Минтруд внес в Государственную Думу РФ пакет поправок к Трудовому кодексу

25.09.2020 05:08

Автор: Оксана Дякина

Источник: fedpress.ru

Территория: Москва

Министерство труда внесло в Госдуму пакет поправок к Трудовому кодексу. Помимо позитивных изменений, в нем оказалась статья, которую эксперты связывают с интересами работодателей, а не работников. Минтруд предлагает оценивать возраст и здоровье кандидата при его трудоустройстве.

Минтруд предложил работодателям оценивать возраст и здоровье соискателей Министерство труда внесло в Госдуму пакет поправок к Трудовому кодексу. Помимо позитивных изменений, в нем оказалась статья, которую эксперты связывают с интересами работодателей, а не работников. Минтруд предлагает оценивать возраст и здоровье кандидата при его трудоустройстве. К чему это может привести, а также о других идеях министерства в видеоинтервью ФедералПресс рассказал председатель Общественного движения «Труд» Сергей Песков. Министерство труда и социальной защиты России подготовило пакет поправок в Трудовой кодекс РФ. В него предлагается, в частности, ввести новую статью 351.8, согласно которой при трудоустройстве работодатель сможет оценивать состояние здоровья и возраст кандидата, а не только его профессиональные качества. При этом в действующей редакции Трудового кодека есть статья 64, согласно которой отказ кандидату при приеме на работу по любому критерию, кроме деловых качеств, считается дискриминацией. Как вы оцениваете эти поправки? – Оценка по состоянию здоровья соискателя – это субъективный фактор. По каким критериям работодатель будет оценивать, учитывая, что подобная норма уже прописана в трудовом законодательстве? Существует специальная оценка условий труда, предъявляются специальные требования к рабочему месту, учитываются вредные факторы. На основании оценки условий труда кандидату выдается направление для прохождения медицинского обследования. У нас эта норма законодательно утверждена и работает. Какие еще специальные критерии будут предусматриваться работодателям, и как это будет оцениваться – хотелось бы получить разъяснения. Многие требования у нас прописаны в трудовом законодательстве, и пока неясен смысл переписывания дополнительных требований в статье 351.8. С точки зрения возраста – это противоречит государственной политике. Не так давно был поднят пенсионный возраст. И так предпенсионерам было тяжело трудоустроиться, а сейчас критерий может еще больше ужесточиться. Эта категория попала в сложную зону. Есть также люди с ограниченными возможностями, и непонятно, как их трудоустройство будет регулироваться новой статьей трудового законодательства. По большому счету, мы видим, что это похоже на учитывание интересов работодателя, чтобы ему было проще отказать человеку по возрасту или состоянию здоровья. Проблема ведь касается не только соискателей. Эта норма будет распространяться и на действующих сотрудников, и у руководителей появляется дополнительная возможность расстаться с ними. Работодатель получит возможность расторгнуть трудовой договор с работником из-за его состояния здоровья с выплатой двухнедельного пособия. Для бизнеса это небольшие деньги. Когда мы рассматриваем эту норму, надо предусматривать дополнительные гарантии. Если человек не проходит по состоянию здоровья, эта компенсация не должна быть двухнедельной. Сомневаюсь, что человек за две недели работу найдет. Как минимум, должна быть двухмесячная. Нужно учесть защиту трудовых и социальных прав не только кандидатов, но и действующих работников. В стране много людей с лишним весом, высоким или низким уровнем сахара в крови, хроническими заболеваниями. Это что получается, человек приходит устраиваться на работу, а у него будут просить справку о здоровье? – Мы можем догадываться, потому что эта статья устанавливает только требования. Будут разрабатываться локальные акты правительства, Минтруда, региональных властей. Какие это будут акты, чьи интересы будут учитывать, мы не понимаем, поскольку неясна конечная цель документа. Но надо смотреть практику, поскольку у каждого работодателя есть выбранный подрядчик по медицинским услугам. Некое учреждение, куда он отправляет своих сотрудников на медосмотр, часто без права выбора. Это говорит о том, что у работодателя с поликлиникой есть договор, и здесь могут учитываться его интересы. Введение дополнительных ограничений создает предпосылки для коррупционных элементов. Представьте, у человека есть ограничение по состоянию здоровья либо другие, и эти требования ограничивают его доступность к рабочему месту. Может иметь место сговор сотрудника с медицинским учреждением. В целом очень спорный документ. Не вступают ли эти поправки в противоречие уже с действующими статьями Трудового кодекса? Например, о запрете дискриминации при трудоустройстве… – По медицинским показаниям есть явное противоречие. Есть специальные условия оценки рабочих мест и перечень профессий, где нужны дополнительные медицинские исследования. По возрасту, просроченным кредитам, погашенной судимостью – явная дискриминация. Хотя нарушения по данным критериям есть сплошь и рядом. Есть норма, которую обходят, появится дополнительная норма, которую также будут обходить в интересах не работников, а работодателей. Какие еще другие поправки в Трудовой кодекс вы бы отметили? – Повторюсь, документ довольно обширный. Нам как экспертам рынка труда не совсем понятна его суть. Практически все дополнительные требования дублируют уже утвержденные нормы трудового законодательства. Есть и новое. Учитывается удаленная работа, актуальность была понятна в период пандемии. Остальных особых дополнительных гарантий не видно. Что может сделать общественность? – Необходимо вести разъяснения, с какой целью вносятся дополнительные требования по медицинскому обследованию и возрасту сотрудников. Не получится ли так, что Минтруд либо другой орган выпустит локальный акт, который будет усугублять права работников? Такое ощущение, что делали работу ради работы, а конкретных целей, задачи и проблематики мы не увидели.

Карта конфликтов

Последние сообщения >>