22.04.2017


Как не допустить роста числа "работающих бедных"? - ГТРК «Санкт-Петербург». Архив программ. Видео. 22.04.2017 г.

 


 

Полный текст интервью заместителя председателя ФНПР Е.Макарова ведущей передачи Гражданское Общество Ю.Лавровой:

 
Гражданское общество.
 
1. Вице-премьер Правительства РФ О. Голодец назвала бедность работающих россиян «уникальным явлением». Что это за явление и в чем его уникальность? Аварии на производствах – следствие низкой оплаты труда?
 
В этой констатации как в капле воды отражается противоречивость социально-экономической политики, проводимой российским Правительством. Чтобы понять о чём говорила Ольга Голодец, нужно вспомнить азы политики доходов работающего населения. В нашей стране оценка доходов работников на государственном уровне проводится путём сравнения получаемой заработной платы с минимальным размером оплаты труда. На начало текущего года МРОТ = 7500 рублей. По словам вице-премьера, в стране 4 млн. 900 тыс. работников с таким уровнем заработной платы, которых с полным основанием нужно считать работающими бедными. 
Это признание не вполне корректно.
Работающих бедных намного больше, так как МРОТ, с которым идёт сравнение – показатель лишённый экономического смысла, на что постоянно указывают профсоюзы. Он устанавливается в отрыве от реальных интересов работников и экономики, исходя из абстрактных бюджетных ограничений.
Вместе с тем, существует показатель, который также утверждается Правительством РФ, - прожиточным минимумом для работающего населения. Этот прожиточный минимум в начале 2017 года, составил 10466 рублей для работающих, для пенсионеров он равен 8000 рублей, для детей - 9434 рубля. Переводя на понятный язык, это означает, что одинокий работник не должен получать заработную плату менее 10466 рублей в месяц, чтобы не считаться бедняком, проедающим свои накопления (если они были), продающим имущество (например, полученное в наследство), либо подрабатывающим на второй работе. 
Обратите внимание, прожиточный минимум на 3000 рублей (почти наполовину) больше МРОТ, а значит - количество бедных значительно превышает 7 млн. работающих. Однако и это сравнение не отражает реальную картину бедности работающих. Вспомним, что на политическом уровне в стране развернута кампания по поддержке семей, как способа преодоления демографических трудностей. Это означает, что молодая семья с двумя малолетними детьми, должна иметь заработок минимум 39800 рублей в месяц, а при использовании в качестве мерила МРОТ, эта величина для двух работающих родителей будет лишь 15000 рублей, то есть более чем в два раза меньше, если работает один, то картина и того хуже. При таких подсчётах количество работающих бедных в стране исчисляется десятками миллионов (по некоторым оценкам – до 30 миллионов), - почти половина трудоспособных!
Бедность - это тормоз на пути жизни наших людей, я даже не говорю сейчас о повышении благосостояния, здесь нужно говорить о выживании! Это тормоз, включаемый с самых первых шагов жизни человека, он мешает поддержанию и укреплению здоровья, получению качественного образования, он мешает развитию экономики и совершенно несовместим с теми задачами, которые должно решить наше общество, - построить современную инновационную экономику, справедливо обустроить социальную систему, сохранить (в конце концов) целостность нашей страны, так как бедность подрывает доверие к власти, порождает политическое недовольство и рождает революции. Не будем об этом забывать.
Вы упоминаете о происшествиях прямо или косвенно связанных с низкой оплатой труда. Скорее всего такое влияние не прямое, а через утрату квалификации и профессионализма вследствие низкой оплаты труда на критически важных рабочих местах. 
У проблемы низкой оплаты труда есть важное экзистенциальное следствие. Видимо оно относится к числу важнейших. Это - отчаяние, которое поглощает души миллионов нормальных, здоровых и способных к труду людей, когда они за свой труд не могут получить достаточных доходов, чтобы прокормить и себя самоё и семью.
Путь преодоления бедности известен: пересмотр экономической политики и разворот её лицом к сфере труда, совершенствование систем социального и пенсионного страхования, налогообложения, поддержки в период потери рабочего места, болезни. Все эти меры неоднократно озвучивались профсоюзами, но продвижение крайне слабо и противоречиво.
Ольга Голодец назвала только один из шагов, которые нужно делать для повышения заработной платы, - вести диалог и воспитательные мероприятия с работодателями по повышению заработной платы на низкооплачиваемых рабочих местах. Это – похвально, но начинать надо с безотлагательного повышения размера МРОТ на уровень прожиточного минимума и заставлять всех работодателей повсеместно платить не меньше этой величины. Ни в коем случае не включать районные коэффициенты и надбавки в устанавливаемые в регионах минимальные заработные платы; пересматривать структуру расходов на труд в стоимости продукции, постепенно увеличивая её вес; изменять условия кредитования предприятий, давая возможности для расширенного воспроизводства. Если такая политика будет реализована, то через два, максимум три года работающее население неизбежно повысит спрос на качественное продовольствие, товары длительного спроса и будет готово делать внутренние инвестиции.
 
2. Какую роль в сдерживании роста заработной платы играют трудовые мигранты? Если без притока дешевой рабочей силы не обойтись, то каким образом можно добиться того, чтобы она не тормозила рост зарплат в сопредельных секторах экономики? 
 
Трудовые мигранты для целого ряда отраслей экономики сегодня – вынужденная необходимость. Мы привыкли их видеть в качестве подсобных рабочих в супермаркетах, в качестве грузчиков, уборщиков, строительных рабочих и водителей. Трудно представить без них строительство. Но это далеко не всё, есть высокотехнологичные отрасли промышленности, где без квалифицированных мигрантов трудно обеспечить выпуск продукции, да и сезонные сельскохозяйственные работы без них не обходятся. Можно ли обеспечить экономическую сегрегацию трудовых мигрантов на производствах по отношению к коренным гражданам России? То есть развести их на рынке труда, чтобы они не конкурировали? Нет, это невозможно. Не существует смежных или не смежных секторов экономики, где можно легальным образом консервировать низкую оплату труда для мигрантов или для какой-то другой группы людей. Существуют примеры в разных странах, когда это делается нелегально, но этот путь – путь эксплуатации одними работниками других для извлечения выгоды за счёт дискриминации, не укладывается в национальные традиции российского рынка труда, пусть и нелегального.
Я думаю, что низкая заработная плата – ложное конкурентное преимущество. Это сдерживающий фактор для привлечения квалифицированных работников и его необходимо устранять. Надо устранять коррупцию, которая прямо связана с нелегальной рабочей силой, осуществлять меры по регулированию трудовых отношений мигрантов, включая решение вопросов охраны труда, но в первую очередь – устанавливать и жёстко отслеживать политику доходов работающего населения, необходимо устанавливать профессиональные стандарты, уровни квалификации и добиваться их исполнения в обмен на достойную оплату труда независимо от того мигрант ты или нет. Если конкуренция, то честная. И всё. 
 
3. Имеет ли смысл перейти к почасовой оплате труда, как это принято во многих развитых экономиках? Часть экономистов и политиков считает, что консервации бедности способствует низкая социальная мобильность и низкая мобильность рабочей силы. 
 
Прежде всего о почасовой оплате труда. Отдельные теоретики время от времени поднимают эту тему, но плохо понимают предмет, о котором берутся судить. Будем исходить из интересов работников.  Каждый работник нуждается в стабильном доходе на своём рабочем месте. Это необходимо для обеспечения его коренных интересов: планирования расходов семьи, приобретения предметов длительного пользования, решения жилищных вопросов, и так далее. Именно на этом фундаментальном принципе построен сегодняшний Трудовой Кодекс, который закладывает следующие принципы оплаты труда: исчисление заработной платы производится ежемесячно; заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца; в некоторых случаях (для расчёта отпуска и других нужд) вычисляется средний дневной заработок. Также установлена нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю, определены как общие подходы к тарификации, так и в условиях, отличающихся от нормальных. Причём в Трудовом Кодексе широко применяется понятие почасовой оплаты труда: при повременной форме оплаты, сверхурочных, ночных работах и т.д. Поэтому упомянутые теоретики отчасти ломятся в открытую дверь. Повременная оплата труда, там, где она применяется, построена именно на почасовых ставках. Однако фундаментальный принцип – ежемесячное исчисление оплаты труда.
Не будем лукавить, за предложениями «перехода на почасовую оплату труда» стоит вовсе не защита интересов работников и не какая-то абстрактная мода, а попытка отразить в Трудовом Кодексе интересы тех работодателей, кому требуется частичная, неполная занятость, кому нужна дистанционная занятость без традиционного учёта рабочего времени, то есть нужны новые способы привлечения рабочей силы с минимизацией постоянства в обязательствах. Это, так называемая «гибкая занятость». Такой подход профсоюзами отвергался и будет отвергаться, так как труд - это не товар, как это утверждают либералы разных поколений. Его нельзя продавать как колбасу, кусками. Труд не только даёт работнику возможность заработать, он предназначен для наполнения окружающего нас мира качественными товарами и услугами, производство которых требует технологической согласованности и профессионализма; он позволяет работнику развиваться в профессиональном, творческом плане; он обеспечивает его социальную идентификацию, развитие его способностей, повышает его культурный уровень и выполняет ещё массу других функций, реализация которых возможна при обеспечении полной и постоянной занятости. Конкурентоспособные предприятия строятся на сплочённых, мотивированных коллективах, а не на «атомизированных» рабочих часах. Поэтому, если найдёте теоретика, которому нужен переход на почасовую оплату труда, предложите ему начинать с себя и в порядке эксперимента перейти на трёхразовое питание в неделю, в соответствии с зарплатой на «частичной занятости». 
Теперь о мобильности. Это часто обсуждаемая тема в состоянии рынков труда. Не касаясь социальной мобильности, которая не всегда связана с трудовыми отношениями, а является более общим свойством социально-политической системы и подразумевает возможность смены социального статуса в обществе, можно проанализировать трудовую мобильность. По сведениям трудовой статистики, в нашей стране насчитывается около 900 тыс. работников, занятых за пределами региона проживания (если не считать повседневную миграцию между Москвой и Санкт-Петербургом и регионами их трудового влияния), то есть 1,25% работающего населения, что меньше статистической погрешности. Этому есть объяснение. Региональные рынки труда (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) не предлагают работникам вакансии, материально обеспечивающие переезд на новое место жительства и аренду там доступного жилья. Трудовая миграция в этих условиях имеет экономический смысл лишь для тех, кто спасается от крайней бедности и готов пополнить слой городской бедноты, лишь бы не опуститься на социальное дно окончательно. Либо напротив, способен получить рабочее место с высоким доходом и, как говорят - «подняться». Но случаи успеха единичны и погоды на рынке труда не делают. Вот и практикуются старые, проверенные способы повышения мобильности работающего населения: труд вахтовиков, отходников на сезонные работы, «халтуры» разного рода. Что в целом и укладывается в те самые 1,25%. То есть, на пути повышения трудовой мобильности лежит препятствие в виде той же низкой оплаты труда на открытых вакансиях, либо отсутствие инфраструктуры и транспортной доступности, обеспечивающих такую мобильность. 
Минтруд России в 2015 году запустил специальную программу повышения трудовой мобильности для 15 регионов, в которых сложился устойчивый дефицит рабочей силы, в основном на Дальнем Востоке. Поддержка работников, решившихся на переезд составляет около 225 тыс. на одного человека из местного и федерального бюджетов, причём эти средства идут работодателю на компенсацию его затрат. Посмотрим, как эта программа сработает, пока рано говорить о каком-то заметном результате.
 
4.  Можно ли бороться с бедностью не путем повышения заработной платы, что, как утверждает часть экономистов, будет раскручивать инфляцию, а через развитие известных еще со времен СССР «общественных фондов потребления»?
 
Конечно можно, но такого рода меры поддержки не должны стимулировать социальное иждивенчество. Человек, способный к труду не должен обивать пороги организаций, занятых социальной поддержкой. Он должен зарабатывать на жизнь и по системе солидарной помощи обеспечивать наполнение пенсионной и страховой касс достаточными средствами для выплаты нормальных (не менее 40 процентов, а лучше 60% от среднего заработка) пенсий и пособий по больничному, позволяющих встать на ноги и работать снова. Что же касается незащищённых слоёв населения, то я не вижу иного способа для поддержания человеческих условий их жизни, как адресных систем социальной поддержки. Но это тема для другого разговора.
Фонды потребления наполняют те, кто работает сегодня и сейчас, а по-другому экономика не работает. 
Что касается связи инфляции и повышения заработной платы, то это ложное утверждение. Основной причиной инфляции становится снижение покупательной стоимости денег на фоне повышения цен, почти всегда - под давлением дефицита государственного бюджета и монополизации ценообразования. Дефицит же возникает из-за роста расходов на нужды, не связанные с реальным расширенным производством: на госаппарат, на военные нужды и т.д. Если вы проанализируете причины инфляции, а их больше десятка, то среди них не найдётся такой, как рост оплаты труда в реальном секторе экономики. Напротив, рост доходов населения в условиях современной России, автоматически означает появление денег на продовольственном рынке, снижение задолженностей по коммунальным платежам, затраты на покупку предметов первой необходимости. Одним словом - оживление экономики.
 
5. Какую роль в борьбе с бедностью может сыграть введение «продовольственных карточек» для бедных? Вообще, тот ли это путь, по которому надо идти в России? 
 
Карточная система неоднократно вводилась в нашей стране как мера распределения в условиях дефицита. Как эта система работала многие из нас помнят. Редко кто испытывает позитивную ностальгию по тем временам. То, что предлагает сейчас Минпромторг – адаптированный к России аналог американской системы поддержки людей без доходов или с минимальным доходом, то есть – беднейших граждан. Если цель – улучшить структуру их питания, предоставить им качественные продукты, поддержать в трудных обстоятельствах, то это безусловно позитивное, богоугодное дело. Нужно посмотреть: как это всё будет работать, не будет ли это очередной коррупционной схемой, в результате которой до бедных ничего не дойдёт? Но это не должно иметь отношение к трудоспособным здоровым трудящимся, у них другие задачи – строить свою жизнь и жизнь своей страны, полагаясь на свои способности, энергию, талант, трудолюбие и упорство.
 
6. Какую роль в борьбе с бедностью могут сыграть социальные и семейные связи? Учитывая реальное положение дел в социально-экономической сфере, надо ли форсированными темпами разрушать патриархальный уклад жизни, до сих пор характерный для многих регионов России, где живут большими семьями, ведут единое хозяйство и поддерживают друг друга 3-4 поколения родственников? 
 
Семейный труд не новость во многих странах мира, в том числе и в России. Как правило, он занимает значительную долю в экономике развивающихся или слаборазвитых стран, как мера выживания. Конечно, для стран третьего мира – это очень важный фактор поддержания хотя бы минимальных условий для сохранения жизни. 
Но трудовые отношения внутри семьи несут в себе довольно много проблем. Прежде всего, семейный труд применим в довольно узком списке отраслей и не может отвечать целям развития общества, так как невозможно на его основе формировать фонды общественного потребления. В семейном кругу государство не сможет контролировать распределение доходов и, соответственно, справедливо исчислять налоги. В процессе семейного труда в него вовлекаются и стар, и млад, в этих условиях бессмысленно говорить о мерах поддержки в случае временной нетрудоспособности, болезни, о профессиональной подготовке и обучении, и так далее. Говоря о семейном труде, мы должны понимать ограниченность этого инструмента для развития человека, получения им достойного образования и социальной самореализации, ведь человек отключается от социально-политических лифтов в силу необходимости постоянно быть эффективным членом семейного трудового коллектива, когда от него зависят все остальные. 
Это вовсе не означает, что семейный труд вреден для общества и против него надо что-то предпринимать. Вовсе нет. Нужно адекватно оценивать его эффективность и понимать в каких условиях он может приносить пользу. Давайте смотреть правде в глаза: в условиях индустриального и постиндустриального общественного уклада, характерного для нашей страны, доля семейного труда малозаметна в экономике. По мере дальнейшего развития она будет уменьшаться. Научно-технический прогресс, развитие форм организации эффективного труда невозможно повернуть вспять.
 
7. Как надо относится к предложению лишить неработающих (или нелегально работающих) полисов ОМС?
Как надо относится к белорусским попыткам обложить налогом “тунеядцев”, т.е. тех, кто официально не занят?
 
Лишение какого-либо гражданина России полиса ОМС не предусмотрено законодательством, об этом уже говорилось Министром здравоохранения. Вместе с тем известно, что в Правительстве идёт поиск способов пополнить казну пенсионного фонда, фонда ОМС и других фондов за счёт дополнительных источников. Один из них – «налог на тунеядство». 
По мнению российских профсоюзов, это - дурная затея и такое направление законотворчества неприемлемо. 
Во-первых, если разбирать по косточкам белорусский опыт, то оказывается, что «налог на тунеядство» нацелен на тех трудящихся, которые зарабатывая себе на хлеб, не платят налоги в казну: сезонные сельскохозяйственные работники, люди творческих профессий, имеющие частную практику врачи и т.д. и уж далеко не в первую очередь, - реальные безработные. То есть эта мера направлена на вывод из «тени» налогоплательщиков и на стимулирование уклоняющихся белорусов к труду. 
Но это совершенный тупик. Вместо разработки эффективных способов налогообложения вполне трудоспособных и важных для экономики и общества групп работающих граждан, белорусские власти записали всех их в тунеядцев. Мы полагаем, что это ошибочный путь. Что касается России, то ФНПР продолжительное время ставит вопрос о разработке специализированных систем налогообложения для занятых в этих не вполне структурированных и прозрачных сегментах экономики. Но причём здесь «тунеядцы»?
Во-вторых, в Российской Федерации довольно значительная безработица, по методике МОТ приблизительно 5% от занятого населения, по данным Росстата - около 4 млн. 230 тыс. человек на начало года. Причём рекордсмены по числу незанятых – Республика Дагестан, Краснодарский край, Челябинская, Свердловская, Московская области чьи рынки труда не могут предоставить нужного числа вакансий. У нас есть регионы где уровень занятости едва переваливает через 50% от населения соответствующих трудоспособных возрастов. Так чья это вина, такая высокая безработица и низкий уровень занятости в этих регионах – недостаточное развитие экономики, плохое внимание к процессам на рынке труда, негодное управление или злонамеренное тунеядство? 
Не случайно в Белоруссии прошли акции протеста, аресты и откат по ряду позиций этого пресловутого указа, думаю нашему Правительству есть о чём задуматься.
 
8. В заключение, несколько слов о надвигающемся Первомае, как его отметят профсоюзы в этом году?
 
Традиционные первомайские акции в этом году пройдут под девизом «За достойную работу, зарплату и жизнь!».
Напомню, что День международной солидарности трудящихся во всём мире отмечается в память о жертвах полицейского террора. В мае 1886 года в Чикаго власти расстреляли мирную демонстрацию рабочих, требовавших установления 8-часового рабочего дня.  А затем организаторы этой демонстрации были арестованы и по ложному обвинению казнены. Кстати, в США 1 мая не отмечают…
По предварительным данным на улицы городов и посёлков в разрешённых властями митингах под этими лозунгами в России примут участие почти 2 млн 500 тысяч членов профсоюзов. Причина, которая толкает профсоюзы на эти акции – сложное социально-экономическое положение людей труда, отставание реальных доходов от инфляции, низкий уровень зарплат и социальных гарантий, растущая безработица. 
Конечно мы помним о том, что 2017 – год 100-летия Великой Российской Революции 1917 года и обстоятельства тех дней, требования и действия властей будут также предметом грядущих демонстраций. 
Мы помним об особых условиях нашего неспокойного времени, о террористической опасности и международной напряжённости, поэтому на знамёнах профсоюзов будут требования мира, лозунги антитеррористической направленности.
Профсоюзы примут все меры, чтобы Первомайские праздники прошли безопасно, организованно и продуктивно, присоединяйтесь к нам в борьбе «За достойную работу, зарплату и жизнь».

 

В стране и за рубежом >>