно провела независимое расследование, на зарплату транспортной номенклатуры власти столицы ежегодно тратят свыше 1,6 миллиона долларов!

Карта конфликтов

Последние сообщения >>