В Арбитражный суд Москвы подано три иска к авиакомпании "Скол" о взыскании долгов
Фото: pixabay.com

В Арбитражный суд Москвы подано три иска к авиакомпании "Скол" о взыскании долгов

06.07.2020 00:00

Источник: amurmedia.ru

Территория: ХМАО

Населенные пункт(ы): Сургут

Как стало известно из публикаций сразу нескольких новостных агентств "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) в конце мая подала в Арбитражный суд города Москвы сразу три иска к "Авиакомпании "Скол"

Как стало известно из публикаций сразу нескольких новостных агентств "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) в конце мая подала в Арбитражный суд города Москвы сразу три иска к "Авиакомпании "Скол", когда-то созданной в Сургуте, а затем перерегистрированной в Калининграде. В общей сложности ГТЛК попытается взыскать со "Скола" около 2,8 млрд рублей долгов. Источники в гражданской авиации говорят, что авиакомпания старается договориться с ГТЛК в связи с ситуацией, в которой из-за пандемии оказался весь воздушный транспорт, не только у нас, но и за границей. Но такие долги "Скол" накопила не за последние пару месяцев, когда были введены ограничения на перевозки. Стоит отметить, что компания уже не первый раз становится ответчиком в судебных разбирательствах и объектом внимания со стороны контролирующих органов. Но для того, чтобы разобраться, что все-таки пошло не так, нам придется посмотреть на вещи пошире и совершить небольшой экскурс в историю. Четыре года назад правительство начало реализацию приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации", финансировавшегося из средств федерального бюджета. Проще говоря, стало активно развивать в регионах санитарную авиацию.  Предполагалось, что в результате удастся не только охватить просторы нашей страны, в первую очередь Сибири и Дальнего Востока, современной системой авиационной скорой помощи, но и обеспечить заказами отечественные авиационные заводы, выпускающие специализированные типы вертолетной техники. Особую актуальность все это приобрело в условиях охватившей страну пандемии коронавирусной инфекции. Ведь именно санавиация стоит на переднем крае борьбы за жизнь и здоровье людей, проживающих в труднодоступных регионах. Справедливости ради надо сказать, что определенных успехов в этом деле достичь удалось. В 2017–2019 гг. на закупки у авиакомпаний услуг санитарной эвакуации государством было направлено 14 млрд рублей, при этом 80% средств выделено регионам из федерального бюджета, а остальное –самими субъектами федерации. В программе задействовано 50 регионов, на которые приходится около 90% территории страны и 60% населения. По словам индустриального директора авиационного кластера Ростеха Анатолия Сердюкова результаты пилотных проектов показали "существенное снижение летальности среди экстренных пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями – с 35 до 3%, и на 60% смертности от дорожно-транспортного травматизма". Упоминавшаяся выше лизинговая компания ГТЛК, как заявлял ее генеральный директор Сергей Храмагин, в 2017–2019 гг. заказала 110 вертолетов, в том числе 81 Ми-8 и 29 вертолетов "Ансат" на 40,6 млрд руб. На эти цели из госбюджета выделили 16,2 млрд рублей, а остальное компания сама привлекла на рынке. Вот осенью 2018 года ГТЛК как раз и заключила соглашение о намерениях с авиакомпанией "Скол" на передачу в лизинг трех самолетов L-410, одиннадцати вертолетов Ми-8 и четырех вертолетов "Ансат". Так что же все-таки не так? И при чем здесь Скол? Как предполагалось, за четыре года существования программы удастся отработать все процедуры и нюансы со всеми участниками процесса и в текущем году передать развитие санавиации в ведение регионов.  И вот здесь на передний план и выходит авиакомпания "Скол", ставшая активным участником государственной программы и получившая на эти цели от той самой ГТЛК специальные вертолеты под государственное финансирование. В начале 2018 г. Иркутский областной центр медицины катастроф по итогам электронного аукциона заключил государственный контракт на оказание авиационных услуг для оказания скорой специализированной медицинской помощи с авиакомпанией "Скол". Иркутский областной центр катастроф в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.02.2018 излагает, что В течение первых месяцев поставщик услуг несколько раз сорвал заявки на выполнение полета к пациентам, нуждающимся в срочной транспортировке. В нескольких случаях для спасения жизни пациентов, в том числе детей, центр был вынужден экстренно фрахтовать вертолеты других компаний. В итоге, отказавшись в одностороннем порядке от выполнения контракта, заказчик был вынужден вновь выбирать поставщика и нести дополнительные расходы. Претензионная ситуация с тем же исполнителем возникла осенью 2019 года в Удмуртии. В результате, в ноябре 2019 г., Первая республиканская клиническая больница направила в адрес ООО "Авиакомпания "СКОЛ" требование об уплате штрафа, согласно которому по ряду заявок заказчика были предоставлены вертолеты, имеющие недоукомплектованный медицинский модуль, предоставлены воздушное судна, не соответствующие техническому заданию, в связи с чем вылеты по заявкам не были осуществлены. В этом же требовании Больница указывает на непредставление воздушного судна по ряду заявок, без сообщения информации об отказе\задержке исполнения заявки. В марте 2020 года по соглашению сторон было заключено соглашение о расторжении контракта. И вновь возникла необходимость срочно проводить аукцион, заключать новый контракт с другим исполнителем и нести дополнительные расходы.  А ведь медицинские перевозки наиболее ответственный вид авиационных работ. Далеко не каждая компания в состоянии соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к санавиации – полеты днем и ночью, в сложнейших погодных условиях с посадками на непростые площадки. Необходимо обеспечивать высокий уровень технического обслуживания и эксплуатации авиатехники, соответствия требованиям медицинских учреждений, являющихся заказчиками этого вида работ. А из из размещённых на официальной странице "Скола" и в соцсетях фото и видео можно предположить, что вертолет авиакомпании, возможно, оборудован дополнительным топливным баком внутри салона, что запрещено условиями государственного контракта. Если это, действительно так, то может создавать угрозу для здоровья больных, медиков и экипажа. При этом другие компании, выполняющие аналогичные работы, при выполнении полётов на большие расстояния тратятся на заправку вне места своего базирования, то есть несут дополнительные расходы, но требования государственного заказчика строго выполняют.  Что же в результате? Отсутствие хорошо отработанного регламента закупок, в которых победителями становятся компании, давшие самую низкую цену, для такого рода высокотехнологичных и требующих специальной техники услуг приводит на деле к росту затрат бюджетов всех уровней при ухудшении качества и надежности предоставляемых сервисов. Не лучше было бы помимо стоимости, учитывать и репутацию компании, безаварийность полетов и способность качественно обслуживать технику, особенно если речь о государственных бюджетах и здоровье людей? При этом еще предполагается, что у участников программы не все хорошо и с взаиморасчетами с государственной лизинговой компанией за те самые, профинансированные государством "дешевые" вертолеты.   Очевидно, что такие подходы ставят под угрозу выполнение всей программы в целом, а ведь на ее реализацию в ближайшие два года планируется направить ни много ни мало 15,3 млдр рублей бюджетных средств. Важный вопрос, кто станет исполнителем этих программ, и не придется ли потом опять взыскивать бюджетные деньги через суд?

Карта конфликтов

Последние сообщения >>

В стране и за рубежом >>